Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Diplom окончательный вариант.doc
Скачиваний:
45
Добавлен:
08.09.2019
Размер:
3.08 Mб
Скачать

Глава 2 Особенности психологической реабилитации женщин после развода

2.1 Развод как психологическая травма.

Переживание горя, утраты в связи с разводом

Согласно мнению известного психотерапевта и основателя в Лос-Анджелесе Центра Профилактики Суицидов Нормана Фарбероу, львиная доля всех приобретаемых антидепрессантов скупается именно женщинами, пережившими развод.

У разводящихся супругов достаточно часто наблюдается своеобразный шок со смесью вины, стыда и жалости к себе. Разведенные пытаются рационализировать ситуацию и доказать, что им безразличны возникшие проблемы. Весьма распространенным является чувство беспокойства, тревоги, нетерпеливости, идущее от нарушенных привычек и утраты привычных ролей.

Когда решение о разводе принято однозначно и бесповоротно, когда юридическая машина запущена, в жизни супругов и их детей наступают не лучшие времена.

Психология развода такова, что для финального расставания необходимо завершить отношения супружеской пары. Это значит высказать все, что наболело и так, чтобы «отлегло». Оставить прошлое – в прошлом. В реальной жизни люди редко позволяют себе такие выяснения, опасаясь остаться врагами особенно, если есть общие дети. Тогда невысказанные боль, обиды, гнев, разочарования, несбывшиеся надежды остаются «гнить» внутри, отравляя жизнь. Эхо прошлых отношений мешает построению новых. Для «очищения» привлекаются друзья и подруги, временные попутчики, собутыльники, интернет-форумы.

По различным источникам, в течение года после развода риск заболеваний у разведенных увеличивается на 30% (в основном это психические и кожные заболевания, мочеполовые расстройства, головные боли) [1, 12, 28].

Распространено мнение, что женщина психологически более уязвима при разводе. Оно исходит из ее слабости, меньшей устойчивости к сильному стрессу [20, с. 260], привязке к дому и домашним делам, а не работе и карьере, из проблем, связанных с детьми, или же с нарушенными планами иметь детей в этом, разрушающемся браке, абортами.

Но и для мужчины развод – далеко не обязательно благо и свобода.

По утверждениям других исследователей, если женщина сильно страдает от неуверенности в своих силах, материальных проблем, резкой необходимости менять приоритеты деятельности, активизироваться в социуме, во внешней среде, в работе и карьере, заводить новые знакомства, то мужчина зачастую начинает сильнейшим образом страдать от изоляции. Поскольку мужчины зачастую имеют меньше друзей и социальных связей, чем женщины, после развода они оказываются более изолированы и погружены в замкнутый круг работы и опустевшего дома или съемной квартиры, и испытывают связанный с этим комплекс проблем, нередко это бывает уход в алкогольную зависимость[1, с. 1-3].

По мнению психолога Т. Гребенкиной, во время и после развода у женщины повышается тревожность, что связано с различными страхами: не состояться социально, не найти работу, не суметь содержать себя и ребенка, страх не выйти замуж еще раз, страх осуждения со стороны близких (порой активно подпитываемый позицией окружающих «как ты могла допустить это?», «настоящая женщина терпелива с мужчиной и всегда найдет компромисс» [34, с. 45-46]. Порой в итоге она сама накладывает на себя ярлык «плохая женщина» под воздействием стереотипа, что «климат в доме определяет женщина» и «от хорошей жены муж не уйдет». Так же появляется страх, что даже «плохонький» муж якобы может оказаться сравнительно лучшим отцом детям, чем новый муж, потому что прежний муж – родной отец детей.

Таким образом, женщина в процессе развода помимо собственно стресса, связанного с потерей привычного жизненного уклада и с изменением отношения к в свое время очень близкому и любимому человеку – мужу, испытывает сильнейший стресс, связанный с возможными будущими трудностями, охватывающими в первую очередь ее социальные отношения – работу и карьеру, отношения с детьми, отношения с родственниками и друзьями.

