Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Глава 1. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И С...doc
Скачиваний:
17
Добавлен:
27.08.2019
Размер:
464.9 Кб
Скачать

1.3. Внутренняя структура экономической и социальной географии

Экономическая и социальная география – это целостная научная и учебная дисциплина. Появление научной специальности «Экономическая, социальная и политическая» не нарушает этой целостности, а наоборот ее завершает и цементирует. Консолидация разных дисциплин в единое целое обусловлена единым предметом познания, уникальным аспектом исследования, общей методологией и собственной системой методов.

Синтезирование научных дисциплин в единую общественную географию вызвано потребностью развития и совершенствования территориальной организации общества, а также логикой функционирования самой науки. При этом каждая из дисциплин сохраняет свой статус, предмет изучения, теоретико-методологические и прикладные достижения. Наиболее показательна в этом отношении экономическая география, прошедшая длительный путь развития и сохранившая исторические «корни», которые до сих пор «питают все дерево» общественной географии.

Появление социальной географии и ее интеграция с экономической географии изменили сущность науки, расширили предмет познания и актуализировали исследования духовной сферы человеческого бытия. Современная экономическая и социальная география как интегральная наука характеризуется полиструктурной целостностью. Являясь составной частью географии, она имеет сложную внутреннюю структуру, обусловленную дифференциацией науки. Исторически сложившаяся и протекающая в настоящее время дифференциация обусловлена потребностью практики в более глубоком познании всех форм пространственной организации общества с целью совершенствования его развития. В результате сформировалась целая система общественно-географических наук, тесно взаимосвязанных между собою и в то же время имеющих определенную самостоятельность. Каждая из них изучает определенную грань целостного предмета познания и вносит свой вклад в исследование всех сторон функционирования ТОС и проблем управления ими.

Целостность ТОС инициирует интегрально-комплексные социально-экономические исследования, а многогранность их структуры требует более глубокого их анализа, что активизирует деятельность более узких (частных) географических дисциплин. Полиструктурность ТОС «порождает» дифференциацию социально-экономической географии и множественность подходов к их познанию.

Структуризация экономической и социальной географии по конкретным предметам исследования дополняется классификацией по пространственно-временным параметрам изучения. В результате появляется сложное строение науки.

В научной литературе предлагается ряд подходов к структуризации экономической и социальной географии26. Анализ этих подходов убеждает в сложности классификационных схем, находящейся на стыке общественных и естественных дисциплин.

На современном уровне развития науки наиболее полной является многомерная структуризация, осуществляемая на основе следующих признаков: предмета познания, пространственных масштабов, временных параметров, подходов и методов исследования.

На основе предметной принадлежности и методологической ориентации можно выделить три уровня структурной дифференциации экономической и социальной географии. Первый уровень охватывает дифференциацию всей общественной географии на специализированные «дочерние» науки. На втором уровне происходит членение «дочерних» наук на более частные («внучатые») научные дисциплины, носящие часто аспектный характер. На третьем уровне происходит расслоение «внучатых» дисциплин на более частные дисциплины.

Предметную структуризацию целесообразно осуществлять, начиная с первого уровня. В составе экономической и социальной географии наиболее активно функционируют следующие научные дисциплины: экономическая география, социальная география, география населения, политическая география, культурная география, рекреационная география, география инфраструктуры, география сферы обслуживания и др. (рис. 5).

Выделенные научные дисциплины, входя в состав интегральной общественной географии, во многих отношениях функционируют самостоятельно, имеют собственный предмет познания, индивидуальные подходы и методы исследования. Уровень развития и социальный статус у них заметно различаются, так как они имеют разные период функционирования, различную степень изученности предмета познания. Это заметно проявляется и в учебном процессе, так как они являются учебными дисциплинами географических специальностей вузов.

Структуризация экономической и социальной географии предполагает не только ее членение, но и укрепление связей и отношений между выделенными научными (и учебными) дисциплинами. Специализация каждой «дочерней» науки происходит в тесном взаимодействии с другими. При этом взаимообогащаются подходы и методы изучения, стираются рубежи между смежными предметами.

