Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лекции по истории зарубежной журналистики2009.doc
Скачиваний:
28
Добавлен:
18.08.2019
Размер:
4.84 Mб
Скачать

Основные периоды в развитии национального телевидения Китая (1958г.—1990г.)

Posted September 26th, 2006 by Moderator

  • Выпуск №1. 2006г.

  • Ли Янь

  • Масс-медиа зарубежных стран

Научный подход к истории национального телевидения Китая (1958-1990гг.) позволяет выделить четыре этапа его развития, каждый из которых характеризуется качественно новым содержанием: 1) 1958-1966гг.: деятельность первой телестанции Китая; 2) 1967-1976гг.: китайское ТВ в годы «культурной революции»; 3) 1977 - 1982гг.: период активного развития; 4) 1983-1989гг.: расцвет ТВ Китая. Можно утверждать, что из всех СМИ ни одно не имеет такой короткой, но столь насыщенной и поступательно развивающейся истории Китая. В течение 30 лет китайское национальное ТВ переходило от наивности к зрелости, от создания к процветанию.

1. Рождение национального телевидения Китая (1958г.-1966г.) 1 мая 1958г. была создана первая китайская телестанция - Пекинская. Первого октября этого года появилась вторая телестанция - Шанхайская. Теленовости начального периода были очень простыми. Изготовленные Центральной кинодокументальной студией передачи стали источником постоянных теленовостей. Их зрителями стали члены коммунистической партии, включая в себя и лидеров Китая. В начале этого периода среди телепрограмм Пекинской телестанции фильмы занимали 75%, спектакли - 15%. В то время китайское телевидение называлось «Маленьким кино». С 1958г. по 1966г. в стране появилось более ста десятки сериалов. В сущности, первые сериалы шли в прямой трансляции, их форма была похожа на спектакль, а не на кино. В апреле 1963г. впервые транслировалось собрание работников внешней пропаганды всех телестанций Китая, на нем обсуждали вопрос об улучшении качеств экспортной телепродукции. В 1960г. китайские телестанции отправляли 61 телепрограммы только в 7 стран мира, а в 1965г. уже установили отношения по обмена телепередач с телевизионными организациями уже 27 стран.

2. Трудности развития ТВ во время «Культурной революции » (1967г.-1976г.) Во время «Культурной революции» контроль за телепрограммами был очень серьезным, руководство запретило показывать «плохие передачи», которые изображали героев, жизнь в войне, пропаганду мира, романтическую любовь и т.д., в результате чего китайское телевидение оказалось в трудном положении. В то же время Пекинская телестанция перестала работать с 1 января 1967г., потом большинство телестанций Китая (кроме Шанхайской телестанции) тоже было закрыто. В 1968г. телестанции провинций вернулись к нормальному вещанию. С 1971г. телепрограммы могли получать 20 городов страны. 1 мая 1973г. Пекинский канал начал показывать зрителям столицы цветные передачи. К началу 1975г. Пекинская телестанция могла транслировать цветные передачи на все другие города. По статистике до конца 1975г. во всей стране было 463 тысяч телевизоров, в том числе 4000 отечественных цветных телевизоров, 1900 импортных цветных телевизоров, среди них 68% телевизоров находилось в городах, а 32% - в уездах и деревнях, можно сказать, что каждые 1600 китайцев имели 1 телевизор. 1976г. стал переломным в китайской политике, после «культурной революции» китайское ТВ получило новые перспективы развития.

3. Оживление и восстановление китайского телевидения (1977г.-1982г.) 1 января 1978г. по Пекинскому каналу начали официально показывать передачу «Серия новостей», которая стала самой интересной в Китае. 1 мая 1979г. Пекинская телестанция была переименована в «Китайскую центральную телестанцию» (CCTV) и в дальнейшем она стала самой известной телестанцией во всей стране. В августе 1979г. Центральный радиовещательный отдел проходил первое заседание телепрограмм. Согласно решению заседания, в сентябре и октябре 1979г. была открыта выставка телепрограмм, во всей стране 25 телестанций предоставили программы больше ста часов. Это был первый обмен телепродукции в истории национального телевидения Китая.