Большинство практикующих специалистов сходятся во мнениях, что одной из довольно распространенных причин обращений к психологу являются затяжные тяжелые эмоциональные переживания после развода.

Развод — это юридическое фиксирование факта «смерти отношений», того, что люди, ранее избравшие друг друга в качестве самых близких друг другу, больше не хотят иметь друг с другом общую семью, общий дом и общие дела. Осознание и признание вслух факта, что продолжение брачных отношений кажется бессмысленным, вызывает самые разнообразные, но почти всегда болезненные чувства.

Наиболее часто речь идет о чувстве вины, злости, отчаянии, тревожных состояниях, депрессии, утрате доверия к противоположному полу, пошатнувшейся самооценке.

По мнению Кочюнаса Р., утрата близкого человека случается не только при его смерти, «потеря близкого» происходит так же в ситуациях развода, т.е. разочарования друг в друге, в ситуациях измены, субъективного ощущения предательства, в ситуациях совершения одним из близких людей поступков, которые другой считает неприемлемыми [23, с. 358]. Развод представляет собой аналогичную ситуацию потери и порождает схожую динамику переживаний.

И следовательно, психологическая работа с последствиями развода аналогична работе с другими видами утраты и горевания. Подобная работа, это реабилитация человека после пережитого кризиса, имеющая своей целью возвращение клиента к нормальному функционированию, а также, если необходимо ради детей, стариков или общего бизнеса, к продуктивному взаимодействию с бывшим супругом.

В данном случае зачастую одновременно происходит крушение надежд на целостность разрушившейся семьи, переживание потери (и возможно предательства) близкого человека, потеря статуса жены, потеря жизненного уклада, распорядка дня, возможно, места жительства и сложившихся принципов общения с общими родственниками и знакомыми. Одновременно, зачастую болезненно переживается потеря в материальном достатке и раздел имущества, причем, необходимость делить имущество с человеком, недавно бывшим самым близким, а теперь не оправдавшим доверие, вызывает целый спектр отрицательных эмоций.

Если в разводящейся семье есть дети, множество переживаний связано с каждой отдельной ситуацией, в которую ставит развод, начиная от необходимого разъезда и раздела имущества и заканчивая тем, кто и по какому графику будет забирать ребенка из школы или детского сада.

Все эти многочисленные утраты делают ситуацию развода, вопреки неоднозначному мнению обывателей, поздравлять с разводом или сочувствовать, родственной тем случаям, когда человек переживает цикл горевания.

Горе – это естественный процесс, и некоторые люди переживают его без профессиональной помощи. Но хотя потери и являются неотъемлемой частью жизни, тяжелые утраты нарушают личные границы и разрушают иллюзии контроля и безопасности. Поэтому процесс переживания горя может трансформироваться в развитие тяжелых состояний: человек как бы «застревает» на определенной стадии синдрома утраты. Чаще всего такие остановки происходят на острой стадии. Усиливаются и сохраняются в течение длительного времени симптомы, характерные для этого периода, их комплекс соответствует посттравматическому стрессовому расстройству либо другому тревожному расстройству.

Продолжительность реакции горя, очевидно, определяется тем, насколько успешно индивид осуществляет работу горя, а именно выходит из состояний крайней зависимости от утраченного, вновь приспосабливается к окружающему и формирует новые отношения. Одно из самых больших препятствий в этой работе состоит в том, что многие клиенты пытаются избежать сильного страдания, связанного с переживанием горя, и уклониться от выражения эмоций, необходимого для этого переживания.

Тем не менее, при работе с серьезной утратой чрезвычайно важно учитывать, насколько сильные эмоции сдерживает клиент, насколько глубоко он переживает горе и на какой стадии горевания он обратился за помощью.

Коротко стадии горевания можно охарактеризовать следующим образом [28, с.115].

