Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
цветоведение.rtf
Скачиваний:
21
Добавлен:
16.07.2019
Размер:
6.79 Mб
Скачать

Ассоциативные характеристики теплых и холодных цветов

Теплые цвета

Холодные цвета

Выступающие

Отступающие

Материальные

Нематериальные

Тяжелые

Легкие

Фактурные

Бесфактурные

Увеличивающиеся (расширение)

Уменьшающиеся (сжатие)

Горизонтальные

Вертикальные

Мягкий контур

Жесткий контур

Движение из центра

Движение внутрь

Эти характеристики верны при условии, если сравниваемые цвета - одной светлотности.

Сравнительные ассоциативные характеристики белого, серого и черного цветов

Белый

Серый

Черный

Отступает

Статичный

Выступает

Нематериальный

Фактурный

Материальный

Легкий

Тяжелый

Увеличивающийся

Застывший

Уменьшающийся

Горизонтальный

Вертикальный

Мягкий

Жесткий

Движение наружу

Неподвижный

Движение внутрь

Объективные психологические ассоциации, которые порождены в человеке природой, позволяют иметь определенную близость оценок в эмоциональном восприятии цвета, цветовых отношений для какой-то определенной общности людей. Эмоциональный характер воздействия цвета в какой-то степени определяется конкретной социальной, национальной, культурной и исторической средой. Символическое значение одного и того же цвета может быть разным в разных культурах.

Однако чаще наблюдаются отдельные расхождения в конкретной эмоциональной терминологии, а сами эмоциональные характеристики цветов обладают межкультурной устойчивостью. Диаметрально противоположна символика смерти в иудео-христианской традиции и в культурах Индии и Юго-Восточной Азии. В первом случае смерть связана с черным цветом, а во втором - с белым. Но при внимательном анализе символики смерти выясняется, что различия связаны не с эмоциональным значением цветов, а с противоположным отношением к смерти.

Белый цвет везде чаще связан с позитивными эмоциями, а черный - с негативными.Теплые и холодные цвета бывают, как приятными, так и отталкивающими, неприятными.

В связи с этим, можно усомниться в пользе многочисленных таблиц, описывающих психологические характеристики цветов, предлагаемых в руководствах для дизайнеров. Но это, казалось бы, неразрешимое противоречие снимается, если учесть то, в каком контексте или установке наблюдателя рассматривается тот или иной цветовой тон.

«... Ни один список ассоциаций на цвет не является адекватным, пока не принят в рассмотрение субъективный либо объективный аспект, потому что реакции будут различными, когда человек ассоциирует цвет с внешним миром или с самим собой» (Ф. Биррен).

Приятный, в общем-то, зеленый цвет, если его отнести к внутреннему состоянию (покой, уверенность в себе), вызывает отталкивающий эффект, если им осветить лицо человека.

Субъектный контекст - эмоции, связанные с физическими ощущениями и физиологическим состоянием. На положительном полюсе теплых тонов здесь находятся чувства довольства, полноты, сытости, тепла, физического комфорта, радости, энергии, удовольствия, ощущаемые внутри и на границе собственного тела без отчетливого разделения на субъект и объект.

Объектный контекст - интеллектуальные оценочные характеристики, которые относятся к объектам вне нас, когда цвет соотносится с внешним по отношению к человеку миром. Этот контекст интеллектуализированных эмоций, эстетических переживаний, абстрактных идей, выводящих по предпочтению на первое место синюю, холодную часть спектра.

к «

к л

= Е

- Н

X J

ч

и

н а

о о С

л

5

II

5 а-

X Е

я

о

Контексты интерпретации значения цвета

Субъектный контекст «внутренний цвет»

Цвет соотнесен с физическими ощущениями и

физиологическим состоянием

Нет четкого разделения на объект и субъект

я

S

а.

