Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
текст 3.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
13.08.2019
Размер:
74.75 Кб
Скачать

Политические факторы переговоров по снв

В отличие от периода «холодной войны» отношения Москвы и Вашингтона теперь не наиглавнейший, а только один из ряда важных вопросов международных отношений, внешней политики США (в меньшей мере) и России (в большей мере). Точно так же стратегический ядерный баланс и переговоры о нем теперь не центральная, а лишь одна из нескольких основных проблем международной безопасности (наряду с терроризмом, распространением оружия массового уничтожения и его носителей, локальными конфликтами и пр.). Соответственно подход к соглашениям по СНВ стал менее жестким и придирчивым, ряд проблем и разногласий стороны отодвигают на задний план или откладывают на будущее.

Кроме того, уникальной особенностью нового Договора является то, что на переговорах о нем США не преследовали цель во что бы то ни стало ликвидировать, сократить и ограничить какие-либо вооружения или программы другой стороны (как, например, тяжелые МБР или мобильные ракеты СССР и России в прежние времена), а стремились в основном к максимальному сохранению режима транспарентности. Это объяснялось американской оценкой предстоящего сокращения российских СЯС независимо от соглашений СНВ — из-за экономических и технических проблем, а также ввиду специфических решений Москвы по ее стратегическим программам в прошедшем десятилетии.

Но поскольку Вашингтон не ставил задачи добиться определенных российских сокращений и ограничений, постольку и у России не было «козырей» для размена на уступки со стороны США (ограничение ПРО, правила засчета, процедуры сокращения и ликвидации вооружений, ограничение стратегических средств в обычном оснащении и пр.).

К тому же демократическая администрация должна была готовиться к сильной республиканской оппозиции при ратификации Договора. А российское руководство, в свою очередь, тоже должно было считаться с настроениями внутри страны и не сочло возможным много уступать по режиму контроля (постоянное наблюдение в Воткинске, телеметрия и пр.). США в конце концов пошли в этих вопросах на компромисс, поскольку были заинтересованы в новом Договоре и по политическим соображениям: предвыборные обязательства Б. Обамы, его Нобелевская премия, предстоявшая в мае 2010 г. Обзорная конференция по Договору о нераспространению ядерного оружия. Сказался и фактор времени — сжатый график переговоров ввиду истечения срока СНВ-1 в декабре 2009 г.

Новый Договор продемонстрировал важнейшую особенность и совпадение ядерной политики Москвы и Вашингтона — отсутствие намерений осуществлять в обозримой перспективе глубокие сокращения своих стратегических вооружений ниже уровня, зафиксированного еще в 2002 г. в Московском договоре по СНП (1700—2200 боезарядов). Пониженный уровень боезарядов по новому Договору получается в значительной мере за счет изменения правил засчета боезарядов на бомбардировщиках. Если принять, что на 56 развернутых американских ТБ Б-52 реально может быть размещено 1120 крылатых ракет (боезарядов), а по правилам условного засчета в Договоре СНВ-1 — 672 боезаряда, то теперь их засчитывается всего 56. Таким же путем реальное количество боезарядов (более 850) на 77 развернутых российских ТБ типа Ту-160 и Ту-95мс превращается в 77 боезарядов.

Новый Договор предусматривает значительно меньший объем сокращений реально развернутых СЯС сторон по сравнению с тем, что требовали договоры СНВ-1, СНВ-2, рамки СНВ-3 и даже уровни СНП (см. рисунок) [рисунок опущен – О.С.].

Но в то же время точкой отсчета для Пражского договора являются уровни СЯС, которые на 75—80% ниже (по числу боезарядов), чем те, что стороны имели к началу 1990-х годов — накануне заключения Договора СНВ-1. Кроме того, потолок нового Договора на 75% ниже потолка СНВ-1 на боезаряды и на 55% ниже потолка на развернутые носители (по соответствующим правилам засчета). А по сравнению с Договором по СНП (для которого, правда, не согласовали правил засчета) потолок на боезаряды теперь формально понизился на 30%. Значительное сокращение СЯС сторон происходило в последние двадцать лет как под влиянием односторонних решений России и США по оптимизации стратегических потенциалов после окончания «холодной войны», так и под воздействием череды договоров по СНВ/СНП, которые сами стали воплощением новых военно-политических отношений держав. Такова непростая диалектика ядерных вооружений, договоров и политики в наше время.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]