1) На первый план выступает физическое страдание, которое может проявляться в виде периодических приступов со спазмами в горле, учащенным дыханием и постоянной потребностью вздохнуть. Ощущается чувство пустоты в животе, потеря аппетита, мышечной силы; малейшее движение становится крайне тягостным и почти невозможным, от незначительной физической нагрузки возникает полнейшее изнеможение. На фоне этих телесных признаков человек испытывает психическое страдание в виде эмоционального напряжения или душевной боли. Отмечаются изменения ясности сознания: возникает легкое чувство нереальности и ощущение, что эмоциональное расстояние, отделяющее человека от других людей, увеличилось. Шок от перенесенной утраты и отказ поверить в реальность происшедшего могут длиться до нескольких недель, в среднем 7–9 дней. Происходящее переживается как нереальное. Человек в состоянии шока может делать что-то действительно необходимое. Чувства по поводу происшедшего почти не выражаются; человек в состоянии шока может казаться безразличным ко всему. Оцепенение – наиболее яркая черта этого состояния. Часто человек в этой фазе чувствует себя вполне хорошо. Он не страдает, снижается чувствительность к боли и даже «проходят» беспокоившие заболевания. Человек настолько ничего не чувствует, что даже рад был бы почувствовать хоть что-нибудь. Его бесчувственность расценивается окружающими как недостаточность любви и эгоизм. От горюющего требуется бурное выражение эмоций, если же человек не может заплакать, его упрекают и винят. Между тем именно такое «бесчувствие» свидетельствует о тяжести и глубине переживаний. И чем дольше длится этот «светлый» промежуток, тем дольше и тяжелее будут последствия.

Несмотря на все обманчивое внешнее благополучие, объективно человек находится в довольно тяжелом состоянии. И одна из опасностей состоит в том, что в любую минуту оно может смениться так называемым острым реактивным состоянием, когда человек вдруг начинает «биться головой о стену», то есть становится «буйным». Окружающие, чья бдительность усыплена, не всегда готовы к этому.

На этой стадии клиенту необходима, прежде всего, поддержка психотерапевта, возможность выразить свои эмоции, цель работы может заключаться не в изменениях, а просто в приятии факта случившегося, в возможности выговориться, дать волю чувствам.

2) Часто на смену шоковой реакции приходит чувство злости, агрессии, обиды, досады. Злость возникает как эмоциональная специфическая реакция на помеху в удовлетворении потребности, в данном случае – потребности остаться в прошлом, когда все еще можно было исправить (Василюк, 1991). Любые внешние стимулы, возвращающие человека в настоящее, могут провоцировать это чувство. Злость также свидетельствует о глубине полученной психологической травмы. Это обусловлено резкой фрустрацией – невозможностью осуществления планов, желаний. Либо, наоборот, горюющий пытается отыскать в предшествующих утрате событиях и поступках то, чего он не сделал для ушедшего человека, для сохранения отношений. Тогда агрессия принимает форму аутоагрессии, чувства вины, стыда, досады на себя. Малейшие оплошности, невнимание, упущения, ошибки преувеличиваются и способствуют развитию идей самообвинения.

На этой стадии грамотное сопровождение психотерапевта может предотвратить различные мстительные или аутоагрессивные действия. При этом, как отмечает Аронс, большое терапевтическое значение имеет осознание клиентом, что сходные агрессивные переживания временно испытывали многие разводящиеся. Именно ощущение уникальности, неповторимости своей трагедии как бы накручивает клиента в его желании отомстить бывшему супругу за крушение семьи либо наоборот, казнить себя за промахи, приведшие к разводу.

На этой же стадии может вспыхивать внезапное желание вернуть супруга, вне зависимости от тягот совместной жизни, и отрицание безвозвратности утраты.