А

Экономическая и социальная география

В

Р

А – по предмету познания:

ЭГ – экономическая география; СГ – социальная география; ГН – география населения; ПГ – политическая география; КГ – культурная география; РГ – рекреационная география; МГ – медицинская география; ГИ – география инфраструктуры; ГСО – география сферы обслуживания; ПовГ – поведенческая география; ГОЖ – география образа жизни; ГВ – география восприятия; ГНО – география науки и образования; ГПР – география природных ресурсов; ВГ – военная география; ДОГН – другие общественно-географические науки

В – по геоториальным параметрам:

ЛГ – локальная география; РГ – региональная география; ГС – география стран; ГМО – география морей и океанов; ГМ – география мира

ис. 5. Структура экономической и социальной географии

Наиболее сложившейся является экономическая география, имеющая длительную историю развития, существенные теоретические и практические достижения. Она традиционно изучает закономерности и особенности развития территориальных экономических систем (экономических районов и территориально-производственных сочетаний) разных иерархических уровней, решает задачи совершенствования территориальной организации производственных сил, оптимизации экономического районирования и т.д.

В середине XX столетия стала формироваться география населения и поселений. До этого периода она развивалась в составе экономической географии. Обособление ее в самостоятельное научное направление было обусловлено потребностями практики и наличием исследовательского потенциала. Предметом ее изучения стали территориальные системы расселения (городское и сельское расселение). В орбиту изучения вошли процессы демографического воспроизводства, миграционного движения, занятости населения и др.

Образование новых научных направлений происходило в ходе дифференциации экономической географии и географии населения путем «отпочкования» от них отдельных научных направлений и интеграции их с компонентами смежных наук. На стыке экономической и физической географии появилась география природных ресурсов, на стыке географии населения и социологии организовалась социальная география, географии населения и культуры – география культуры, географии населения и психологии – поведенческая географии и т.д. В результате «отпочкования» от экономической географии и географии населения отдельных «ветвей» сами они стали носить более простой характер, ограничиваясь территориальной организацией производства и населения.

Создание новых научных дисциплин происходит не только путем парного синтезирования, но и путем множественной интеграции. Так, на стыке экономической географии, географии населения, физической географии и медицины сформировались медицинская и рекреационная география; на стыке экономической географии, географии населения, социальной географии и экономики – география сферы обслуживания и т.д.

Каждая научная дисциплина имеет свою «нишу» в структуре общественной географии, собственный инструментарий и разную действенность изысканий. Особенно интенсивно развиваются социальная и культурная география, которые не только наиболее актуальны, но и стратегически ориентированы на духовное обогащение людей. При исследовании территориальных социальных и культурных систем вскрываются новые «пласты» территориальной организации жизнедеятельности общества, новые аспекты человеческого бытия27.

Социальная география, ставшая самой актуальной дисциплиной в структуре общественной географии, учеными и практиками воспринимается неоднозначно. Одни авторы включают ее в географию населения, другие понимают очень широко, ассоциируя с общественной географией, третьи полагают, что это особый аспект пронизывающий все географические науки. Не отрицая возможности разных подходов, следует признать, что социальная география уже функционирует как самостоятельная научная дисциплина. Она изучает закономерности пространственно-временной организации социальной сферы жизнедеятельности людей, особенности функционирования и развития территориальных социальных систем, а также механизм управления ими. Социальная сфера обслуживания охватывает всю совокупность отношений, складывающихся между отдельными группами людей, личностью и социальной общностью, личностью и средой жизни, а также между ТОЛ. Социальная география исследует целую совокупность территориальных проблем социального развития, включая условия, уровень, качество и образ жизни населения.

Развитие социальной географии дает импульс для формирования таких новых научных дисциплин, как география образа жизни, поведенческая география, география восприятия, география науки и образования28. Эти дисциплины оказались очень востребованными и имеют широкие перспективы дальнейшего развития.

