Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
осн. часть 2.doc
Скачиваний:
8
Добавлен:
04.09.2019
Размер:
193.54 Кб
Скачать

49

1 Пространственно-временные модели в романе в. П.Астафьева «Прокляты и убиты».

Литературная ситуация конца ХХ века рассматривается как соотнесение принципов традиционного реализма с другими художественными установками, в частности, с модернистскими и постмодернистскими. Подобное совмещение различных творческих методов повлекло за собой создание особой картины мира. Формой существования картины мира, определяющей ее структуру, становится пространство и время, воплощенные писателем в художественном мире своих произведений.

Проблема пространства и времени принадлежит к числу фундаментальных проблем философии, эстетики и искусствознания и решалась она со времен Канта и Лессинга. В ХХ веке М.М. Бахтин ввел понятие хронотопа, или «времяпространство», под которым подразумевалась «существующая взаимосвязь временных и пространственных отношений, художественно освоенных в литературе» [34;234].

Течение времени не изменило предложенных Бахтиным М.М. постулатов. Они действуют и поныне. Лотман Ю.М. и Сухих И.Н. прокомментировали и расширили представление о художественном пространстве и времени. «Художественное пространство, - по определению Ю.М. Лотмана, - представляет собой модель мира данного автора, выраженную на языке его пространственных представлений» [94;252].

В ХХ веке усложняется связь художника с действительностью. Для выявления ее сути авторы обращаются к различным источникам. В конце ХХ века возрос интерес к мифологическому тексту, мифу. Как отмечает культуролог Руднев В.П., «мифические сюжеты и мотивы стали активно использоваться в ткани художественных произведений…» [120;184]. Не исключение и творчество В. Астафьева. Ему удалось синтезировать достижения традиционной реалистической литературы о войне с новым уровнем художественного сознания.

Посредством проверенных моделей и схем он пытается переосмыслить современную действительность, глубже проникнуть в суть явлений. Миф «врастает» в реальность, мифологизируется обычный человек и его повседневная жизнь, сотворенная им самим цивилизация, которая выступает в роли некоей трансцендентной силы, господствующей над человеком (вспомним, что в античных мифах – это природа, боги и т.д.). Но в зависимости от установки автора мифологическое мироощущение может приобретать то трагический характер («Яма», «Плацдарм»), то фарсовый («Веселый солдат») характер. Это зависит от того, какой видит художник действительность, какова его картина мира, каковы эстетические установки.

Христианское представление о мироустройстве и евангельский окультуренный миф «умирающего и воскресающего бога» положены в основу хронотопа романа В. Астафьева «Прокляты и убиты». До выхода романа В. Астафьева в современной военной прозе ничего подобного не наблюдалось. В структуре романа В. Астафьев активно использует мифологемы христианской православной культуры и русского фольклора. Это дает право говорить о специфике времени и пространства в романе «Прокляты и убиты». Художественное время и пространство в произведении неоднородно. В романе взаимодействуют мифологическое время и субъективно-психологическое, свойственные неомифологическому тексту. Писатель констатирует элементы христианского православного представления о существовании Божьего царства и Ада.

В результате проведенного исследования можно сказать, что основные формы мифологизации в современной русской прозе заключаются в следующем:

- организация художественного времени и пространства в соответствии с символикой «Апокалипсиса»;

- выделение риторически отмеченных фрагментов (заглавие («Прокляты и убиты»), «начала» и «концы», система ключевых фраз, слов, знаковых имен (Николай Рындин));

- система мифологических мотивов и мифем.