Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Диалогизм - 2 издание - 2009 год.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
10.09.2019
Размер:
100.83 Mб
Скачать

Философия диалогизма в притчах

"Я знаю о звёздах", - сказал звездочёт.

"И я", - сказал духовидец.

"Я их наблюдал", - сказал звездочёт.

"А я их видел", - сказал духовидец.

"Я много лет их изучал", - сказал звездочёт.

"А я их познал сегодня ночью", - сказал духовидец.

"Ночью, - сказал звездочёт, - все люди спят".

"Это говорит лишь о том, - сказал духовидец, - что ты судишь обо всём только по собственному опыту".

"А ты как судишь?", - спросил звездочёт.

"А я не сужу, - ответил духовидец, - у моих мыслей такие быстрые кони, что они иногда летят быстрее стрел, пущенных из лука. Для того, чтобы су-дить, нужно неспеша гулять в прошлом и долго сидеть в настоящем. А мне некогда, я должен к утру возвращаться, чтобы иногда встречаться с тобой и говорить о звёздах".

На берегу прозрачного озера сидели двое. Один всматривался в зеркаль-ную гладь воды, а другой кидал в воду камни и считал расходящиеся круги: "Один, два, три, четыре, пять..."

Наконец, тот, кто всматривался в зеркальную гладь воды, обратился к бросавшему камни: "Почему ты ничего не делаешь?", - спросил он.

"Как ты смеешь мне такое говорить? - возмутился бросавший камни, - Я изучаю свойства этой среды", - сказал он, указав на воду.

"А я изучаю себя", - ответил другой.

Мудреца спросили: "Почему ты никогда не отвечаешь тем, кто говорит против тебя?"

Он ответил: "Потому, что я всегда в дороге".

"Ну, и что?", - удивились спрашивающие.

"А то, что для тех, кто ещё не умеет брать мёд, - для них слово, сказанное против, - что пчёлы, - всё время мешают: и жужжат, и вьются, и вот-вот укусят. Для тех, кто греется в лучах славы, - для них слово, сказанное против, - что глоток шипучего напитка, - бодрит, ударяет в голову, обжигает холо-дом, но не утоляет жажды. А для тех, кто всегда в дороге, слово, сказанное против, - что порыв ветра, - свидетельствует об изменении погоды. А погода, - что? - Хорошая в пути помогает, а от плохой укрыться можно, - главное, порыв ветра не пропустить".

"Мы тебя так любим, учитель, и уважаем, - сказали ученики, - что готовы слушать тебя всегда!"

"Как же долго вы готовы меня слушать?", - спросил учитель.

"Всю жизнь", - ответили ученики.

"Это ужасно, - сказал учитель, - когда же вы тогда начнёте делать то, о чём слушали!"

"Но, если мы будем делать то, о чём слушали, то мы уже не сможем тебя слушать", - возразили ученики.

"Ну, что же, - сказал учитель, - тогда вас буду слушать я".

Был у отца сын. И так случилось, что долго они друг друга не видели. И вот, однажды, явились к отцу трое, каждый из которых называл себя его сыном.

Отец сказал им: "Я признаю своего сына в том, кто объяснит мне, что такое "сын"".

"Нет ничего проще, - сказал первый, - сын - это копия своего отца. Он по-хож на него во всём и даже бывает, что их могут спутать друг с другом".

"Это несложно, - сказал второй, - сын - это радость и счастье для своего отца. Потому что с рождением сына отцу есть кому оставить всё своё наслед-ство".

"Это трудно объяснить словами, - сказал третий, - сын - это зерно с тремя семенами: из одного вырастает цветок, собирающий лучи солнца и росу, из другого вырастает хлебный колос, из третьего - виноградная лоза".

В ком отец признал своего сына? - Об этом спроси своё сердце, - оно знает.

Путники некоторое время шли вместе. И вот, во время последнего при-вала, перед тем как их тропинки должны были вновь разойтись в разные стороны, один признался: "Это путешествие так утомило меня, что была б моя воля, я бы заснул и спал, не просыпаясь, днём и ночью".

"Ты и так спишь, - сказал другой, - только не замечаешь этого".

"А ты?, - спросил первый, - Ты разве не спишь, например, ночью?"

"Нет, - ответил второй, - не сплю. Это только со стороны кажется, что я сплю. На самом деле я не сплю и даже опасаюсь заснуть ненароком, поэтому должен время от времени проверять, сплю я или нет".

"Что же ты делаешь ночью, когда всем кажется, будто ты спишь?", - спросил первый.

"Я слышу и замечаю то, что не услышал и не увидел утром, начинаю по-нимать то, что не смог понять днём, завершаю то, что не успел сделать вече-ром, познаю то, что невозможно познать здесь".

"Мне трудно понять тебя", - сказал первый.

"Именно поэтому наши тропинки сегодня расходятся", - сказал второй.

"Но я смогу когда-нибудь понять тебя?", - спросил первый.

"Конечно, если захочешь, - ответил второй, - иначе наши тропинки ни-когда бы не пересекались".

У мудреца спросили: "Что лучше, - хвалиться своими достоинствами или ругать чужие недостатки?"

Мудрец ответил: "Лучше всего учиться различать, где достоинства, а где - недостатки, иначе может оказаться, что хвалишься своими недостатками, а ругаешь чужие достоинства".

"Учитель, - обратились ученики, - рассуди, кто из нас прав: один из нас считает, что человек подобен звезде, другой - что океану, третий говорит, что человек подобен драгоценному камню, четвёртый - дереву, пятый - птице, шестой - животному, седьмой утверждает, что человек подобен самому себе".

Учитель ответил: "Человек подобен Богу, чей Дух един и вездесущ. Поэтому он может быть похож на всё то, что есть на Небе и на всё то, что есть на Земле. А теперь вы ответьте, - сказал учитель, - почему много правд, собранных вместе, не всегда могут преобразиться без помощи учителя в истину?"

"Учитель, - попросили ученики, - мы бы желали обрести такое богатство, которое бы никогда не портилось, которое бы никогда не иссякало и которое было бы невозможно отнять".

"Тогда вам нужно обрести истинную свободу", - сказал учитель.

"Она у меня и так есть, - сказал один из учеников, - я всегда делаю только то, что хочу, но что-то богатым себя не чувствую".

"И я, - сказал другой ученик, - тоже всегда говорю, что вздумается, де-лаю, что хочу, а богатым себя не чувствую".

"И я, - сказал третий ученик, - я тоже всегда думаю обо всём, что взбре-дёт в голову, говорю обо всём, что вздумается, делаю, что хочу, а богатым себя тоже не чувствую".

"Так всегда бывает, - сказал учитель, - когда истинную свободу путают с пленом".

(г. Москва, 1992 год)