Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Глава 1. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И С...doc
Скачиваний:
17
Добавлен:
27.08.2019
Размер:
464.9 Кб
Скачать

1.5. Основополагающие категории, парадигмы и научные школы

Основополагающими компонентами в системе научного знания являются категории, в которых отражаются всеобщие свойства и отношения явлений и процессов. Степень сформированности категориального аппарата является индикатором зрелости науки и ее способности к фундаментальным и прикладным исследованиям.

Экономическая и социальная география имеет остаточно сложный и мощный понятийно-категориальный аппарат, что свидетельствует о ее способности решать современные проблемы и возможностях перспективного развития. Наибольшую фундаментальную значимость имеют следующие категории: географическое пространство, территория, территориальная система, регион и др.

Базисом географической науки является категория земного пространства, «прошедшая» длительный путь с эволюционными и революционными этапами представления о ней. Современное понимание географического пространства основывается на познании объективности околоземного пространства, включающего пространство самих географических объектов и силовых линий взаимодействия между ними.

В структуре географического пространства выделяется социально-географическое пространство, представляющее собой планетарную общность людей с продуктами ее деятельности, внутренними взаимосвязями и внешними взаимодействиями с окружающей средой. Социально-географическое пространство неразрывно связано с социально-географическим временем. Единство пространства и времени проявляется в процессах функционирования социально-географических полей и их территориальных аналогов – ТОС.

Территория – (ограниченная) часть твердой поверхности Земли с присущими ей природными и антропогенными свойствами и ресурсами, характеризующаяся протяженностью (площадью) как особым видом «пространственного» ресурса, географическим положением и другими качествами, являющаяся объектом конкретной деятельности или исследования35. Большая часть планеты Земля занята водной поверхностью, получившей название акватория.

Территория как базисная категория экономической и социальной географии – это не только естественно-историческое, но и общественное образование. Фундаментальный «характер» этой категории проявляется в совокупности производных понятий: территориальная структура, территориальная организация, территориальное управление, территориальное разделение труда и др. Особый статус получили понятия «территориальная система» и «территориальный комплекс», в которых взаимосвязи между элементами опосредованы территорией (геоторией).

Наиболее сложной категорией в экономической и социальной географии является регион (синоним – район). Район – это территория (геотория), по совокупности насыщающих ее элементов отличающаяся от других территорий и обладающая единством, взаимосвязанностью составляющих элементов, целостностью, причем это целостность – объективное условие и закономерный результат развития данной территории36.

Категории «социально-географическое пространство и время», «территория» и «регион» легли в основу таких парадигм, как системно-структурная, системно-диалектическая, геоситуационная, цикловая, пространственно-временная, территориально-организационная, региональная и др.

Парадигма (от греч. paradeigma – пример, образец) – 1) строго научная теория, воплощенная в системе понятий выражающих существенные черты действительности; 2) исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, методов исследования, господствующих в течение определенного исторического периода в научном сообществе37. Парадигма в первом значении тесно сопрягается с категорией понятийно-терминологического аппарата. Во втором значении – это общепринятый, стандартизованный подход к решению наиболее актуальных проблем. После решения одной проблемы, как правило, выдвигается другая, и формируется новая парадигма.

Во второй половине XX столетия в отечественной экономической (позднее социально-экономической) географии наибольшее распространение получила системно-структурная парадигма. Она возникла на основе общенаучного системно-структурного подхода, который наполнился географическим содержанием. Следует отметить, что наука была подготовлена к восприятию ново парадигмы, сменившей традиционную размещенческую парадигму. Основной предмет экономической географии – территориально-производственные комплексы отвечали всем требованиям общих систем, так как представляли собой целостные взаимосвязанные сочетания производственных элементов.

Внутреннее строение территориальных производственных систем обычно структурировано в форме инвариантов жестко взаимосвязанных предприятий и производств. Структура как совокупность системообразующих отношений придает системе свойства целостности, синергизма, гомеостаза и др. Структурная инвариантность систем, жесткость структурной конструкции отвечала требованиям социалистического планового хозяйствования.

Рыночная экономика в современной России стала базироваться на гибких, эластичных связях и партнерских отношениях. В орбиту общественно-географических исследования влились процессы познания социальных, политических, культурных рекреационных и других компонентов. Основным предметом экономической и социальной географии стали ТОС, находящиеся в постоянном движении, функционировании, развитии. Все это способствовало трансформации системно-структурной парадигмы в системно-диалектическую парадигму.

