Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Созонова , Филатова, Шамсиева.docx
Скачиваний:
8
Добавлен:
05.09.2019
Размер:
81.69 Кб
Скачать

Протоколы правительственной комиссии по расследованию огораживаний в графстве лейстершир

(По словам присяжных)

Томас Хезельридж (шериф графства Лестершир в 1501 г.) в своём маноре Нэсли огородил и обратил в пастбище 385 акров пахотной земли и разрушил 12 усадьб-ферм, вследствие чего был выселен 51 человек, а приходская церковь пришла в упадок.

Николай Фицтгерберт, джентльмен, в своей сеньории на правах феода 3 января 1513 года огородил и обратил в пастбище 1  виргату (12 акров) пахотной земли.

Джон Фитрберт, сквайр, в своей сеньории на правах феода в Уптоне 3 февраля 1513 года огородил и обратил в пастбище 1 виргату (13 акров) пахотной земли.

Гарви, джентелъмен, в своей сеньории на правах феода 2 октября 1512 года в Хинкели огородил и превратил в пастбище 2 виргаты (26 акров) пахотной земли, вследствие чего исчез один плуг4 и 6 человек выселено:

Томас Перфрей, джентльмен, в своей сеньории на правах феода 2 декабря 1510 года в Дрейтоне огородил и обратил в пастбище 50 акров  пахотной земли, вследствие чего исчез 1 плуг и выселено 6 человек.

Джон, аббат монастыря в Пратис, в своей сеньории праву монастыря в 1501 году в Баргене огородил и обратил в пастбище 5 усадеб держаний 2 коттеджа и 12 виргат пахотной земли, вследствие чего исчезло 5 плугов и 30 человек было выселено.

Роберт Брэднелл рыцарь, в своей сеньории на правах феода 7 декабря 1497 года в Халиоке огородил и превратил в пастбище 7 усадеб-держаний и 250 акров пахотной земли, вследствие чего исчезло 7 плугов и 30 человек было выселено; эта земля приносит годовой доход в виде ренты 30 ф. ст.

Джон Колли из Глостона в своей сеньории на правах  феода 6 декабря 1510 года в том же Глостоне огородил две карукаты [80 акров] пахотной земли, одну треть этих земель он обратил в пастбище, вследствие чего исчезло 2 плуга и было выселено 12 человек.

Ричард Одеби в своей сеньории на правах феода 6 декабря 1505 года в Гомели огородил и обратил в пастбище одну усадьбу-держание и 70 акров пахотной земли, вследствие чего 6 человек было выселено; эта земля приносит годовой доход в виде ренты 4 ф. ст.

Аббат монастыря под названием Гаррадон в своей  сеньории по праву этого монастыря 8 ноября 1507 года в Нормансоне огородил и обратил в пастбище 24 акра пахотной земли, вследствие чего исчезло 2 плуга 12 человек было выселено; эта земля приносит годовой доход в виде ренты 40 шиллингов...

Примечания

1 вердикт – заключение присяжных в манориальном суде.

2 так именовались землевладельцы, считавшиеся благородными, но не имевшие дворянского достоинства.

3 таун – селение, деревня.

4 старинная условная земельная мера, равная площади, которая могла быть вспахана одной плуговой упряжкой за один рабочий день.

Ю. М. Сапрыкин. Крестьянские движения

в Западной Европе в XIV-XVI вв. М.:

Изд-во МГУ, 1960, с. 90-91, 93-94.

АКТ ПРОТИВ РАЗРУШЕНИЯ ДЕРЕВЕНЬ (1489 г.)

Королю, нашему суверену и господину, особенно и более всего угодно, чтобы устранялись такие ненормальности и злоупотребления, которые вредны и опасны для общего блага этой его страны и его подданных, в ней живущих; он помнит, что, между прочим, большие затруднения возрастают с каждым днем по причине опустошения, снесения и намеренного разрушения домов и деревень в этом его королевстве и по причине обращения под пастбище земель, которые обычно находились под пашней. Вследствие этого с каждым  днем возрастает  праздность, основа  и начало всех зол: в некоторых деревнях, где раньше двести человек находили занятие и жили мирным трудом, теперь заняты два или три пастуха, а прочие впадают в праздность; зем­леделие, одно из наиболее выгодных занятий в этом королевстве, приходит в великий упадок, церкви разрушаются, богослужение прекращается, за погребенные там тела никто не молится, патрон1 и приходские священники терпят ущерб, защита этой страны против наших внешних врагов ослабляется и ухудшается, к великому недовольству Бога, к ниспровержению политики и доброго управления этой страны, и против этого не принимается спешных мер. Поэтому король, наш суверен и господин, с согласия и совета светских и духовных лордов и общин, собранных в настоящем  парламенте, и  в силу их авторитета, приказывает, утверждает и постановляет следующее: каждый, каково бы ни было его положение, ранг и состояние, имеющий дом или дома, которые в течение трех последних лет сдавались, или сдаются теперь, или будут сдаваться в аренду с 20 или более акрами земли, находящейся под обработкой. обязан сохранять и поддерживать на вышеупомянутой земле дома и строения, подходящие и необходимые для сохранения и поддержания обработки и земледелия; и если кто-либо из владельцев таких домов и земель возьмет такой дом, дома или землю в свои руки и оставит их для себя, то такой владелец или владельцы в силу вышеупомянутого постановления также обязаны сохранять и поддерживать на этих землях дома и строения, подходящие и необходимые для поддер­жания обработки и земледелия. А если кто-либо нарушит эти предписания или часть их, то король, если эти земли и дома держатся от него непосредственно, или лорд феода, от которого непосредственно держатся эти земли, имеет право брать ежегодно половину дохода той земли, на которой дом или дома не поддерживались и не сохранялись; и эту половину доходов он может получать в свою пользу без всякой уплаты за это до тех пор, пока этот дом или эти дома не будут должным образом построены или исправлены; но  это получение доходов с такой земли  никоим образом не создает у короля или лордов никакого фригольда; но король и упомянутый лорд или лорды имеют право только на получение доходов, как было сказано, и  поэтому король, или лорд, или лорды имеют право налагать арест на эти доходы, которые они должны получать, как было указано, в силу данного акта.

Примечания

1 патроном — покровителем местной церкви — обычно был лорд манора. Ему принадлежало право выдвигать кандидата в приходские священники.

Хрестоматии по истории средних веков./ под ред. Н. П. Грацианского

и С. Д. Сказкина. М., 1950. Т.3. с.255-256.