К

О

Ж

З

Г

С

красный

оранже­вый

желтый

зеленый

голубой

синий

к

Цвет соотнесен с внешним по отношению к человеку объектом. Эстетические характеристики, интеллектуализированные эмоции. Четкое деление на субъект и объект

Объектный контекст "внешний цвет"

Яркий пример влияния указанных контекстов приводит П. В. Яньшин: «... легко себе представить «синюю птицу» в качестве символа вечно ускользающей вдаль мечты, но, вероятно, ее просто невозможно представить (и тем более переварить!) в виде зарумянившейся, с желтым жирком индюшки на ужин. Индюшка - символ сбывшейся, а синяя птица - несбыточной мечты. Синий - то, что восхищает на расстоянии, красный - то, что исполняет желания и «насыщает» наше тело, наполняя нас теплом и довольством. Красные, желтые и, вообще, окрашенные в теплые тона пищевые продукты мы употребляем заметно чаще синих. Во внешнем мире, в естественных условиях, мы чаще сталкиваемся с синим цветом (небо, вода), чем с красным».

Исследование этих установок (контекстов) показало, что это два самостоятельных способа видения не только цветов, н

о

и мира, отражения специфических состояний сознания. Появление второй, объектной установки связано с развитием культуры.

Рассмотрим это развитие сознания человека на примере использования человеком языка. Ведь естественный язык - не только средство общения. Он формировался в процессе познания внешней реальности и познания человеком самого себя. В языке сохранялись не только звуковые формы слов, но главное - их смысл, который имел практическое значение для многих поколений. Со временем слова превращались в понятия о мире и человеке в нем, эволюционируя вместе с человеческим сознанием и самосознанием.

Язык - это база человеческих знаний, и его эволюция отражает духовную эволюцию культуры. Своеобразие этого развития в том, что цвета интерпретируются изначально не в форме слов, а в форме физиологических реакций организма, которые затем закрепляются в виде смысловых значений - слов.В результате исследований проблемы эволюции цветовой лексики, оказалось, что простейший цветовой словарь содержит всего два словесных обозначения - для черного и белого (точнее - темного и светлого). Можно предположить, что в понятие «светлого» входили как белый, так желтый и красный. А в понятие «темного» — кроме черного, зеленый и синий цвета. Если в языке есть три цветонаименования, то к белому и черному добавляется красный. При этом большинство теплых тонов - желтые, оранжевые, коричневые - на этой стадии могут быть включены в группу «красного». Четвертым добавляется зеленый либо желтый. Язык с пятью наименованиями разделит единую желто-зеленую группу цветов. В языке с шестью наименованиями есть отдельные термины для зеленого и синего. Дальше появляются обозначения для коричневого, розового, фиолетового, оранжевого и т.д. Таким образом, историческое развитие цветовой лексики происходило так: (белый + черный) красный желтый зеленый —► синий —►коричневый.

Археологические исследования установили, что уже более 70 тысяч лет назад в Африке и Европе древние люди пользовались красным пигментом для окраски предметов. Вероятно, в их языке существовало обозначение этого цвета. Но также доподлинно известно, что в эпоху Гомера в греческом языке имелось самое большее три основных термина: для обозначения черного, белого и красного. Столько же их было и в словаре Платона, а это - от восьми до трех веков до нашей эры. И только в течение последующих двух тысяч лет словарь цветов стал стремительно расширяться.

Но это вовсе не означает, что древние люди и античные греки были дальтониками. Ограничения цветовой лексики отражают на тот момент состояние восприятия и осмысления мира. В текстах античных авторов встречаются термины, относящиеся к зеленому и синему, но их использование нерегулярно, неоднозначно. Они звучат примерно как «цвета фиалки», «цвета неба», «цвета травы». Эти наименования еще не отделены от окрашенных в эти цвета объектов. Эти цвета еще не осознаны как основные, фокусные.

«Античная живопись строгого стиля ограничила свою палитру желтой, красной, черной и белой красками... Желтый и красный, античные краски, суть цвета материи, близости и

языка крови... Желтый и красный - популярные цвета, цвета толпы, женщин и дикарей. Желтый и красный - цвета шумного общения, рынка, народных празднеств, цвета наивной беспечной жизни, античного форума...» (О. Шпенглер).

В античное время в сознании человека преобладала непосредственность, чувственная окрашенность восприятия, ощущение единства с миром. Преобладание определенного колорита свидетельствует о переживании большинством представителей культуры определенных психических состояний, чему и служит выбор этого колорита для организации среды обитания и «слепота» языка к цветам, не соответствующим общему настроению. Теплая красно-желтая часть спектра созвучна душевному строю античной культуры.

