Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
13. Период романтической эйфории. Август 1991-а....doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
30.07.2019
Размер:
100.35 Кб
Скачать
  • Отсутствие государственной политики в области лицензирования и распределения частотного ресурса.

Частоты выдавались военными и связистами в свободное пользование практически в хаотическом порядке. Часть частот выдавалось на средних волнах, часть в УКВ, часть в ФМ, задействовались даже короткие волны (КВ). Характерно, что в начале 1990-х всеми этими диапазонами пользовались. Немногие просчитывали рентабельность использования СВ или КВ-диапазонов. Приемное оборудование у населения позволяло найти своего слушателя во всех диапазонах. В России было много техники советского образца, которая была многофункциональна и позволяла принимать все диапазоны (кроме западного УКВ, т.н. FM (от 88 до 108)). Только западные инвесторы понимали, что рано или поздно в Россию докатится бум на FM и стоит получить частоту и лицензию на вещание. Особого труда получить лицензию не составляло. В 1993 году была создана Федеральная служба России по телевидению и радиовещанию (ФСТР5), в задачи которой входила выдача лицензий на вещание. Тогда же появилась первая конкурсная комиссия. Она выдавала лицензии тем, кто хотел узаконить использование частоты. Во многих региональных городах России вещатели выходили в эфир только зарегистрировав юридическое лицо, не оформляя разрешительные документы на вещание (что создало им большие проблемы в 2000 году после упразднения ФСТР). По сути, в начале 1990-х гг. в России развивалось пиратское использование частотного ресурса. Характерно, что это проходило под патронатом и с разрешения местных властей, которые на волне противостояния Москва-регионы санкционировали это явление.

Отсутствие государственной политики с самого начала формирования системы коммерческого радиовещания обернулось серьезными проблемами в последствии, когда государство стало пытаться навести порядок в области лицензирования и выстроить продуманную систему отношений с негосударственным сектором.

Результаты этапа. Начало движения системы.

Период эйфории длился не долго. «Октябрь 1993-го завершил процесс прощания с иллюзиями. 1993 год - окончание периода романтического авторского радио, переход на концепцию профессионального разговорного радиовещания. Радио нужны не только мозги и рабочие руки, но и техника, помещения, средства связи. Поиск новых возможностей»6.

Толчком к движению системы послужили естественно-рыночные причины. Для дальнейшего развития бизнеса и перевода его в профессиональную сферу, закупки качественного оборудования, аренды нового помещения нужны были дополнительные финансовые вложения. Радиобизнес постепенно пытался выходить из категории игрушечного в профессиональный. Рекламных денег на это не хватало. Оставалось только обратиться к крупным финансово-промышленным структурам. Политических партий и объединений коммерческое радиовещание побаивалось. Это было явление характерное для всего российского рынка СМИ. К 1994 году в стране начался передел информационного пространства и средств массовой информации. Чаще всего в сферу внимания попадали периодические издания и телевизионные каналы. Это было обусловлено в первую очередь политическими задачами. На радио выбор был ограничен. Приобретая канал, можно было преследовать две цели: получение прибыли и расширение сферы влияния. Крупные финансовые группировки, приобретавшие канал, были заинтересованы в аудитории радиостанции: ее интеллектуальных, поло-возрастных и финансовых характеристиках. Большая часть коммерческих радиостанций предлагала развлечения и музыку и соответственно сфера влияния на эту аудиторию была строго ограничена зоной действия музыкального формата. Поэтому в зону внимания на раннем этапе попадали сугубо информационные каналы, число которых было невелико. Разговорные станции, среди которых было немало и муниципальных, начинавшие как независимые, постепенно стали попадать под финансовую зависимость от банковских и промышленных группировок и выражать их интересы. Впрочем, чаще всего хозяева таких станций не были заинтересованы в открытом пропагандировании своей политики. Их больше интересовал стабильный процент аудитории. Они играли с государством и либо поддерживали его, помогая тем самым создавать стабильность на определенном этапе, либо играли против него, подготавливая почву для кардинальных изменений в политике государства. Но эта тема остается за рамками этой работы.

