Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Классы современной России.doc
Скачиваний:
56
Добавлен:
08.07.2019
Размер:
1.87 Mб
Скачать

19. Люмпены и люмпен-пролетариат

Люмпены – социальная группа состоящая из людей, выпавших из системы общественного производства, и почти полностью утративших классовую принадлежность. Люмпены вербуются из представителей различных классов и социальных групп. В современном обществе большинство люмпенов это – опустившиеся не выдержавшие конкуренции бывшие пролетарии, представители мелкой буржуазии, интеллигенции, советского мещанства. Как правило, в современном обществе люмпенизация сопровождается алкоголизмом и наркоманией. Люмпены - это как бы буфер между социальной жизнью и не жизнью вообще. Большинство из них не живёт долго, максимум несколько лет. Следует также различать люмпен-пролетариат это – пограничное состояние между пролетариатом и люмпенами, т.е. люди выпадающие, но ещё не выпавшие из общественного производства окончательно, они всё ещё пролетарии в той мере, в которой работают. Эта категория видимо, составляет наибольшую часть из люмпенов вообще. Люмпены, могут добывать средства к существованию следующими способами: ведением натурального хозяйства преимущественно на помойках, попрошайничеством, мелким воровством, изредка вести работу по найму (люмпен-пролетариат). Росстат даёт следующие сведения о безработных:

1995

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

безработные – всего (тыс. чел)

6684

7059

6288

6155

5683

5775

5208

4999

4246

5289

Табл. 41. Численность безработных по годам (тыс. чел.). Из источника [4].

На 2008 год приходится около 5 млн. человек, заявленных Росстатом безработными. Мы уже писали, что 2,5 из 5 млн. безработных мы приняли за работающих непостоянно и отнесли их к низам пролетариата. Т.о. при оценки численности люмпенов будем использовать цифру в 2,5 млн. человек.

20. Советское наследие, особенности и неоконченность процесса возвратного классообразования

Современное российское общество появилось не из ниоткуда, оно появилось из советского общества. Советское общество стало современным российским не в одночасье, реставрация (восстановление старого порядка) капиталистической формации началась ещё в СССР, и до сих пор не завершилась до конца. Советское, социалистическое общество просуществовало более 70 лет, и за это время оно успело ликвидировать классы, присущие капиталистическому обществу. Так, ликвидировав частную собственность на средства производства, советское общество уничтожило условия существования буржуазии, а провозгласив общественную собственность, ликвидировало и пролетариат, т.к. теперь из лишённого средств производства класса он стал классом, совместно владеющим всеми средствами производства. Однако, второе преобразование в России того времени не могло осуществиться в полной мере, т.к. слабое культурное развитие масс не позволило в достаточной мере уменьшить разрыв между исполнительной и управленческой деятельностью, что соответственно породило советский рабочий класс и прослойку советской бюрократии. По многим своим параметрам это общество уже было бесклассовым, обществом равенства. А современное общество, как мы видели, - классовое. Таким образом, советское общество с отмирающими классами через скрытую реставрацию, открытую контрреволюцию 1990-х годов, а теперь открытую реставрацию, протекающую и сейчас, превратилось в Российское общество с углубляющимся классовым делением.

История знает немало примеров реставрации - временного возвращения общественных отношений предшествующей формации, но крайне мало примеров столь глубокой реставрации, как сегодняшняя в России. Надо вообще сказать, что такая глубокая реставрация предыдущего способа производства предыдущей формации - редкость в мире. Пожалуй, можно привести пример только реставрации после Великой Французской революции, когда часть земель была возвращена прежним владельцам, но и тогда эти владельцы были вынуждены вести своё хозяйство в значительной мере по-капиталистически, а не как до революции - по-феодальному. Сегодняшнее производство почти полностью вернулось к цели получения максимальной прибыли через эксплуатацию наёмной рабочей силы капиталом. А раз так, то с неизбежностью реставрируются и классы, свойственные такому способу производства.

Почему надо говорить о возвратном классообразовании в настоящем, а не в прошедшем времени, также как и о реставрации капиталистических отношений? Закончен ли процесс возвратного классообразования? С уверенностью можно сказать, что не закончен. Носит ли современное общество родимые пятна советского общества? Да, носит. Потому, что люди сегодня, участвующие в общественном производстве, в значительной мере ещё сохраняют связи, отношения, традиции, представления, сложившиеся в советское время. Это означает, что классы, как общности, ещё не успели обособиться друг от друга, ещё велика (для империалистического общества, а на самом деле мала) возможность перейти из одного класса в другой. То, что классы ещё не сформировались, а общество не избавилось от советского сознания, тормозит реставрацию капиталистических отношений. Так, например, ещё боятся увеличить рабочий день до 12 часов, потому, что завоевания октябрьской революции расцениваются людьми как достижения, ещё во многих случаях буржуазия не желает физически устранять лидеров рабочего движения, потому, что морально она ещё, по советским меркам, видит в них людей. Правительство боится сразу переходить к платному образованию и медицине, оно делает это плавно, давая возможность советским рудиментам в сознании постепенно отмирать, и т.д. Так что, многие из ужасов капитализма нас ещё ожидают впереди.