Холодная часть спектра с завершающим синим цветом - органична культуре Средневековья и эпохи Возрождения. Этот период характеризуется процессами формирования индивидуалистического, дифференцированного восприятия мира. В эту эпоху сопричастность миру сменилась противопоставлением своего «Я» миру и переориентацией ценностей.

Синий цвет - это не предметная краска, а краска среды. Синий - холодный, вызывающий впечатление простора и безграничности, вызывающей чувство внутреннего самоуглубления с последующей целью - самоотстранения субъекта от мира. Ведь только тогда можно надеяться на раскрытие объективных характеристик мира.

Так на рубеже новой эры в сознании представителя европейской культуры теплая часть спектра теряет свою привлекательность, а на ее место становятся цвета холодной части спектра, что соответствует расширению словаря цветонаименований.

Мироощущения человека античной Греции отождествляется с субъектной установкой восприятия цвета, которая выражала врожденные физиологические реакции на цвет. В качестве функционального органа восприятия цветовых значений здесь выступает сам организм. Эта установка доминировала в ранние периоды развития культуры.

Объектная установка связана с дифференцированностью сознания. Здесь появляется возможность формирования принципиально отличного от физиологического функционального психического органа восприятия. Объектная установка возникает исторически позже субъектной. Она формируется в ходе дальнейшего развития европейской цивилизации как полярность синего и красного полюсов спектра, параллельно с расширением словаря цветообозначений.

В системе В. Кандинского фигурирует «вторая сила краски», выявляемая в объектном контексте восприятия цвета. Связь чувства и нравственного переживания отражает определенный уровень качества самосознания, где есть глубокое осознание субъекта. Такой процесс восприятия тесно связан с познанием. Чувства здесь играют важную роль, как и мышление, поскольку результатом являются идеи, внутренняя форма явления, «просвечивающая сквозь цветовое ощущение». С возникновением в культуре способности формировать объектную установку, возникает и возможность вызывать эстетические переживания вместе с эмоциональным состоянием.

Таким образом, если субъектный контекст - контекст воздействия, субъективного отношения и оценивания (

спозиции организма), то объектный контекст - контекст качественности, выразительности, эстетики, идеи, символа.

С некоторой долей условности первый можно связать с импрессивной, а второй - с экспрессивной стороной цветовой выразительности по И. Иттену.

Рассуждая о предпочтении цвета, необходимо коснуться и проблемы гармоничной сочетаемости цветов. Можно, например, обратиться к системе гармонизации тонов, предлагаемой И. Иттеном. Согласно его мнению, «... концепция гармонии цветов должна отойти от области субъективных установок и обратиться к объективным принципам». Главным принципом гармонии является равновесие сил или «симметрия сил». Что и было выявлено в четкой системе гармоничных контрастов И для решения многих практических задач она полезна. Но не всегда, как отмечал сам исследователь, она используется для решения художественных задач. Чаще художники выбирают выразительные цветовые отношения (а не гармоничные). Например, само понятие колорита уже указывает на цветовое смещение (во имя объединения), сдвиг общего цветового звучания. Если способ гармонизации цветов по И. Итгену рассмотреть с точки зрения установок, то он больше созвучен субъектной установке.

Из всего сказанного можно сделать следующий практический вывод: в предпочтении цветов, относительно любой конкретной практической работы может преобладать тот или другой контекст, в зависимости от верно сформулированной задачи.

Если предполагается, что цвет должен использоваться главным образом для создания физического ощущения тепла или прохлады, возбуждения или покоя, физического комфорта, уюта и т.д., цвет интерпретируется на уровне «организма», то следует придерживаться тех закономерностей цветовосприятия, которые соответствуют субъектной установке. Доминируют здесь теплые, светлые цвета спектра.

Если предполагается, что цвет будет использоваться как эстетическое средство выразительности, а не физиологического воздействия, следует придерживаться закономерностей объектной установки восприятия цвета, где преобладает холодная часть спектра.

Как мы знаем, цвет влияет на возникновение и изменение эмоциональных состояний. Но и эмоции, в свою очередь, влияют на цветовые предпочтения. Предлагаем таблицу, в которой представлен определенный порядок

последовательности предпочтения цветов при разных эмоциональных состояниях.