Постиндустриальное развитие общества сопровождается ростом сервисного обслуживания, что стимулирует функционирование географии сферы обслуживания (географии сервиса). Она изучает территориальные системы обслуживания, включающие элементы социальной, производственной, рыночной инфраструктуры, производство услуг населению и процессы их потребления. Изучение структуры и функций территориальных систем обслуживания с целью совершенствования их развития позволяет глубже познать сущность всех форм пространственно-временной организации общества.

На рубеже веков активизировались исследования в области политической географии. Оживились исследования процессов функционирования территориальных политических систем как пространственных форм организации политической деятельности государств. Политико-географические изыскания охватывают широкий круг вопросов, включая процессы глобализации и регионализации, трансформации политико-географической картины мира и политических блоков, изменения политико-географического положения стран и регионов29. Особенно активно стала изучаться расстановка политических сил (партий и движений), политические пристрастия населения, что послужило импульсом для формирования нового научного направления – электоральной географии.

В контактной зоне общественной и природной географии развивается география природных ресурсов (географическое ресурсоведение)30. Первоначально она появилась как оценочная дисциплина и в ходе своего развития расширила предмет познания. Сейчас она охватывает целостные территориальные природно-ресурсные системы. Развитие географии природных ресурсов сопровождается углублением предмета познания, охватывая экономические, социальные и экологические аспекты природопользования. Переход к рыночной экономике дает новый стимул оценочных исследований, включая затратный, результативный, рентный, воспроизводственный и другие подходы.

Несколько своеобразно развивается военная география, анализирующая причины, ход и следствия военных действий. Исследования в этой области наиболее интенсивно велись в годы Великой Отечественной войны и были направлены на изыскание территориальных ресурсов и их мобилизацию. В последние годы появились новые военные очаги, которые потребовали внимания ученых и оценки событий с геополитических, социально-географических и природно-географических позиций. Появилась острая необходимость выявления причин и источников конфликтных ситуаций, предотвращения военных действий, поиск мирных решений во всех горячих «точках» планеты и в первую очередь на территории бывшего СССР.

На стыке географии населения, экономической, социальной, физической географии развиваются рекреационная и медицинская география. Первая изучает территориальные рекреационные системы, вторая – территориальные медико-патологические системы. При изучении этих систем широко используются знания и методы экономики, медицины, гигиены, экологии, физиологии, психологии и других дисциплин. Совместно с выделенными научными направлениями формируются и другие общественно-географические дисциплины. Например, социальная экология, мелиоративная география, ландшафтный дизайн, география туризма и др.

Второй уровень дифференциации основывается на более глубоком членении системы наук, сформированной на первом уровне дифференциации. Особенно глубоко структурирована экономическая география и география населения. Структура экономической географии суши и океана оформилась исторически и особых разногласий не вызывает. В других дисциплинах членение менее заметно, что связано с молодостью формирования и недостаточной востребованностью результатов исследований. В настоящее время в структуре географии населения и поселений выделяется география трудовых ресурсов, геоурбанистика, георуралистика, география миграций и т.д. В составе социальной географии все более обособляются география условий жизни, уровня жизни, потребления и т.д. В культурной географии – география материальной культуры, искусства, религий (конфессиональная география) и др. Тенденции к дифференциации намечаются и в других общественно-географических дисциплинах.

Третий уровень дифференциации обычно связан с прикладными изысканиями и наиболее ярко проявляется в исторически сложившейся экономической географии. Так, например, в географии сельского хозяйства выделяются география растениеводства и география животноводства, в географии промышленности – география черной и цветной металлургии, лесной, легкой, пищевой промышленности и т.д.

Структуризация экономической и социальной географии по предметной сущности является очень сложной и многоаспектной. Усиление интеграции при продолжающейся дифференциации науки еще более усложняет внутреннюю структуру географии. Так, в результате частно-интеграционных процессов формируются социально-культурная география, военно-политическая география и т.д.