Системно-диалектическая парадигма стала мощным средством познания социально-экономического пространства, территориальной организации жизнедеятельности людей. Для нее характерны следующие черты:

- системное восприятие предмета познания – ТОС;

- система методов исследования;

- структуризация изучаемых территориальных систем;

- диалектический подход к познанию процессов функционирования и развития ТОС.

Системно-диалектическая парадигма становится базисной в теоретико-методологических исследованиях и практических изысканиях. Интеграция системного подхода с диалектикой противоречивого развития знаменует более высокую методологическую зрелость науки.

В последние годы активно формируется геоситуационная парадигма. Геоситуация – это состояние окружающей среды, в которой функционирует определенный социально-экономико-географический объект. При этом учитывается состояние самого объекта, находящегося в единстве с окружающей средой.

Геоситуационная парадигма нацелена на познание общей обстановки, условий функционирования как территориальных систем, так и несистемных образований. При этом обязательно учитывается высокая подвижность геоситуаций, возможность их возникновения и исчезновения, нового формирования на других пространственных уровнях. Геоситуации конкретны и под влиянием жизнедеятельности людей могут функционировать целенаправленно. Одновременно, они определяются пространственно-временными особенностями окружающей среды. Поэтому изучение окружающей среды является стратегическим направлением геоситуационной парадигмы. Познавательная направленность парадигмы сочетается с ее конструктивностью и возможностью управления окружающей средой.

На рубеже столетий стали появляться новые парадигмы – цикловая и территориально-организационная, которые дополняют и расширяют возможности системно-диалектической и геоситуационной парадигм.

Цикловая парадигма опирается на процессы развития ТОС в циклической форме, имеющей спиралевидную структуру. Целью парадигмы является познание динамики, хронологии развития ТОС. Цикловая парадигма активно восприняла разработки зарубежных и отечественных ученых в области волнового развития экономики. Сред них можно назвать Н.Д. Кондратьева, Л.А. Клименко, М.И. Туган-Барановского, Д. Жюгляра, Й. Китчина, А. Тоффлера и др.38

Социально-экономические циклы включают последовательно чередующиеся фазы, через которые проходит ТОС (рис. 8).

Рис. 8. Циклическое развитие ТОС

В полном цикле можно выделить следующие фазы: 1 – становление; 2 – подъем; 3 – расцвет; 4 – спад; 5 – депрессия, 1, 1 и т.д. - трансформации. Их совокупность образует волну цикла. Длина волны может стать исходной единицей социально-географического времени.

Каждая ТОС, развиваясь в пространстве и времени, последовательно проходит все циклы и фазы волн. Длина фаз и амплитуда колебания волн заметно различаются в конкретных странах и регионах, поэтому в одно и тоже время они могут находиться на разных стадиях цивилизационного развития.

Цикловая парадигма тесно взаимодействует с региональной парадигмой, нацеленной на изучение процессов функционирования и развития социально-экономических регионов в пространстве и времени. Особенности развития современных регионов наиболее глубоко раскрываются в «русле» цикловой парадигмы. Динамика регионов разного типа отражена на рис. 9.

Большие циклы Кондратьева:

Рис. 9. Динамика регионов разного типа (по В.Л. Бабурину)

1-й цикл; 2-й цикл; 3 -й цикл; 4-й цикл; 5-й цикл.

Страны и регионы, функционирующие на разных циклах, в конечном итоге проходят один и тот же путь. Основываясь на идеях Н.Д. Кондратьева, цикловая парадигма позволяет объяснить причины подъема и снижения темпов социально-экономического развития регионов, оценить роль инноваций в процессах функционирования, осуществить прогнозное конструирование.

Особое место в общественно-географическом познании занимает территориально-организационная парадигма. Она исходит из современных представлений о территории и организации. Территория понимается не только как естественная субстанция, но и как социально-экономическое явление. Для нее характерны процессы социализации и гуманизации, природно- и культурно-ландшафтное разнообразие, средообразующий потенциал и сфероформирование жизнедеятельности людей.

Организация понимается двояко: как явление и как процесс. Как явление она во многом совпадает со структурой, а как процесс, помимо структуризации, она несет еще функции развития и самоуправления.

Исходя из этих посылок, территориально-организационная парадигма нацелена на оптимизацию размещения населения, производства, обслуживания в сочетании с улучшением качества окружающей среды. Территориальная организация общества опирается на его дискретные свойства и тенденции усиления регионообразования. Действенным методом совершенствования организации является социально-экономическое районирование – выделение территориальных ячеек жизнедеятельности людей (ТОС).

