Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Содержание.docx
Скачиваний:
4
Добавлен:
20.07.2019
Размер:
220.12 Кб
Скачать

Глава I.Директивный речевой акт

1.1Определение директивного речевого акта

Прескриптор - человек, реализующий прескрипцию .С точки зрения прагматики, прескрипция -предписание, норма, высказывание, обязывающее, разрешающее или запрещающее что-то сделать. Понятие прескрипции неразрывно связано с понятием директивных речевых актов(ДРА), которые включают в себя речевые действия побуждающего характера, совершаемые в соответствии с принципами и правилами речевого поведения, принятыми в данном обществе и ведущие к достижению поставленных говорящим целей в процессе высказывания. Исходя из данного понятия, мы считаем целесообразным рассмотреть в данной работе понятие ДРА.

Диалог – это форма речи, состоящая из обмена высказываниями – репликами, на языковой состав которых влияет непосредственное восприятие, активизирующее роль адресата в речевой деятельности адресанта. Директивные высказывания, хотя и вычленяются из диалога в исследовательских целях, но, тем не менее, они являются лишь компонентами диалога, неразрывно связаны со всеми внешними компонентами (ситуацией, контекстом, психологическими и социальными характеристиками коммуникантов) и имеют свое значение только в составе этих связей.

Центральное место в речевом акте занимает иллокуция, тип речевого воздействия. По мнению В.И.Карасика, наиболее существенным признаком для выделения того или иного типа речевого действия является интенция говорящего. "Практически в любом речевом действии мы сталкиваемся с воздействием, даже если сообщаем о чем-то или выражаем эмоции"[7, 69].

М.А.Кулькова в статье «Народные приметы через призму теории речевых актов» рассматривает директивный речевой акт как "выражение волеизъявления говорящего, направленное на каузацию деятельности адресата"[ 8,467-468] .

Исследователи сходятся во мнении, что особенность директивного речевого акта состоит в том, что он направлен на то, чтобы изменить окружающий мир с помощью речевого действия. Так, М.А.Кулькова пишет о том, что в работах многих лингвистов директивный речевой акт справедливо характеризуется как двусторонний инициативный речевой акт. Он знаменует начало речевой интеракции в диалогическом единстве, для успешной реализации которой требуется ответная реакция со стороны адресата. Ожидаемая реакция адресата состоит в том, чтобы он выполнил каузируемое действие [8,471].

Понятие директивного речевого акта неразрывно связано с понятием директивной интенции.

Е.И. Беляева дает следующее определение директивной интенции: "это стремление одного из коммуникантов оказать на собеседника, адресата такое воздействие, которое могло бы побудить последнего совершить определенные действия, исполнения которого первый из коммуникантов, отправитель желает по тем или иным причинам"[2,15] .

Однако, чтобы осуществить определенные воздействия на адресата через речевую деятельность, адресант должен использовать определенные языковые средства для достижения желаемого для себя результата, определяющегося во многом реакцией слушающего, которая, в свою очередь, также поддается лингвистическому анализу, то есть мы говорим о перлокутивной функции высказывания. М.С.Веденькова в своей работе затрагивает такие вопросы, как: какие перлокутивные функции имеет высказывание, их возможный состав, классификации, зависимость перлокуции от лингвистических и экстралингвистических факторов. Рассмотрим некоторые из них. По мнению исследователя, неслучайно в качестве объекта изучения выбрали директивы, так как высказывания, содержащие их, могут выявить целую шкалу директивных значений, начиная от приказа (иньюктив), кончая просьбой, мольбой (реквестив). М.С.Веденькова пишет, что "при определении перлокутивной функции высказывания огромную роль играют контекст, знание ситуации, при которой совершается языковая коммуникация, а также лингво-стилистичекое оформление высказывания. Функция прагматического высказывания может быть разная - «смягчить гнев», «умилостивить», « укротить недовольствие». Исследователь также говорит о том, именно намек нередко способствует определению перлокутивной функции [5,27].

По словам исследователя, вычленить цель и перлокутивную силу речевого акта не так просто, как это может показаться с первого взгляда, так как особую роль при этом играют экстралингвистические факторы, пресупозиции, морально-этическое кредо коммуникантов [5, 28].

Таким образом, перлокуция – это один из компонентов в структуре речевого акта, который является результатом реализации интенции адресанта и показателем успешности общения. Перлокутивная функция высказывания в большей степени зависит от учета экстралингвистических факторов, ситуации, пресуппозиции, от отношений коммуникантов. Чаще всего для достижения желаемого для адресанта результата, то есть для того, чтобы слушающий положительно отреагировал на побуждение говорящего, последний прибегает к отбору лексических средств и синтаксических конструкций для построения своего высказывания.