28 января 1979г. впервые в китайской истории появилась первая реклама, которую показывали 8 раз по Шанхайскому каналу. В декабре 1979г. CCTV начало транслировать рекламу товаров и магазинов по 5 минут в день. В октябре 1987г. в золотое время в CCTV была открыта новая гуманитарная реклама, появление которой повысило авторитет телеканала. 1 апреля 1980г. CCTV впервые через спутник получило видеозапись международных теленовостей из других стран мира. Таким образом, резко повысилась сиюминутность зарубежных новостей. В мае 1980г. «Международные новости» вошли в передачу «Серия новостей». Успех «Международных новостей» способствовал развитию китайского национального ТВ. Государственные новости становились короче и ярче, добавили информацию об экономике, общественных новостях, и т.д.

4. Процветание национального телевидения Китая (1983г.-1989г.) В конце марта - начале апреля 1983г. состоялось 11 заседание по телевидению и радиовещанию всей страны. По решению заседания, все города и уезды, имеющие необходимые условия, получили возможность создавать радиостанции и телестанции. Сразу же после совещания начали открываться телестанции одна за другой. В 1982г. в Китае было менее 20 телестанций городов и уездов, но в 1985г. их уже существовало 172.

В 1984г. CCTV участвовала в собрании Азиатской телевизионной сети по обмену новостей. В 1986г. и 1987г. CCTV начало сотрудничать с Европейским радиовещательным союзом, Американской кабельной сетью теленовостей и Международным телерадиовещательным обществом. В октябре 1987г. на 13 заседании представителей китайской коммунистической партии впервые шла речь о гласности в истории новостей Китая.

8 апреля 1984г. был запущен первый китайский спутник, вместе с этим появлялись и наземные спутниковые приемные станции. В 1986г. их уже было 2000 в Китае. 1 февраля 1986г. послали второй коммуникационный радиовещательный спутник. 7 марта 1988г. - третий, что повысило точность и стабильность, увеличило длительность работы, расширило коммуникационную емкость. К 1990г. через спутники передавались программы для 78% территории Китая.

15 марта 1988г. начал регулярное совещание современный цветной телевизионный центр CCTV, что означало, что китайское ТВ и радиовещание поднялись на новую ступень. В конце 1978г. CCTV начало использовать электронное оборудование (ENG) для репортажей, в 1981г. поставили еще новое - EFP, в июле 1983г. начинает поставить современную импортную из Японии автоматическую систему для трансляции передач.

С 1986г. началось исследование телезрителей в Китае. По результатам статистики, в июле 1987г. количество китайских телезрителей уже достигло 600 миллионов (56% население Китая). В 1987г. у китайцев было 120 миллионов телевизоров (47.8% семей). Как видим, место национального телевидения в электронных СМИ резко повысилось за эти годы, Т В стало неотъемлемой частью жизни китайцев.

Еще одна страна этого региона заслуживает особого внимания – это Австралия. Особенности современного состояния СМИ страны характеризуются значительным наплывом иммигрантов из Европы в послевоенные годы, а затем и иммигрантов из азиатских стран. В связи с этим несколько изменился характер средств массовой информации как печатных, так и электронных.

Если говорить о правовом регулировании информационных процессов253[41], то можно отметить следующее немаловажное обстоятельство. Ни в федеральной Конституции, ни в конституциях штатов нет положений, гарантирующих свободу слова и свободу печати. Используется традиционный для бывшей метрополии (Англии) принцип: эти свободы лучше всего защищаются общим правом. Австралия как страна общего права применяет на своей территории прецедентное право других государств общего права, особенно английских и новозеландских судов.

Механизмы саморегулирования австралийских СМИ включают в себя Австралийский совет по делам прессы (добровольный орган, основанный в 1976 году Австралийской ассоциацией журналистов, тремя издательскими организациями и основными издателями Австралии) и Альянс средств массовой информации, индустрии развлечений и искусства (возник в результате объединения Ассоциации австралийских журналистов с другой организацией работников СМИ).

Австралийский совет по делам прессы создает благоприятные условия для независимого, квалифицированного и беспристрастного рассмотрения жалоб, связанных с прессой. Его работа в некоторой степени напоминает шведский образец. Исполнительный секретарь Совета, в сущности, выполняет функции контролера прессы (омбудсмена).

По австралийским законам, помимо клеветы, вторжения в частную жизнь, разглашения секретных сведений и прочего, караются оскорбление религиозных чувств, непристойность и посягательства на общественную нравственность. Публикация «непристойных измышлений» является по общему праву мелким преступлением. Австралия приняла английский критерий для определения того, является ли публикация непристойной. Этот критерий состоит в определении того, «может ли материал, которому инкриминируется непристойное содержание, развратить тех, чье сознание открыто такому аморальному влиянию и в чьи руки может попасть публикация такого рода»254[42].

