Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ghbrkfl 3 hj,jnb.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
16.07.2019
Размер:
192 Кб
Скачать

Характеристика публічно-політичних персон.

Башар Хафез аль-Асад — президент Сирии с 2000 года, унаследовал эту должность от своего отца Хафеза аль-Асада. Политика Башара Асада отличается большей мягкостью и гибкостью по сравнению с его отцом.

10 июля 2000 года состоялся всенародный референдум по избранию Асада на пост президента Сирии, на котором он получил 97,29 процента голосов избирателей. 17 июля 2000 года новый президент Сирии Башар Асад был приведен к присяге. В своей инаугурационной речи он затронул вопросы экономики и модернизации страны, возвращения Голанских высот, занятых Израилем в ходе арабо-израильской войны 1967 года, и поддержки движения "Хизбалла" в Ливане.

При Асаде главными врагами Сирии по-прежнему оставались США и Израиль. Отношение Вашингтона к Дамаску начало было меняться после событий 11 сентября 2001 года, в ходе объявленной Белым домом глобальной антитеррористической операции, но после начала войны в Ираке в 2003 году США вновь стали обвинять Сирию во вмешательстве в конфликт и поддержке ближневосточных террористических группировок. В мае 2004 года Джордж Буш наложил на Сирию экономические санкции

В конце 2003 года Асад предложил возобновить мирные переговоры с Израилем, прерванные в 2000 году, чтобы решить вопрос о Голанских высотах. Причем если сначала он соглашался на переговоры на основе достигнутых ранее договоренностей - согласно которым израильтяне должны были уйти с захваченной в 1967 году территории, но за ними оставалась бы узкая полоса на северо-восточном побережье озера Кинерет в обмен на предоставлении Сирии территориальной компенсации на другом участке границы - то позже решил от них отказаться.

По мнению экспертов, возобновление Асадом переговоров с Израилем могло привести к осложнению отношений внутри антиизраильского фронта - между Сирией, Ираном и "Хизбаллой". Но Асад не отказался от поддержки террористических организаций, и переговоры не состоялись. В начале 2005 года единственным "прорывом" в двусторонних отношениях Сирии и Израиля за последние годы эксперты называли договоренность о прямой транспортировке израильских яблок в Сирию, которые раньше везли через Иорданию.

После начала летом 2006 года ливано-израильского конфликта Башар Асад назвал Израиль государством-террористом, осудил израильскую бомбардировку ливанского населенного пункта Кана и даже объявил о начале призыва резервистов. Израильские истребители бомбили территорию Ливана на границе с Сирией, чтобы перекрыть пути поставок оружия и боеприпасов отрядам "Хизбаллы". В свою очередь, сирийские средства ПВО открывали огонь по израильским разведывательным самолетам, появлявшимся на ливано-сирийской границе. Но Сирия так и не объявила войну Израилю. По мнению экспертов, Башар Асад не стал ввязываться в этот конфликт, чтобы не потерять шанс вернуть Голанские высоты.

Биньямин Нетаньяху — государственный и политический деятель Израиля. Лидер партии Ликуд (1993—1999 и с 2005), премьер-министр Израиля (1996 — 1999 и с 2009 — по настоящее время).

Нетаньяху, пришедший на смену преемнику А. Шарона - Э. Ольмерту, получил страну, вновь стоящую на распутье: идти на территориальные уступки с Сирией и Палестинской национальной администрацией (ПНА) в обмен на зыбкий мир, не гарантирующий безопасности территории Израиля от обстрелов и вылазок ХАМАС и Хизбаллы, за которыми стоит Иран; или всеми силами тормозить любые дальнейшие уступки, сохраняя статус-кво.

Из предвыборных программных заявлений, и прежде всего из всей логики развития позиций Б. Нетаньяху в области урегулирования арабо-израильского конфликта, становится очевидным, что политика нового премьер-министра будет базироваться на нескольких важных принципах, среди которых значимое место занимают Голланские высоты.

