
- •Черты постмодернистской поэтики в романе Умберто Эко «Имя розы»
- •Своеобразие концепции истории в романе Джулиана Барнса «История мира в 10 ½ главах». Тематика и проблематика произведения.
- •Постмодернизм в современной литературе: известные представители и программные произведения ( по выбору студента)
- •Принцип гипертекста в романе «Хазарский словарь». Постмодернисткая трактовка истории.
- •Мотивы Нового Завета в романе а. Слаповского «Первое второе пришествие»
- •«Мир как текст» в рассказе х.Л. Борхеса «Вавилонская библиотека»
- •Воплощение черт неомифологизма в произведении ф. Дюрренматта «Минотавр»
- •Библейские аллюзии в повести э. Шмитта «Концерт памяти ангела»
- •Традиции «евангельской прозы» в литературе XX столетия. Библия и современная литература (на примерах прочитанных произведений с. Гейма, э. Шмитта, о. Слаповского)
- •Футурологические предостерижения в антиутопических произведениях русской литературы
- •Новаторский характер романа Дж. Фаулза «Женщина французского лейтенанта»
- •Роман м. Павича «Хазарський словник»
- •Морально-философская проблематика женской прозы (д. Рубина «Адам и Мириам»)
- •Антиутопические мотивы в творчестве м. Этвуд (роман «Рассказ служанки»)
- •Гротескон-сатирическое изображение таталирарной идеологической системы в романе в. Войновича «Москава-2042». Прийом «машини времени» в сюжетно-композиционной организации произведения.
«Мир как текст» в рассказе х.Л. Борхеса «Вавилонская библиотека»
План ответа:
Хорхе Луис Борхес – (1899–1986) – аргентинский прозаик, поэт и публицист. Профессор английской и американской литературы. Доктор Сорбонны, Оксфордского и Колумбийского университетов.
Круг научных интересов: Знаток буддизма, каббалы, поэзии скальдов.
Необъятная эрудиция и постоянные апелляции к забытым текстам, смешение реальных произведений с вымышленными – особенности коротких рассказов Борхеса («Юг», «Книга песка», «Алеф», «Сад расходящихся тропок», «Тайное чудо» и др.).
Особенности стиля Х.Л. Борхеса: включение в сюжет эссе или рассказа ключевых положений воззрений различных философов; применение словарей, справочников, энциклопедий; использование слова как зеркала (позволяет войти внутрь себя, открывая перспективы), «боковых» деталей (передает мгновенное и впечатляющее ощущение реальности, счастья, полноты), возможности увидеть «мир без тебя», символов, универсальных метафор.
«Все во всем», универсальность и интертекстуальность как основа поэтики, пафос безграничного познания, культ книга.
Рассказ «Вавилонская библиотека» (1941) как метафора и космоса, и культуры. Равнозначность, неисчерпаемость и бесконечность Вселенной и культуры. Принцип отношения к культуре: читать, расшифровывать, но в то же время творить новые загадки, новые ценности. Вавилонская библиотека как образ Универсальной Библиотеки. Фантасмагорическая бесконечная галерея шестигранников как метафора Книги: ее центр всюду, а окружность нигде. Принципы «игры», «классификации», «лабиринта» в тексте.
Множественность реальностей определяет пространственную организацию текста.
Человеческая жизнь как движение в пространстве культуры, паломничество в поисках книги, каталога каталогов, которое заканчивается "в нескольких милях от шестигранника, в котором появился на свет".
Литература:
Левин Ю. Повествовательная структура как генератор смысла. Текст в тексте у Х. Борхеса //Текст в тексте: Труды по знаковым системам. – Тарту, 1981.
Степанов Г. Поучительный эксперимент у Х. Борхеса // Язык. Литература. Поэтика. – М., 1988.
Ямпольский М. Метафора Борхеса // Латинская Америка. – 1989. – № 6.
Воплощение черт неомифологизма в произведении ф. Дюрренматта «Минотавр»
План ответа:
Фридрих Дюрренматт (1921 – 1990) – швейцарский прозаик, публицист, драматург и художник-экспрессионист.
Рассказ - «баллада» «Минотавр» (1985 г.). Неомифологическое прочтение мифа. Традиционный миф об убийце Минотавре как миф о Минотавре-жертве. Начало баллады (так определяет автор жанровую специфику своей новеллы) – традиционная предыстория мифа о Минотавре, смещение всех дальнейших акцентов. По-новому должен быть открыт известный миф, рассказанный у Дюрренматта с позиции Минотавра, а не его жертвы.
Принцип взаимоотражений в системе двойников: Тезей перед Минотавром в маске Минотавра, точная копия Минотавра.
Лабиринт письма – синтаксический, лексический, образный уровень текста, Парадигматическая структура, «калейдоскопическое письмо», непосредственно связанное с лабиринтной системой взаимоотражений персонажей.
Образ – зеркало: зеркальный лабиринт Минотавра.
Минотавр в центре лабиринта как метафора пути, возвращения к себе через преодоление дискретности, и обретение в пространстве "импрессированной" души той точки, где берет начало нисхождение вглубь себя, что связано с мотивом адской муки Сизифа и мотивом страха.
Литература:
Кузнецова Н.В. Миф о Минотавре в художественном сознании ХХ века (А. Жид «Тесей», Х. Кортасар «Цари», Х.Л. Борхес «Дом Астерия», Ф. Дюрренматт «Минотавр»). // Вестник Московского Университета Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2008. № 2. С. 108-113
Седельник, В.Д. Бунтующий минотавр в лабиринте истории Текст. / В.Д. Седельник // Литературное обозрение. 1991. -№12. - С. 44-50.
Пожидаева, В.Г. Образ Минотавра как семиотический медиатор художественных миров Дюрренматта и Пикассо [Текст] / В.Г. Пожидаева // Семантическое поле культуры: генетические связи, типологические параллели, творческие диалоги: Материалы Всероссийской научн. конференции (Омск, октябрь 2004 г.). - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2005. - С. 96-104.