
- •Тема 1. Бытие.
- •Бытие как философская категория. Развитие философских представлений о бытии.
- •Основные формы бытия.
- •1. Бытие как философская категория. Развитие философских представлений о бытии.
- •2. Основные формы бытия.
- •2.1. Бытие вещей и процессов неживой природы:
- •2.2. Бытие живой природы:
- •2.3. Бытие духовного (идеального):
- •3. Проблема субстанции в философии.
- •Субстанция — это то, что существует «само по себе» и не зависит в своем существовании ни от чего другого.
- •Субстанция — это первооснова, от ее существования зависит существование всех других вещей.
- •4. Движение.
- •5. Пространство и время.
- •6. Диалектика и метафизика.
- •Тема 2. Проблема сознания.
- •Сознание, его структура и источники.
- •Сознательное и бессознательное.
- •1.Сознание, его структура и источники.
- •3. Классическая и холотропная модели сознания.
- •5.Сознание и бессознательное.
- •Тема 3. Теория познания (гносеология).
- •2.2. Рациональное познание.
- •2.3. Нерациональное познание.
Тема 1. Бытие.
Онтоло́гия (новолат. ontologia от греч. ontos - сущее, то, что существует и logos - учение, наука) — раздел философии, изучающий бытие.
План:
Бытие как философская категория. Развитие философских представлений о бытии.
Основные формы бытия.
Бытие вещей и процессов неживой природы:
- первой (естественной) природы;
- второй (созданной или преобразованной человеком) природы.
Бытие живой природы:
- неодухотворенные тела (флора, фауна, человек в мире вещей);
- специфически человеческое бытие.
Бытие духовного (идеального):
- индивидуализированное духовное;
- объективированное духовное.
Бытие социального (рассматривается в отдельной лекции):
- индивидуальное бытие (бытие отдельного человека в обществе и в процессе истории);
- бытие общества.
Проблема субстанции в философии. Категория материи.
Движение как способ существования материи.
Пространство и время как формы существования материи.
Диалектика и метафизика.
1. Бытие как философская категория. Развитие философских представлений о бытии.
Бытие — категория, фиксирующая основу существования (для мира в целом или для любой разновидности существующего); в структуре философского знания выступает предметом онтологии (учение о бытии); в гносеологии (теории познания) рассматривается как базисная для любой возможной картины мира и для всех прочих категорий.
Бытие - категория, занимающая центральное место в категориальном аппарате большинства философских систем.
"Бытие" традиционно мыслится по крайней мере в двух значениях:
во-первых, это все когда-либо существовавшее, ныне существующее (определяемое как "наличное бытие") и все имеющее внутренний потенциал к реализации в будущем. Здесь "бытие" однозначно таким понятиям, как "Мир в целом" или "Универсум";
во-вторых, под "бытием" понимается исходное начало и основание нашего мира, его сущность, его метафизическая определенность. Философы "бытие" в таком понимании обычно называют "абсолютным бытием" - или просто абсолютом; Единым и прочим. В развитых религиях это Бытие определяется как бог.
Впервые учение о бытии обособляется в философии элеатов, противопоставивших бытие небытию и доказывавших невозможность последнего, поскольку оно не может быть помыслено. Элеаты тем самым первыми выдвинули тезис о тождестве бытия и мышления. В наибольшей мере концентрировал различные аспекты понятия бытие Парменид. Он выделяет основные характеристики бытия — целостность, истинность, благость и красоту.
Значительно расширил понимание бытия Платон. Он впервые в истории философии указал на то, что бытием обладает не только материальное, но и идеальное. Платон выделял «истинное бытие» — мир объективно существующих идей, противопоставляя его «чувственному бытию», как его понимали досократики. При этом он указывает и на бытие понятий, самостоятельно существующих в человеческом сознании, впервые включив, таким образом, в понятие «бытие» практически все сущее. В философии Платона бытие подразделялось на три соподчиненных в генетическом, качественном и этико-эстетическом отношении уровня:
умопостигаемое бытие вечных бестелесных идей ("истинно сущее"),
чувственно-постигаемое бытие подражающих идеям вещей и
бытие предметов искусства, подражающих вещам.
В философии Аристотеля главную роль в осмыслении бытия играют категории возможности и действительности. Выдвигая вопрос о сущности (о сверхчувственных основаниях) бытия в качестве предмета своей "первой философии" (метафизики), он выделял в качестве причин всякого бытия материю — его возможность и форму — перспективу актуализации. Бытие возможно как
чистая актуальность (Бог),
чистая возможность (первоматерия) и
как соединение материи и формы.
Аристотель отрицал учение о различных уровнях бытия. Учение Аристотеля о бытии противоречиво, поскольку, с одной стороны, он понимает бытие как актуальный принцип вещи, то есть в неразрывном единстве с вещью. С другой стороны, бытие у Аристотеля перводвигатель, самосозерцающий божественный ум, нематериальная форма всех форм.
В период средневековья бытие рассматривается с религиозных позиций: истинное бытие — Бог, мир же несамостоятелен, сотворен из ничто и без заботы Бога исчезнет в ничто. Средневековая философия противопоставляла «истинное» божественное бытие и «неистинное», сотворенное Богом.
Отход от этой позиции начинается в эпоху Возрождения, когда общее признание получает культ материального бытия, природы. Возрождение рассматривает бытие как природу, с одной стороны — самостоятельную (все существующее — творение природы), с другой — нуждающуюся в человеке как творце и хозяине.