По соображениям безопасности Израиль не может вернуть все Голланы Сирии. При прежнем правительстве представители Из­раиля и Сирии в течение двух лет осуществляли тайные контакты с целью создания платформы для подписания мирного договора. Контакты происходили с сентября 2004 г. по июль 2006 г. В ходе переговоров был подготов­лен проект неофициального соглашения, о котором были поставлены в известность лидеры обеих стран. Израиль, однако, увязывал начало диалога с прекращением поддержки Дамаском ливанского движения Хизбалла и пале­стинских радикальных группировок, а Сирия - с возвра­щением Голан. Несмотря на то, что Э. Ольмерт 14 октяб­ря 2007 г. отдал приказ об уничтожении ядерного реакто­ра в Сирии, что осложнило и без того трудный перего­ворный процесс с Дамаском, Сирия и Израиль официаль­но объявили о начале мирных переговоров.

Это не устраивает новое правительство Ликуда, которое считает, что возможное усиление роли Ирана на Ближнем Востоке вынуждает израильское руководство еще серьезнее подойти к вопросу решения проблемы Голанских высот. Именно так можно оценивать заявление Нетаньяху о том, что Израиль не должен покончить со своим присутствием на Голанских высотах и передать их под сирийский суверенитет. Передача Сирии этого стратегически важного для безопасности Израиля географиче­ского плацдарма означает, что Ирану предоставляется возможность разместить там свои вооруженные силы. В принципе, считает Ликуд, с Голанами как частью территории Сирии может произойти то, что случилось в южных регионах Ливана, где вполне свободно чувствуют себя подразделения иранского Корпуса стражей исламской революции (КСИР). Несомненно, однако, что в ближневосточной программе Ликуда сирийское направление занимает одно из важнейших мест. Его основная стратегиче­ская задача оторвать Сирию от сферы влияния Ирана и воспрепятствовать продолжению поддержки ею ради­кальных организаций - Хизбаллы и ХАМАС. Официальная жесткая предвыборная позиция Нетаньяху и отказ вернуть Голанские высоты препятствовала возможным подвижкам в этом направлении.

Вместе с тем специалисты ожидают, что Б. Нетаньяху под нажимом новой американской администрации изме­нит свою позицию в отношении сирийских Голан. Весной 2009 г. в Дамаске, ставшем центром дипломатической ак­тивности, дважды побывали высокопоставленные пред­ставители Госдепа США. Они заверили сирийское руководство в приверженности новой американской админи­страции мирному процессу в регионе, который будет включать в себя и сирийско-израильский трек. Кроме того, американские представители дали понять, что для ликудовского правительства Израиля «прогресс на сирий­ском направлении крайне желателен».

Придя к власти во главе правого лагеря, Нетаньяху объявил, что он займется «ревизией подходов» к ближне­восточному урегулированию. За расплывчатостью формулировок угадывается стремление отойти от курса прежне­го центристского кабинета на форсированное урегулирование конфликта с выходом в кратчайшие сроки - в пределах года - на создание независимого палестинского го­сударства. Взамен Нетаньяху хочет по сути вновь ввести в мирный процесс принцип «поэтапности», поставив прогресс на политическом треке в жесткую зависимость от нормализации ситуации на местах, предполагающей, в первую очередь, решение проблемы терроризма.

Эти положения были вновь подтверждены израильским премьер-министром во время выступления на состоявшейся 22 сентября 2009 г. «трехсторонней встрече» в рамках Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке с участием американского президента Барака Обамы, израильского премьер-министра Биньямина Нетаньяху и главы ПНА Махмуда Аббаса. Эта встреча на уровне высших руководителей израильского и палестинского истеблишмента была в сущности первой, по крайней мере с момента формирования нынешнего израильского правительства.

Нетаньяху вновь представил свою оценку региональной ситуации:

1) необходимо установление мира с палестинцами, но длительный мир с арабами невозможен до тех пор, пока они не признают государство Израиль;

2) противостояние Израиля и Сирии в настоящее время не столь значимо;

3) ключевая ось напряженности - противостояние Израиль-Иран, и необходимо сплоченно выступить против ядерной угрозы, исходящей от Ирана.

Таким образом, мы видим, что конфликт на Голланских высотах не является главным приоритетом внешней политики израильского лидера.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]