Территориальная организация общества в форме ТОС разного профиля и иерархического ранга реализуется на онтологическом, а исследуется на гносеологическом уровне. Изучение, конструирование и прогнозирование развития ТОС в рамках территориально-организационной парадигмы осуществляются с широким использованием результатов, полученных с помощью системно-структурной и цикловой парадигм.

Более абстрактный и обобщенный характер носит пространственно-временная парадигма, опирающаяся на все предыдущие парадигмы. В ней нашли отражение все параметры социально-экономического пространства-времени. Для социально-географического пространства характерно диалектическое сочетание континуальности и дискретности, что находит воплощение в геоглобализме и регионализме, а также позволяет объяснить взаимосвязь и локализацию планетарных и региональных процессов.

Социально-географическое пространство имеет сложный состав, образуемый всеми общественно-географическими объектами и силовыми «линиями» их взаимодействия. Сложность пространства обусловливает сложность соответствующего ему времени. Развитие пространства происходит эволюционным путем, прерываемым революционными «взрывами». Период эволюционного развития между революционными всплесками можно принять за операциональную единицу социально-географического времени.

Становление пространственно-временной парадигмы существенно обогащает методологический базис общественной географии. Она не отменяет и не отрицает предыдущие парадигмы, а, воплощая в себе наиболее формализованные принципы и методы научного познания, занимает определенную «нишу» в методологии общественной географии.

Более разветвленная система парадигм сложилась в зарубежной социально-экономической географии. Опираясь на концепцию Т. Куна о парадигме как научном подходе для решения конкретных проблем39, в западной географии выделяются такие парадигмы как системная, пространственная, региональная, бихевиористская, экологическая и др. По мнению М. Харвея и П. Холли, за последнее столетие в географии появилось пять парадигм, каждая из которых ассоциируется с именем конкретного ученого: 1) парадигма детерминизма (Ф. Ратцель); 2) парадигма поссибилизма (П. Видаль де ла Блаш); 3) ландшафтная парадигма (К. О. Зауэр); 4) хорологическая парадигма (Р. Хартшорн) 5) парадигма пространственной организации (Ф. Шеффер)40.

Плюрализм взглядов в западной (в частности англо-американской) географии отражает широкий спектр методологических подходов. Р.Дж. Джонстон сгруппировал их в три философские школы – своеобразные парадигмы41. Перваяпозитивистская философия опирается на объективность научного описания (эмпиризм) и анализ окружающего мира. Ставит своей целью формулирование законов этого мира, исходя из посылки, что объяснение причинно-следственных законов может быть достигнуто путем исследования их проявлений.

Вторая – гуманистическая (индивидуалистская) философия, в основе которой лежит представление о том, что люди существуют в своих собственных субъективных мирах, или же ими созданных, внутри которых они действуют как свободные агенты. Их действия не могут быть объяснены и предсказаны на уровне общих законов поведения, а лишь поняты или оценены с помощью методологии, позволяющей проникать в субъективные миры людей.

Третья – структуралистская (или реалистская) философия, доказывающая, что объяснение наблюдаемых структур может быть достигнуто не анализом этих структур как таковых, а лишь путем конструирования теорий относительно подспудных и не поддающихся прямому изучению процессов, образующих предпосылки, в рамках которых люди и создают упомянутые структуры.

Множество парадигм порождены широким спектром общественно-географических исследований и спецификой методологических подходов в разных национальных школах. Наиболее известные общественно-(социально)-географические школы сформировались в Великобритании, Германии, США, Франции, Швеции и других странах.

Школа представляет собой научное направление в структуре экономической и социальной географии, которое формируется вокруг лидера. Лидером обычно выступает крупный ученый, пассионарий, генератор научных идей. Вокруг лидера концентрируется группа единомышленников и, самое главное, учеников-последователей.

Формирование немецкой национальной школы связано с именем А. Гумбольдта и К. Риттера. Мировую известность получили концепция штандорта (И. Тюнен, А. Вебер, А. Леш), теория центральных мест (В. Кристаллер), хорологическая концепция (А. Геттнер), социально-политическая концепция (Ф. Ратцель, К. Хаусхофер) и др.