Новое время, а затем эпоха немецкой классической философии привнесли более глубокое содержание в понимание проблемы бытия, выделив такие философские категории как «субстанция» (некая сущность, лежащая в основе миропонимания, относительно устойчивая и самостоятельно существующая).
Родоначальник английского материализма Нового времени Ф. Бэкон заложил основы материалистического понимания природы, он признавал бытие как вечно подвижную материю. Ф. Бэкон является основателем теории индукции — неразрывности материи и движения. Т. Гоббс приходит к выводу, что бытие телесно, поскольку Вселенная состоит из материальных тел.
Р. Декарт — французский философ, представитель классического рационализма — сводил понимание бытия к самосознанию как источнику объективной значимости человеческого мышления. Р. Декарт дал дуалистическую трактовку бытия, под бытием понималось то, что прошло через мышление. Известно изречение Декарта «Я мыслю, следовательно, я существую».
Для абсолютного идеализма 19 в. и материализма 18-20 вв. в осмыслении вопроса о бытии принципиальное значение имеет противоположность духовного (сознания) и материального, который решается совершенно различным образом.
В своей философской системе трансцендентального идеализма И. Кант считал, что существует независимо от сознания людей внешний мир. Но бытие, по Канту, недоступно познанию — это «вещи в себе». Для И. Канта бытие не является свойством вещей, это способ связи наших суждений и понятий.
Гегель рассматривал бытие как объективно развивающуюся идею. Идеалист Гегель, придерживавшийся тождества бытия и мышления, считал, что категория бытия не может быть раскрыта иначе, чем через систему других категорий, с которыми она логически связана. В его философском учении чистое мышление начинает развертываться с наиболее пустой категории небытия, переходящего в свою противоположность — категорию бытия, и весь этот процесс объемлется категорией становления, в результате чего возникает категория наличного бытия — переход к другим категориальным "триадам" (качество — количество — мера и т. д.).
Материализм 18-19 вв. не уделял большого внимания проблеме бытия как такового, но фактически отождествлял бытие с материей во всех ее проявлениях.
В материализме диалектическом данная проблематика вновь ставится в центр внимания. Он объявляет онтологический вопрос о соотношении материи и сознания "основным" вопросом философии. Основой становится противоположность материи и сознания, а бытие разделяется на бытие идеального и материальное бытие. Последнее считается первичным, определяющим, а первое — вторичным, зависимым от него.
В философских концепциях XX в. акцент делается на бытии прежде всего как человеческом существовании: бытие есть наша жизнь. Для В. Дильтея, например, подлинное бытие — целостная жизнь.
М. Хайдеггер критикует подход к бытию как чему-то извне данному и противоположному субъекту. Для него проблема бытия имеет смысл лишь как проблема человеческого бытия, проблема предельных оснований жизни человека. Самым важным выражением общечеловеческого способа бытия считается страх перед ничто. Анализ бытия надо начинать с нас самих. Это сущее есть мы сами, которые в числе прочих возможностей бытия имеют возможность вопрошания: кто мы и зачем, в чем смысл нашего бытия? Тот, кто ставит вопрос о бытии, в первую очередь сам есть наличное бытие. Он имеет понимание своего бытия. Это и есть экзистенция. Объективное бытие и Я-бытие суть разные виды бытия. Признание только одного объективного бытия равноценно самозабвению.
Ж. П. Сартр, противопоставляя бытие в себе и бытие для себя, разграничивает материальное бытие и человеческое бытие. Первое для него что-то косное, сопротивляющееся человеческой воле и действию. Основная характеристика человеческого бытия, по Сартру, — свободный выбор возможностей.
В экзистенциализме для человеческого бытия духовное и материальное слиты в единое целое: это одухотворенное бытие (особенно в религиозном экзистенциализме Н.А. Бердяева и др.). Главное в этом бытии — сознание временности (экзистенция есть «бытие к смерти»), постоянный страх перед последней возможностью - возможностью не быть, а значит, сознание бесценности своей личности.
Разница в осознании бытия XX столетием и столетиями, ему предшествовавшими, ярче всего отразилась в искусстве. Интересно сопоставить творчество, быть может, самого великого экзистенциального художника XX в. А.И. Солженицына с творчеством Ф.М. Достоевского. Достоевский, безусловно, предшественник экзистенциалистов, но у его героев еще есть возможность обсуждать вопросы общего устройства мира (диалоги Ивана и Алеши Карамазовых), чисто теоретически взвешивать «слезинку ребенка» и грядущее «счастье человечества», отвергать мир, созданный Богом, и «почтительно билет Ему возвращать». Для героев Солженицына «стены мира резко сдвинулись». Они тоже ведут диалоги — на барачных нарах, в тюремной камере, койке «ракового корпуса» или фронтовой землянке Первой мировой войны. Но не до счастья человечества им сейчас — «счастья», уже наступившего или ощутимо грядущего. Обсуждается вопрос жизни именно этого отдельного человека в этот «один день». Как быть? Можно ли применять насилие не во имя «общей цели», а просто чтобы не дать себя убить (не станешь ли сам людоедом)? В чем смысл жизни для того, кто завтра обречен умереть от рака? Вопросы, которые для Достоевского были онтологическими, для Солженицына стали экзистенциальными.