Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Методичесское пособие по логике.doc
Скачиваний:
14
Добавлен:
19.08.2019
Размер:
492.03 Кб
Скачать

Тема 1. История развития и становления логического знания

Лекция №1. Историческое развитие логики как науки

1. Логические учения античности

Основные логические идеи формировались в области философского знания (прежде всего, в рамках гносеологии): «Символическая логика с её методами построения искусственных языков, для которых точно установлен синтаксис и семантика, возникла в русле главных идей философской мысли и прежде всего как способ, который помогает решать фундаментальные проблемы философии»2. Основные логические идеи появились ещё в античности. Автором первой логической системы – силлогистики – стал Аристотель.

Древнегреческая логика развивается с конца VIв. до н.э. в «элейской» школе, наиболее ярким представителем которой был Парменид. Для него характерно отождествление бытия и мышления: «…одно и то же мысль и предмет мысли, ибо без бытия, в котором выражена мысль, ты не найдёшь мысли».

Гераклит Эфесский (кон.VIв.дон.э.–нач.Vв.дон.э) становится основоположником диалектического метода, вводит в философию понятие закона и пытается выяснить, что представляет собой мышление в понятиях и разграничивает моменты субъективности и объективности в мышлении. Таким образом, в работах Гераклита мы находим описание мышления как такого познания, которое невозможно без понятий и для которого возможно познание общего.

Один из важнейших периодов развития философской мысли в истории античности связан со становлением софистики, одним из видных представителей которой является Протагор (ок. 480 – ок. 410 гг. н.э.). Концептуальным тезисом метафизики Протагора является тезис: «Человек есть мера всех вещей, существующих в том, что они существуют, и не существующих в том, что они не существуют». По утверждению историков логики, именно известный парадокс Протагора – Эвтала послужил основанием для создания первой логической системы Аристотеля. В целом заслуга софистов состоит в осознании ими принципиальной важности анализа языка для исследования существа логических и философских проблем.

Логико-методологические идеи Платона (428- 347 гг. до н.э.) оказали достаточно сильное влияние на формирование силлогических схем Аристотеля, а также Платон внёс определённый вклад в создание традиционной логики о законах мышления (сформулировал закон противоречия: «Невозможно быть и не быть одним и тем же»). В диалогах Платона определена необходимость совмещать в мышлении признание противоположностей. Платон сформулировал также закон достаточного основания: знание отличается от мнения тем, что первое основано на истинных (на достаточных) основаниях.

В методологии Аристотеля (384 – 322 гг. до н.э.) важное место занимает интерпретация математического знания. По Аристотелю, исходный базис для математика – недоказуемые или аксиоматические положения. Для Аристотеля законы мышления – это общезначимые законы, обладающие универсальным (интерсубъективным) характером. Дефиниция истины, по Аристотелю, является классической: «…что тот, кто считает разделённое – разделённым и соединённое – соединённым…»мыслит истинно. Слово – исходный материал анализа познавательной деятельности. Подробному анализу Аристотель подверг закон противоречия и закон исключённого третьего.

Суждения, по Аристотелю, подразделяются на общие, частные и неопределённые. С точки зрения модальности суждения могут следующие модальные модусы: «необходимый», «случайный», «возможный» и «невозможный». Данные модусы Аристотель понимает как различные степени правдоподобия (гносеологическая и логическая интерпретация), так и в смысле «отражения» в них определённых свойств действительности (онтологическая интерпретация).

Истина – свойство суждения или предложения. Аристотель выделяет в суждениях предикаты, которые имеют классы:

- предикат как определяющее в определении («животное, обладающее разумом» - предикат в определении понятия «человек»);

- предикат как собственный признак («обладать способностью к речи» - собственный признак человека);

-предикат как некоторое родовое понятие, подпадающее под некоторое множество видовых (предикат «быть животным» является родовым понятием для имён «человек», «лошадь»);

- предикат как случайный признак, который может как принадлежать предмету, так и не принадлежать ему (предикат «сидеть» для человека).

По Аристотелю, «силлогизм есть речь, в которой из некоторых положений, благодаря тому, что положенное существует, вытекает с необходимостью» нечто иное, чем то, что было положено». Силлогизмы могут быть совершенного и несовершенного видов. Для силлогизма совершенного вида заключение с логической необходимостью следует из его посылок по принципу: «Если Х, тоY; если Y, то Z; следовательно, если Х, то Z». В силлогизме несовершенного вида предстоит либо что-то прибавить к уже имеющимся посылкам, либо произвести над ними дополнительные преобразования с тем, чтобы данный силлогизм стал силлогизмом совершенного рода. Только силлогизм первой фигуры является совершенным: «Если три термина так относятся между собой, что последний целиком содержится в среднем, а средний целиком содержится или не содержится в первом, то необходимо, чтобы для двух крайних терминов образовался совершенный силлогизм», - Аристотель. Средний термин – тот, который содержится в одном, тогда, когда в нём самом содержится другой. Крайний термин тот, который содержится в другом, и тот, в котором содержится другой. Анализируя схемы силлогизмов, Аристотель выделяет фигуры силлогизма. Силлогизмы, по Аристотелю, - орудия доказательства и опровержения. Вся силлогистика аксиоматична. Рассуждение, отвечающее требованиям простого категорического силлогизма, может быть обосновано как корректное, если его можно вывести из одного из модусов первой фигуры.

Силлогистика – орудие научного познания. Научные положения выводятся из всеобщих и необходимых начал и не определяются фактором времени. Начала для каждой науки должны быть специфично, что обусловлено её конкретной спецификой, но исключение составляет, по Аристотелю, науки, подчинённые другим научным дисциплинам. Особое место в аристотелевской методологии занимает проблема случайного, которое не должно быть объектом научного анализа. Случайное – объект предположения, мнения, т.е. в отличие от современной методологии Аристотель выводит случайное за пределы науки.