Не избежал общей тенденции и «оплот независимости и демократии» - радиостанция «Эхо Москвы». Для развития ей нужны были деньги и группа "Мост" становится крупным акционером АО "Эхо Москвы". Акционирование «Эхо Москвы», закрытие первой партии постперестроечных радиостанций – все это говорило, что мир меняется.

Впрочем, перекупали не только станции влияния. Передел начался и на рынке развлекательного радио. К 1994 году стало постепенно приходить понимание, что сфера развлечения очень прибыльна. Если правильно построить бизнес, то на этом можно начать зарабатывать. Правда, бизнес должен быть рентабельным и конкуреным. Но и к этому пониманию постепенно приходили. Начались процессы неизбежной профессионализации радиовещания, переведения радиостанций из сферы хобби и сферу бизнеса. Те же, кто не мог самостоятельно улучшить свои дела начал искать источники устойчивого финансирования или хотя бы единоразового вложения в бизнес7.

На радио стали приходить новые люди – с небольшим представлением о бизнесе и желанием не просто нести прекрасное, но и зарабатывать деньги.

Не менее серьезным явлением для рынка стало появление радиостанции «Ретро». Это был второй проект «Европы Плюс». В основе его концепции лежала идея создания музыкального радио в лучших отечественных традициях, транслирующего только русскоязычную музыку советского периода, которая тогда не звучала в эфире коммерческих московских радиостанций. Этот опыт оказался практически провальным на тот период. И по идее должен был закрыть тему русскоязычной радиостанции надолго. Но 1995 год доказал обратное.

Программирование первых радиостанций.

Программная политика начала 1990-х гг.

В начале 1990-х гг. не только форматная философия, но и термин был не в ходу. Более широко использовались выражения – «передачи рассчитаны на…», «программа адресована…», «радиостанция работает для…», «цель вещания - …». Но все это настолько мутно формулировалось руководством радиостанций, что вычленить программную политику или хоть сколько-нибудь внятную концепцию было очень сложно.

Например, «передачи должны выполнять культурно-просветительскую функцию, объективно информировать о современных событиях, поддерживать демократические преобразования в стране, раскрывать перспективы христианской морали, важность религиозных ценностей»8 (р/с «Центр»). Или «способствовать возрождению всего лучшего, что было и есть в культуре, экономике, бизнесе и науке России»9 (р/с «Возрождение»). Или «радиостанция должна развивать вещание, направленное на формирование «научно-обоснованного экологического сознания у аудитории. Развивать высокие нравственные принципы и модально-этические нормы, сохранение природы, высшие духовные ценности человеческого общества, гуманитарные проблемы, экология души»10 (р/с «Интеллект»). Или «Радио «Вокс» - радиостанция культурно-просветительского направления, предлагающая слушателям поразмышлять об искусстве и красоте, о душе, о добре, о лучших традициях всего мира, и о том, что составляет подлинную культурную ценность России. Лейтмотивом большинства передач является восстановление забытого или утраченного, присущего каждому человеку. Сверхзадача тематических передач культурно-просветительского направления – добрыми словами помогать людям не озлобляться и жить в ладу с собой»11. Или «Цели «Авторадио» - дать максимально оперативно всю необходимую для человека за рулем информацию: состояние улиц, введение ограничений, преступность, аварийность на дорогах, экологические проблемы города и области, работа служб сервиса, оказание помощи, юридические вопросы»12.

Как видно из этого описания представлений об аудитории, о концепции вещания, о рыночных отношения как с аудиторией, так и между собой у основной массы радиостанций было не много. Истинным пониманием значения этого слова владело преимущественно руководство радиостанций с западным капиталом, которые пришли в Россию делать бизнес («Европа Плюс», «Ностальжи», «Максимум»). Это знание/незнание формировало особенности типологизации ранних радиостанций по программному признаку и содержанию.