Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Diplom окончательный вариант.doc
Скачиваний:
45
Добавлен:
08.09.2019
Размер:
3.08 Mб
Скачать

2.3 Основные мишени психологической реабилитационной помощи после развода

Как и в случае работы с семьей, в случае реабилитации при разводе можно говорить об основных мишенях, на которые направлена диагностика и психотерапевтическая помощь. Иначе говоря, речь идет о сферах дисфункций, на которые необходимо обратить внимание, если клиент после развода «застрял» на той или иной стадии горевания, либо обратился потому, что из раза в раз повторяет один и тот же неудачный сценарий.

Аронс в своей книге «Развод: крах или новая жизнь?» уделяет внимание чувству утраты в связи с такой потерей, как потеря роли. Потеря роли может быть не такой тяжелой, когда она приходит в положенное время, и мы можем к ней как-то подготовиться. Потерю родителя, вызванную его пожилым воз-растом, как это ни печально, можно предвидеть, мы можем запланировать и уход на пенсию. А вот потеря тех ролей, которую мы не ждали, или случаи, которые произошли внезапно, особенно трудно переживаются нами. А если к тому же роль супруги в этой, теперь распавшейся семье, до развода была главной в вашей жизни?

Если главной мужской ролью является добытчик или поставщик, она остается такой же и после развода.

Если женщина видит свою социальную роль, прежде всего как роль «жены доктора», «жены полковника», «жены директора фирмы», то потеря этой роли зачастую проходит для нее травматично. Аронс приводит пример историю женщины, которая провела большую часть своей жизни в тени своего мужа – выдающегося хирурга. Муж предложил ей разойтись после 30 лет брака, и хотя теплые отношения в браке давно сошли на нет, ее роль и статус оставались до развода при этом прежними. Она являлась членом местной ассоциации для жен докторов и врачей, присутствовала на торжествах, работала в магазинчике этой же больницы и устраивала у них дома приемы для коллег мужа. Когда он попросил о разводе, эта женщина была просто убита – как ей показалось, она была опозорена на работе.

«Существование роли вызывает борьбу за связь прошедшей реальности с сегодняшним самовосприятием» пишет Аронс. «Часто это — «похмельный синдром», неудовлетворенное чувство личности, продолжающей воспринимать себя как мужа или жену. По мнению Аронс, это чувство утраты роли жены заставляет некоторых как можно скорее искать себе какого угодно нового партнера, а некоторых – тратить силы на возвращение старого, хотя жизнь с ним была переполнена конфликтами и страданиями.

Согласно мнению социолога Хелен Фукс Эпштейн Эбо, автора книги «Становиться бывшим», «процесс выхода из роли, смена ролей может быть легкой или более трудной под влиянием спектра факторов. Как добровольно меняется ваша роль? Какая степень выбора и контроля имеется у вас при выходе из роли? Какое место занимала эта роль в вашей жизни? Как долго вы были в этой роли? Какие социальные преимущества она вас давала? Как устанавливалась старая роль? Как новая?».

Утраченные социальные роли и формирование новых ролей, а так же отделение одних ролей от других, если они были тесно переплетены – одна из важнейших мишеней психологической реабилитации.

Вместе с потерей прежних ролей, оба супруга зачастую формируют новые правила. Семейные правила и стереотипы взаимодействия являются важным параметром семейной системы и мишенью реабилитационной работы психотерапевта. Так, например, в одной из исследованных Аронс пар, после развода женщина для своего спокойствия вводит правило «Никому не говорить при ней о бывшем муже». Это правило нелегко принять детям, которые видятся с отцом, оно заставляет их запереть волнующие их вопросы внутри себя, или чувствовать себя виноватыми, что общаются с отцом, но их матери кажется, что ей так легче пережить развод.

При психологическом консультировании бывает важно установить, какие правила привели к улучшению психологического климата взаимоотношений членов распавшейся семьи друг с другом и с остальными людьми, а какие могли привести к еще большему ухудшению эмоционального состояния членов семьи, прошедших через развод.