Особый вид структуризации экономической и социальной географии происходит на основе разномасштабных пространственных параметров и времени исследования.

По масштабам исследования вся система общественно-географических наук подразделяется на мировую (глобальную), государственную, региональную и локальную (рис. 5). Каждый масштаб исследования характеризуется определенным уровнем генерализации, спецификой методологического подхода и методических приемов познания. Наряду с изучением конкретных стран и районов все более расширяется география международных, межгосударственных, межрайонных и внутрирайонных отношений и связей.

По времени исследования экономическая и социальная география подразделяется на ретроспективную (историческую), современную и перспективную (прогнозную). На основе ретроспективных исследований все более четко формируется общественно-историческая география, охватывающая историю формирования экономической и социальной географии, историю освоения новых территорий и акваторий, историю пространственной организации ойкумены. Перспективная (прогнозная) экономическая и социальная география включает программное обеспечение развития территориальных систем, проекты и схемы социально-экономического развития регионов, проекты и схемы районных планировок, прогнозы функционирования ТОС и самой науки.

Для решения проблем структуризации экономической и социальной географии важную роль может сыграть опыт структуризации географии, предложенный П. Хаггетом31. В основу деления положен подход к решению тех или иных проблем (рис.6).

По мнению автора в географических исследованиях наиболее распространении три подхода:

  1. Пространственный анализ. Связан с изучением территориальных различий в размещении какого-либо существенного свойства или ряда свойств. Географы задаются вопросом о том, какие факторы лежат в основе того или иного распределения и каким образом можно было бы изменить сложившееся размещение, чтобы сделать его более рациональным или справедливым.

Рис. 6. Структуризация географии по подходам к исследованию проблемы (по П. Хаггету)

  1. Экологический анализ. Выявляет взаимозависимости между антропогенными и природными переменными и объясняет их связи. В ходе этого анализа географы концентрируют свое внимание на взаимосвязях в пределах одного и того же географического района.

  2. Региональный комплексный анализ. В результате дифференциации территории обособляются районы, выявляются потоки и линии связей между смежными районами.

Опираясь на эти подходы, структуризация географии приобретает более синтезированный вид и основывается на единстве природных и общественных элементов. Знание о классификациях географии зарубежными учеными не только расширяет познавательную деятельность, но и стимулирует поиск более совершенной структуры всей системы географических наук.

Особый аспект классификации экономической и социальной географии раскрывается в процессе широкого и устойчивого использования традиционных и новых методов исследования. Таким путем сформировалась социально-экономическая картография. Формируется математическая география, геокибернетика и др.

Наиболее оформившейся является социально-экономическая картография, которая пронизывает все общественно-географические науки, и стала действенным инструментом познания и преобразования территориальных систем. Картографическое моделирование всех форм пространственной организации ойкумены стало неотъемлемой частью общественно-географических изысканий. Наряду с картографическим все шире внедряется экономико-математическое моделирование территориальных систем.

Математизация экономической и социальной географии – это эффективный инструмент во всех конструктивных исследованиях. Это сквозное научное направление, которое совместно с компьютеризацией создает своеобразный язык науки, подобно картографическому языку.

В тесном контакте с математизацией в составе экономической и социальной географией структурируется социально-экономическая кибернетика. Выход общественной географии на конструктивные рельсы совершенствования территориальных структур управления способствует решению важнейших практических задач. Социально-экономическая кибернетика представляет широкий простор для сбора, хранения и обработки информации, формирует теоретическую базу создания автоматизированных систем управления.

Эти и другие сквозные направления раскрывают еще одну сторону внутреннего строения экономической и социальной географии. Таким образом, можно констатировать, что структуризация науки отличается многомерностью и многоаспектностью. Углубляющаяся дифференциация все более сочетается с интеграцией, которая становится ведущей в структуризации и способствует формированию целостной системы общественной географии.