Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Кусов Г.В. Анализ и диагностика признаков вербального оскорбления в СЛЭ Монография.doc
Скачиваний:
39
Добавлен:
03.09.2019
Размер:
1 Mб
Скачать

5 Общетеоретические проблемы теории судебной

лингвистической экспертизы

5.1 Декриминализация «клеветы» и «оскорбления»

Проходящие в Российской Федерации демократические преобразования, реформирование правовой системы и ее постепенное включение в международное и европейское правовое пространство, участие в деятельности Совета Европы и выполнение принятых правовых обязательств – все это вызывает сегодня интерес, обусловленный, прежде всего, стремлением России действительно стать правовым государством. Его фундаментальные основы – торжество закона и неукоснительное соблюдение прав и свобод человека. Современный этап становления правового государства в Российской Федерации предъявляет ряд актуальных фундаментальных требований к развитию общей теории права. В наиболее общей форме эти требования можно выразить так: развитие и функционирование подлинно гуманитарного общества должно быть обеспечено высоким уровнем содержания и качества социально-правовых теорий.

В гражданском обществе возрастает роль права в формировании доверительных межсубъектных настроений коммуникативного пространства, так как свобода выражения мнений напрямую затрагивает такую важную сферу общественных отношений, как охрана личных нематериальных благ. Личные нематериальные блага представляют собой самостоятельный вид общечеловеческих ценностей – принципиальное достижение современной цивилизации. Имя каждого гражданина неразрывно связано с правом, ибо утрата доброго имени или искажение социального портрета влекут за собой потерю нормальных общественных связей, а значит, и утрату определенного статуса в правоотношениях с другими субъектами126. Поэтому честь и достоинство являются важнейшей социально-правовой ценностью и потребностью для любого государства и общества и нуждаются в соответствующей государственной защите. Защита чести и достоинства личности наряду с защитой жизни, здоровья, свободы является одной из первостепенных задач современного демократического государства. Достоинство личности охраняется государством, и ничто не может быть основанием для его умаления (статья 21 Конституции Российской Федерации). Каждый имеет право на защиту своей чести и доброго имени (ста- тья 23 Конституции Российской Федерации).

Н.А. Колоколов придерживается точки зрения, согласно которой наличие уголовной ответственности журналистов за клевету, оскорбление – важный сдерживающий фактор на пути противоправной деятельности. «Исключение уголовной ответственности – недопустимо, поскольку это может привести к самосуду, так как еще очень многие россияне считают, что «злые языки – страшнее пистолета», следовательно, виновные должны быть сурово наказаны. Само наличие уголовной ответственности, если и не исключает, то существенно снижает возможность самосуда» 127.

В.В. Агильдин полагает, что фактически российский Уголовный кодекс превратился в свод специальных правил. Каждый общий запрет дублируется на каждое отдельное нарушение. «Представляется, что такая уголовно-правовая политика неэффективна и приводит только к увеличению размера (объема) Уголовного кодекса, а не повышению эффективности борьбы с изучаемым явлением» 128.

В результате осуществления реформы по декриминализации уголовно-правовых составов «клевета», «клевета в отношении судьи, присяжного заседателя, прокурора, следователя, лица, производящего дознание, судебного пристава, судебного исполнителя» и «оскорбление» статьи 129, 298 и 130 были выведены из Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации. Кроме того, некоторые статьи, «отсылающие» диспозиции правовых норм к «первоисточнику», остались без своих «правовых дефиниций». Состав оскорбления по первой части статьи 130 Уголовного кодекса Федерации – «оскорбление, то есть унижение честти и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме» – являлся общим по отношению к таким специальным составам преступлений, которые предусмотрены статьями 297 (неуважение к суду), 319 (оскорбление представителя власти) и 336 (оскорбление военнослужащего) Уголовного кодекса Российской Федерации. В настоящее время в дейстующей Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации нет правовой дефиниции «оскорбление». Следовательно при диагностике признаков вербального оскорбления в судебной лингвистической экспертизе при «фактическом» оскорблении представителя власти (ст. 319 УК РФ) или при выражении неуважения к суду в виде оскорбления судьи или иных участников судебного разбирательства (ст. 297 УК РФ) вопрос к эксперту о «неприличной форме» высказывания становится «нелегетимным» (так как он выведен из сферы действия уголовного закона; бланкетная норма отсылающая к ст. 5.61 «Оскорбление» КоАП также отсутствует). Таким образом, диспозиции статей 297, 319, 336 УК РФ получили «произвольное толкование» оскорбительности, зависящее от «языковых пристрастий» участников судопроизводства. Производство судебной лингвистической экспертизы по данным составам теряет смысл, так как повышаются правовые риски к обжалованию принимаемых судебных решений.