Следующей мишенью реабилитационной работы после развода можно назвать ритуалы и символы семьи. Ритуалы сопровождают важнейшие события и перемены. Они консолидируют нас, они являются неотъемлемой частью наших праздников. Они также помогают нам преодолеть наше беспокойство, указывая, как следует вести себя. Существует масса ритуалов вступления в брак и похорон. Существуют так же ритуалы всех праздников, ритуалы выхода на новую работу и отвальной со старой работы, ритуалы выхода на пенсию и т.п. Но нет общепризнанных ритуалов, знаменующих конец брачных отношений.

Согласно мнению специалистов психологического центра Спасс, многие бывшие супруги отмечают потребность в неком действе, ритуале разрыва: рвут общие фотографии, сжигают завалявшуюся старую открытку с признанием любви навек, выкидывают обручальное кольцо в реку, возвращают друг другу подарки. Это делается не только в порыве гнева, и далеко не всегда в истерике – это может быть вполне осознанный шаг с целью провести какой-то ритуал завершения отношений, поставить точку.

Так, например, пережившая развод г-жа Ю. на консультации говорила, что ей не дает покоя новая кровать бывшего мужа, которую они выбирали вместе как семейное ложе, а теперь, после разрыва, вполне вероятно, муж будет спать на ней с другой женщиной. Ю. предложила в качестве точки в их отношениях, которая принесет ей облегчение, что муж мог бы продать эту кровать на сайте объявлений и купить себе другую. По совету психолога, она решилась обратиться к бывшему супругу с этой просьбой, и вопреки ее сомнениям, муж очень уважительно отнесся к ее просьбе и продал кровать. После этого их взаимоотношения по деловым вопросам уже в ролях экс-мужа и экс-жены значительно улучшились.

В другом случае г-жа Н. сразу после принятия решения о разводе настаивала, чтобы муж принял от нее обратно все свои подарки, которые она смогла найти.

В последнее время в продаже можно заказать аналогичный свадебному торт «развод», существуют профессиональные фото, символизирующие развод. А художник из штата Нью-Мехико предлагает символичный сувенир для разведенных — кованый кузнечный молоточек на разбитых частях пластины. Все это говорит о том, что у многих есть потребность в ритуале разрыва семейных отношений.

Помимо общественных ритуалов развод также включает в себя и личные моменты — свои для каждой семьи. Ежедневный ритуал, такой, как совместное вскрывание почты после кофе или поход вдвоем за продуктами, — есть у каждой семьи. Более сложные ритуалы существуют для поздравления с днем рождения и другими праздниками. Помочь этим ритуалам трансформироваться, выбрасывая ранящие моменты, может своевременная помощь психолога или участие в группе поддержки.

Еще одним важным параметром семейной системы, выделяемым Варгой, а так же возможной мишенью психотерапевтического внимания являются семейные границы. Были ли открыты все двери в квартире разведенных супругов, могли ли супруги свободно читать смс – сообщения друг у друга в телефоне и проверять карманы одежды друг друга перед стиркой, был ли у супругов общий бюджет, либо каждый из супругов имел раздельный кошелек – все это сказывается на дальнейшей жизни разведенных супругов и их отношениях после развода.

Одна из задач психологической помощи при разводе – помочь не зацикливаться на тех особенностях семейных границ, которые привели к неудачному результату и крушению брака, осознать, что все люди индивидуальны, не впадать в крайности типа: «Больше никогда не буду говорить мужу, сколько я зарабатываю», «Теперь все мое – это мое, а все его – общее», «Чтобы я еще раз дала мужу пароль от своей переписки?!».

Самым обширным параметром, который может являться мишенью для диагностики возможных дисфункций, которые повлекли за собой длительные тяжелые состояния, является такой параметр как семейная история. С ней связано огромное количество индивидуальных нюансов психотерапевтической помощи после развода.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]