Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Созонова , Филатова, Шамсиева.docx
Скачиваний:
8
Добавлен:
05.09.2019
Размер:
81.69 Кб
Скачать

Уиндемская петиция

«Гордость вельмож [great men] стала несносной, а наше положение жалким: они [вельможи] услаждаются удовольствиями, пользуются всеми благами, погружены в пустые развлечения, жаждут только выгод, охвачены желанием получить новые удовольствия. А мы, почти убитые трудом и бодрствованием, в течение всей нашей жизни имеем только пот, печаль, голод и нужду. Настоящие условия владения землей представляются нам жалкими и рабскими: держание земли целиком зависит от воли и произвола лорда. Как только кто-нибудь навлечет неудовольствие кого-нибудь из этих разряженных джентльменов, его изгоняют, лишают земли и всего его имущества. Как долго мы будем терпеть столь великие притеснения и не отомстим за них? В своей жестокости и жадности джентльмены не довольствуются тем, что отнимают у нас все насилием и все это поедают в разгульных и роскошных пирах... Они высосали нашу кровь из жил и мозг из наших костей. Общинные пастбища, оставленные нашими предками в пользование нам и нашим детям, отняты у нас. Земли, которые на памяти наших отцов были открытыми, «теперь окружены рвами и изгородями и стали собственностью от дельных лиц. Пастбища огорожены, и мы оттуда изгнаны. Птицы, летающие по воздуху, рыбы, живущие в воде растения, растущие на земле,— все захватывают, попирают и поглощают они [т. е. джентльмены]. Природа не в состоянии удовлетворять их жадность... Мы не можем переносить дольше столь великие и жестокие притеснения... Лучше нам взяться за оружие и привести в движение небо и землю, чем терпеть такие жестокости. Природа создала свои плоды для нас так же, как и для них; она дала нам такую же душу и тело и не обделила нас ни в чем. Но если мы имеем одинаковое тело и рождаемся так же, как они, то почему их жизнь так непохожа на нашу?.. Мы снесем изгороди, засыплем канавы и дадим возможность каждому пользоваться общинным пастбищем. Наконец, мы сровняем с землей всё, что они огородили, побуждаемые жадностью и жестокостью... Мы желаем свободного, одинакового и равного пользовании всеми вещами.

Семенов В. Ф. Огораживания и

крестьянские движения в Англии XVI в. М.-Л.,

1949. с. 327-328.

Роберт кроули путь к богатству (1550 г.)

Надо докопаться до причин мятежа. Если бы я спросил деревенского бедняка, что по его мнению, было причиной мятежа, я заранее знаю его ответ. Он сказал бы: «Это крупные фермеры, скотоводы, богатые мясники, законники, купцы, джентльмены, рыцари, лорды, уж я не знаю ещё кто, — люди, которым нет  названия, ибо они трутни во всем, что приносит хоть какую-нибудь выгоду. Люди без совести, забывшие страх Божий, живущие так, как будто нет Бога! Люди, желающие захватить всё в свои руки, люди, которые ничего не хотят оставить другим, люди, которые хотели бы жить одни на земле, люди, которые никогда ничем не удовлетворятся. Жадные и ненасытные обжоры, которые хотели бы пожрать мужчин, женщин и детей, ─ вот кто является причиной мятежа! Они захватывают наши дома, скупают наши земли, поднимают нашу арендную плату, несправедливо взимают большие взносы и огораживают наши общинные земли.

Ни обычай, ни закон или  статут не могут удержать их от того, чтобы не угнетать  нас до такой степени, что мы не знаем куда деваться, чтобы жить. Поэтому нужда заставляет нас подняться против них. В деревне мы не можем жить иначе, как их рабами, и должны работать до тех пор, пока наши сердца не разорвутся и они потом  воспользуются всем. А если мы пойдем в город, то и там, нет для нас надежды, ибо мы слышали, что эти ненасытные звери захватили там всё в свои руки. Одни купили, другие арендовали целые ряды домов, доходы с недвижимости, целые переулки, даже целые улицы, так что они взимают плату в 2, 3 и  даже 4 раза больше, чем она была за последние 12 лет. Да нет даже самой маленькой усадьбы, свободной от них. Нет поэтому других средств, как только с боя уничтожить всё это, иначе нас обратят в такое же рабство, в каком находятся и французы. Эти ленивые утробы хотят пожрать все, что мы добываем тяжелым трудом в молодые годы, а когда мы станем стары и немощны, они выгонят нас просить и вымаливать милостыню, а они не дадут нам даже крох, падающих с их стола. Вот каково их сострадание к нам! Лучше поэтому было бы умереть нам, как мужчинам, чем после жалкой жизни в молодости умереть еще более жалким образом в старости...»

Теперь, если бы я спросил этих ненасытных обжор, что, по их мнению, было причиной мятежа, они ответили бы мне: «Мошенники-крестьяне слишком богаты, они бесятся с жиру. Они не знают, чего им нужно, забывают всякое повиновение, презирают законы, не хотят иметь господ желают сделать всех людей подобным себе, а все вещи общим достоянием! Они не хотят нас признавать господами  того, что нам же принадлежит! Хотят указывать нам, какую ренту нам брать за наши земли! Мы не можем воспользоваться своею собственностью как можно лучше! Шутники! Они хотят снести наши парки, а наши пастбища сделать открытыми! Они хотят захватить закон в свои руки! Они хотят разыгрывать королей! Они хотят принудить короля исполнить их требования! Но если им понравилось, как их угостили завтраком прошлым летом, то пусть они попробуют еще раз. Их как следует призвали к ответу и призовут еще лучше, если они не успокоятся. Мы им покажем, что для них лучше. А так как они хотят сделать все общим достоянием, то мы им ничего не оставим, а если они хоть раз попробуют возмутиться или поднять мятеж, то мы повесим их на их же собственных косяках. Допустим ли мы, чтобы вилланы осуждали наши поступки? Нет, мы будем господами своего имущества и будем пользоваться им, как нам заблагорассудится!» О, добрые господа; что мне вам сказать? Вы, для  которых нет имени, у кого так много дел и занятий, что даже нельзя подобрать вам подходящего имени!  Вы, неблагодарные джентльмены! Вы, скряги, трусы, слушайте! Позвольте мне ответить за бедных дураков, над которыми вы так торжествуете. Прошу вас об одном: не подумайте, что я хочу потворствовать их злодеяниям; Бог свидетель, я так же ненавижу их преступления, как и ваши.

Ваши поступки показали, что у вас нет ни повиновения своему государю и его законам, ни любви к своей родине...….За ваше непомерное угнетение (народа) вы не только не будете господами, но и не будете владеть своим имуществом за то, что позволили себе жить трудом своих держателей…

Хрестоматия по социально-экономической

истории Европы в новое и новейшее время/ под ред.

В. П. Волгина. М.,-Л., 1929. с. 188-191.