В дополнение к этому суды определяют, является ли материал оскорбительным или неприличным в смысле наличия в нем вызова общественным приличиям и выхода за их рамки. Также учитывается, распространяется ли материал среди широкой публики или же среди небольшой группы лиц.

Большинство судебных преследований за оскорбление общественной нравственности связано с вопросами секса, но публикация материалов о насилии, жестокости и употреблении наркотиков может быть также классифицирована как оскорбительная. Большинство штатов и территорий приняли дополнительные законодательные акты, регулирующие привлечение к ответственности за оскорбление общественной морали. Некоторые из них разработали классификационные схемы, которые могут быть применены для запрещения или ограничения доступа к распространению и рекламированию печатных материалов. Законодательство обычно ссылается на «оскорбительный или непристойный» материал, который может быть интерпретирован как наносящий оскорбление современным общественным стандартам. Цензурные законы проводятся в жизнь через «Организацию по классификации фильмов и литературных произведений», которая вменяет в обязанность издателю материала, потенциально непристойного, сначала направлять его соответствующим властям, чтобы он был должным образом классифицирован.

Также в общем праве считается правонарушением публиковать богохульные материалы, под которыми понимаются материалы, оскорбительные для англиканской церкви. Богохульство определяется скорее манерой, в какой был сделан комментарий, нежели его содержанием. Например, комментарий, отрицающий или критикующий фундаментальные доктрины христианства, не назовут оскорбительным, если он написан в сдержанной манере. В течение долгих лет в Австралии никого не привлекали к ответственности за богохульство. В 1992 году Комиссия по реформе законодательства Нового Южного Уэльса рекомендовала отменить ответственность за богохульство.

Закон о рекламе курения и табачных изделий 1989 года (федеральный) запрещает рекламу сигарет и табака в печатных средствах массовой информации. Запрет критикуют как дискриминационный, поскольку он делает исключение для газет, печатающихся или публикуемых за пределами Австралии и ввозимых в страну для продажи, распространения или личного использования.

В 1991 году федеральное правительство представило законопроект, запрещающий политическую рекламу на радио и телевидении. Это вызвало широкое противодействие не только политических партий, но и Комиссии по правам человека и Совета по делам прессы. В Билль были внесены поправки, ограничивающие рекламу только во время избирательных кампаний и кампаний по проведению референдумов. Высший суд признал недействительным этот законодательный акт в августе 1992 года.

Этические стандарты и объективность австралийской прессы – одни из самых высоких в мире. В последние годы наблюдается все возрастающая озабоченность ее финансовым положением. Это, однако, не мешает ряду газет конкурировать на национальном рынке, хотя, конечно, большинство регионов имеют только одну основную газету. Рост концентрации СМИ и владения одним собственником разными видами средств массовой информации может быть частично ослаблен применением антитрестовых положений Закона о торговой деятельности и положений Акта о службах вещания, значительным разнообразием и конкуренцией между издательскими группами, а также быстрым распространением электронных средств массовой информации.

Несмотря на то, что журналистика в разных регионах мира зачастую имеет общие тенденции развития, в каждой из стран существуют свои особенности.

Тенденции дальнейшего развития как американских, так и европейских СМИ характеризуются переносом деловой и оперативной информации в компьютерные сети, увеличением удельного веса среди публикаций анализа, комментария и прогноза, переносом центра тяжести на персональную журналистику (что выражено в количественном увеличении числа подписанных материалов и авторских программ на радио и телевидении), изменением отношения к таким особенностям прессы, как жанровое многообразие.

Развитие средств массовой информации Тропической Африки определяется слабо развитой инфраструктурой и экономической отсталостью стран к югу от Сахары, сложными социально-политическими процессами и сложившейся ранее структурой СМИ. Развитие газетно-журнальных технологий сдерживается неграмотностью населения и тем немаловажным обстоятельством, что ввиду большого числа существующих в регионе местных языков газеты и журналы чаще всего издаются на европейских языках. Выпуск газет и журналов зачастую жестко контролируется государством, бумага и полиграфическое оборудование – импортные, а устная традиция относит чтение к «канцелярским» видам деятельности. Радио, наиболее развитое из африканских СМИ, после 1990 года стало значительно меньше внимания уделять передачам на местных языках, но продолжает развиваться быстрыми темпами. Телевидение и компьютерные технологии все еще остаются элитарными.