Американская национальная школа известна концепциями хорологизма (Р. Хартшорн), регионализма (У. Айзард), пространственной организации общества (Ф. Шеффер, Э. Ульман, Р. Морилл и др.), экологии человека (К. Зауер), теоретической географии (В. Бунге) и др. В США сложилось творческое историко-географическое направление, заложенное трудами Ф. Зауера, П. Джеймса, Дж. Мартина и других ученых42.

Английская национальная школа наиболее известна историко-географическими исследованиями (К. Дарби), геополитической концепцией (Х. Маккиндер), пространственным анализом (П. Хаггет), моделированием в географии (Р. Чорли, П. Хаггет) и др.

Французская национальная школа, созданная П. Видаль де ла Блашем, отличается гуманистической направленностью и известна как школа географии человека (П. Видаль и его последователи). В ее структуре выделяется теория пространственного сбалансирования (П. Клаваль), концепция урбанизации (П. Жори, Ж. Боже-Гарнье, Ж. Шабо, Ж. Готтман), конструкция полюсов роста (Ф. Перру) и др.

Шведская национальная школа, возглавляемая Т. Хегерстрандом, создала теоретическую модель диффузии инноваций, а также заложила новое направление в общественной географии – поведенческую географию.

Национальные школы созданы и в других странах – Индии, Италии, Канаде, Китае, Польше, Японии и т.д. Особенно велика роль в развитии мировой географии российской экономико-географической школы Баранского – Колосовского – Витвера – Саушкина. Для нее характерна прогрессивная методологическая основа и широкий спектр исследований по всем направлениям общественной географии. Научные изыскания ведутся по: 1) сквозным направлениям (эколого-экономическому, социально-экологическому, технико-экономическому, политико-географическому, социально-географическому, демографо- и экистико-географическому, рекреационно-географическому и др.); 2) разномасштабным территориям (геоглобалистике, страноведению, регионоведению, краеведению); 3) временным срезам (историко-географическому, прогностическому, современному); 4) методам познания (социально-картографическому, географо-математическому, графо-аналитическому, геоинформационному и др.).

Отечественная экономико-географическая школа берет свое начало в трудах В.Н. Татищева, К.И. Арсеньева, П.П. и В.П. Семенова-Тян-Шанских, В.Э. Дена и др. Ее развитие в XX столетии ознаменовано деятельностью крупных ученых (ушедших из жизни): Н.Т. Агафонова, Э.Б. Алаева, Н.И. Блажко, В.В. Воробьева, В.М. Гохмана, Ю.Д. Дмитревского, С.А. Ковалева, О.А. Константинова, К.П. Космачева, С.Б. Лаврова, О.П. Литовки, И.М. Маергойза, С.Я. Ныммик, М.М. Паламарчука, С.А. Польского, А.Н. Ракитникова, Б.Н. Семевского, В.А. Танаевского, Б.С. Хорева, А.Т. Хрущева, В.М. Четыркина и др. На рубеже столетий отечественная школа представляла собой разветвленную сеть центров общественно-географических исследований. Активность научной деятельности в этих центрах отражена на рис. 10.

Критериями дифференциации российских исследовательских центров явились число исследователей, защитивших кандидатские и докторские диссертации, и количество публикаций в ведущих отечественных журналах. Несмотря на ограниченность критериальных показателей, на карте правдиво отражено размещение исследовательских центров по результатам их деятельности.

По степени активности выделяются следующие центры:

- Москва (Институт географии РАН, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Московский государственный педуниверситет, Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова и др.);

- Санкт-Петербург (Санкт-Петербургский государственный университет, Российский государственный педагогический университет им А.И. Герцена, Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов, Институт географии СПбГУ и др.);

- Иркутск (Институт географии СО РАН, Иркутский государственный университет, Иркутский государственный педуниверситет и др.).

Среди других географических центров выделяются Владивосток, Воронеж, Казань, Краснодар, Пермь, Ростов-на-Дону, Саранск, Смоленск, Тюмень, Уфа, Хабаровск и др. Остальные центры менее активны, что объясняется недостаточной реализацией внутреннего потенциала и предпочтением публиковать свои работы в местных изданиях.

Территориальная локализация исследовательских центров во многом отражает пространственно-временную организацию российского общества и востребованность общественно-географических исследований в конкретных регионах. В конце XX столетия заметно выросла изолированность исследовательских центров, что не способствует развитию науки в целом. Для повышения интеграции всех центров в единую отечественную школу необходимы координация исследовательской деятельности и консолидация научных сил. При этом, естественно, возрастает мощность, фундаментальность и конструктивность экономической и социальной географии как научной и учебной дисциплины.