3) Третья стадия – острого горя – в норме длится до 6–7 недель с момента утраты. Сохраняются и поначалу могут усиливаться физические симптомы: мышечная слабость, физическая усталость даже при отсутствии реальной активности, повышенная истощаемость и т.п. Горе накладывает отпечаток и на отношения с окружающими, может наблюдаться утрата теплоты, раздражительность, желание уединиться. В отношениях с людьми снижается или исчезает симпатия, утрачивается обычная теплота и естественность, нередко человек говорит о происходящем с раздражением или злостью, выражает желание, чтобы его не беспокоили. Изменяется повседневная деятельность. Человеку трудно бывает сконцентрироваться на том, что он делает, трудно довести дело до конца, а сложно организованная деятельность может на какое-то время стать и вовсе недоступной.

Это период, когда следует по возможности избегать тяжелых нагрузок на работе. Если же по стечению обстоятельств какая-то важная и сложная деятельность закончилась из-за горевания тяжелым провалом, задача психотерапевта – предотвратить формирование образа «неудачника» либо усреднить до нормального отчаянное желание немедленно реабилитироваться путем непосильных нагрузок. На этой стадии психотерапевт может помочь клиенту осознать, что проблемы на работе связаны с его временным истощением и гореванием, а вовсе не с тем, что он не успешен как личность.

Стадию острого горя считают критической в отношении дальнейшего переживания потери. Человек, постепенно, в самом деле, осознанно «уходит» от бывшего супруга и с болью переживает действительное отдаление. Разрыв старой связи с и создание более или менее объективного, а не «хорошего» или чаще «плохого» образа в памяти, образа прошлого и связи с ним – основное содержание «работы горя» в этот период.

4) Через 3–4 месяца начинается цикл «хороших и плохих» дней. «Плохие дни» сопровождаются всплесками раздражительности, возможны проявления вербальной и физической агрессии, рост соматических проблем, особенно простудного и инфекционного характера. Такие дни чередуются с днями нормальной активности и самочувствия.

В это время задачи психотерапевта тесно связаны с возможной непоследовательностью клиента, с его неспособностью поддерживать им же самим установленный ритм жизни, воздержаться от конфликтов, стычек, переутомления.

5) С наступлением шестимесячного срока может начаться стойкое снижение настроения, депрессивные состояния, тесно связанные с утратой прежних моделей поведения, прежних устоев, привычек, правил, распорядка дня. Эта стадия может длиться разное время – столько, сколько требуется человеку, чтобы осознать, что прошлый отрезок времени – это ценный опыт, но его уже не вернешь, по-старому жить не получится, нужно многое создавать или воссоздавать заново, возможно, какие-то традиции, праздники, роли, распорядок дня, цели и ценности – на замену ушедшим.

На этой стадии психотерапевт может помочь клиенту с наименьшими потерями придти к осознанию, что опыт клиента разнообразен, и не сводится только к тому жизненному укладу, который был ему свойственен до развода. Ответ на вопрос: «Как жить дальше?» находит для себя во всем многообразии нюансов сам клиент, важно избежать ощущения депрессии, бессмысленности, агедонии. К сожалению, многие женщины спустя годы после развода не могут преодолеть именно состояние отсутствия новых целей и нового жизненного уклада, ощущение, что после развода они «не живут, а доживают».

6) Следующая стадия синдрома утраты – стадия восстановления – начинается параллельно другим стадиям через полтора месяца после происшествия, вызвавшего горе (недаром в православной традиции принято отмечать 40 дней со дня гибели человека) и продолжается примерно год. В этот период в норме восстанавливаются физиологические функции, профессиональная деятельность. Если этого не происходит, принято рекомендовать обязательно прибегнуть к помощи психотерапевта.

7) Приблизительно через год наступает последняя стадия переживания утраты – завершающая. В этот период в норме на многие события человек, переживший утрату, смотрит по-другому, более объективно. Жизнь берет свое.

Хотя сама последовательность (шок – переживание – принятие) типична и, следовательно, предсказуема, эти этапы не следуют строго один за другим и часто перекрывают друг друга. Переживание горя представляет собой индивидуальный процесс, и характерные признаки этапов могут сосуществовать в различных сочетаниях, создавая уникальные возможности для позитивных изменений.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]