В странах Ближнего Востока и Северной Африки в целом дальнейшее развитие журналистики связано с урегулированием сложных внешнеполитических проблем, демократизацией общественной жизни, повышением уровня грамотности населения и совершенствованием законодательной базы, поскольку во многих случаях используются нормы традиционного мусульманского и национального общего права. Острые вопросы политики – проблема арабского единства, арабо-израильские отношения, исламская революция в Иране и ее долговременные последствия, урегулирование положения в Северо-Западной Африке, а также положение женщины в странах Востока, исламизация СМИ находятся в центре внимания прогрессивных журналистов и политических деятелей.

СМИ Азиатско-Тихоокеанского бассейна в современных условиях переживают определенную ломку устоявшихся отношений, перенимают опыт ведущих в информационном отношении стран (в частности, США). Средства массовой информации Китая, Тайваня, Японии и Южной Кореи вступили в период «вестернизации» содержания, преимущественно американского типа. Появляются новые, неизвестные ранее жанры – скажем, полемика, традиции которой в культуре этих стран отсутствуют; рушатся некогда казавшимися незыблемыми морально-этические правила. Все страны региона активно внедряют новейшую технику, причем усиливается роль государственного регулирования. В каждой из стран региона эти процессы протекают по-разному, но их направленность вполне очевидна: демократизация и модернизация идут одновременно с усилением роли государства в СМИ.

Многообразие форм и методов журналистского творчества, присущее различным регионам и странам мира, обогащает мировую культуру, и существующая тенденция к унификации культур по американскому образцу в ряде стран встречает сопротивление, выражающееся, в частности, в консервации традиционных жанров и профессиональных правил работы журналистов.

Глобализация информационного пространства имеет ярко выраженные социально-правовые последствия. Бурные процессы трансформации общественно-политических отношений во многих странах мира неизбежно приводят к изменениям в законодательствах этих стран и к перестройке международных отношений. Естественно, все эти изменения существенно влияют на международный обмен информацией, правовые основы регулирования информационных потоков. Изменились и сами средства массовой информации. Возросли их оперативность и эффективность, медиа-продукт стал интерактивным.

После подписания и ратификации Маастрихтского договора политическая жизнь и законодательство европейских государств получили новый импульс к движению вперед. Создание «общего европейского дома» перестало быть утопией или только идеей великих политиков. Мир стал общим. Необходимое международное взаимопонимание требует по-новому взглянуть на протекающие в мире процессы, на тот опыт, который выработало человечество на пути создания единой Европы. Естественно, такое объединение было бы невозможно, если бы не глобальное информационное пространство. Развивают его средства массовой информации, подталкивая законодателей к необходимости унификации их деятельности. И особое место в подобной работе отводится международным организациям, поскольку международное право становится наиболее влиятельным в современном мире.

Деятельность современных СМИ распространяется не только на территорию национальных государств, но и вовлекает в свою орбиту людей соседних, а во многих случаях и весьма отдаленных стран. Поэтому возникла острая необходимость соблюдать не только национальное законодательство, но и, предполагая, что результаты деятельности СМИ будут оценены и с точки зрения законопослушных читателей в других странах, соблюдать нормы международного права, чтобы не вызвать негативную реакцию в чужой стране.

В современном насыщенном политическими событиями мире любое слово политика, сказанное им и неправильно понятое журналистом, может перевернуть годами налаживаемую работу по сближению народов, по укреплению дружбы и сотрудничества.

Естественно, невозможно знать досконально внутреннее законодательство той или иной страны, поэтому журналисты должны соблюдать нормы международного права, поскольку они приняты не в целях удовлетворения амбиций какой-то одной страны, а в целях нахождения компромисса, позволяющего СМИ выполнять свои функции, не ущемляя национальных или религиозных чувств зарубежных участников информационного процесса.

Информационные потоки – это те рычаги, с помощью которых управляют обществом, общественными процессами, к которым прибегают имеющие власть и те, кто стремится эту власть завоевать. Зарубежная журналистика многолика, но существуют общие тенденции развития средств массовой информации и основаны они, в частности, на международном праве.

Помимо государственного регулирования, информационные потоки подвержены процессу саморегулирования прессы, который включает в себя действующие этические нормы, союзы и ассоциации прессы и т.п.

Как правовое регулирование, так и саморегулирование прессы составляют ту среду, в которой функционируют СМИ.