В современной России ни один из отрядов буржуазии не формировался «естественным» образом (ещё бы, это же процесс реставрации), мелкая буржуазия возникала как продукт разложения советской экономики ещё в доприватизационный период, а крупная и средняя буржуазия возникла именно в результате приватизации советских предприятий. Во многом этим обусловлена исходная срощенность чиновничества и капитала (т.е. современная буржуазная Россия изначально формировалась как империалистическая, гос.монополистическая страна). Хотя сейчас и идут классические процессы классообразования, возникает мелкая буржуазия, мелкая централизуется в среднюю, а та в свою очередь, в крупную, эти процессы не имеют определяющего значения. Разные классы буржуазии остаются в относительной изоляции друг от друга, что обостряет их внутриклассовую борьбу. В особенности борьбу мелкой буржуазии против крупной, т.к. мелкая буржуазия, ещё не прекратив заниматься трудом, да ещё и имея советское представление о том, что такое труд, остро чувствует изначально паразитический характер «олигархов», несказанно разбогатевших в годы приватизации, и борьбу буржуазии немонополизированной с гос.монополистической.

Надо учитывать, что значительная часть пролетариата, рабочей аристократии, интеллигенции, на самом деле прошла классовую дифференциацию незаметно для себя, они меряют жизнь старыми советско-мещанскими нормами, условия их труда далеки от условий капиталистической эксплуатации, поэтому их принадлежность к вышеуказанным классам и слоям не выражается в их общественно-политическом поведении. Особенно сильна эта закостенелость на гос. предприятиях. Почему так? Потому, что чтобы стать буржуазией, или же буржуазным управленцем, нужно было обладать способностью, быстро менять классовое сознание, или же войти в эти сферы, не имея вообще советского опыта. А вот, чтобы остаться рабочим завода или учителем в школе, ничего не нужно было делать. Т.о., к классам в политическом отношении следовало бы относить только те части пролетариата, рабочей аристократии, интеллигенции, которые большую часть трудовой деятельности провели уже при современном капиталистическом обществе, или же участвовали в трудовых конфликтах 90-х годов.

Нужно сказать, что те, кто теперь проходят процесс классовой дифференциации среди рядовых наемных работников, движутся по двум магистральным направлениям. Одни пролетаризируются - их гос.предприятия приватизируются, лишаются гос.поддержки и находятся в немонополизированной отрасли, часто этот процесс сопровождается банкротством, дроблением и прочими пертурбациями, а также существенным усилением эксплуатации. Другие превращаются в рабочую аристократию – их предприятия либо входят в гос.монополистические объединения (госкорпорации, о которых читайте в главе «монополистический капитал») где зачастую их уровень жизни растёт, но и требования к дисциплине качеству труда, эксплуатация также растут. Во втором случае, советские мещане превращается в рабочую аристократию, а идеология советского патриотизма в корпоративный дух, развивается шовинизм.

И даже те, кто получил опыт пролетарской трудовой жизни, всё равно в значительной мере являются предпролетариатом: ещё не разорваны семейные, дружественные связи между представителями разных классов, ещё не в полной мере обособилось государство, до сих пор многие, работающие на пролетарских работах живут в собственных квартирах, сохранился ещё довольно высокий уровень массового образования.

Именно от того, что классы ниже крупной и средней буржуазии оформлены слабее, и сильны народнические настроения в левой среде. Если мы считаем необходимым бороться за коммунистическую, пролетарскую революцию, и не желаем подчинения пролетариата буржуазно-социалистическим течениям, то мы должны чётко видеть, где он появляется в наиболее завершённом классовом виде, мы должны сказать, что мы выражаем именно интересы нарождающегося пролетариата.

Обратим внимание и ещё на одно наследие СССР - «буферную» часть общества – людей, закончивших свою трудовую деятельность до контрреволюции. Эти люди представляют собой советско-консервативную часть общества и обеспечивают замедление процесса реставрации, одновременно с этим они же являются поддержкой государственнических сил. Во многом благодаря им, до сих пор сильны реакционно-социалистические настроения. Конечно, в массе они связаны с теми классами, в которых существуют работающие члены семьи, но одновременно с этим, на них лежит неизгладимый отпечаток советского союза и они образуют определённую общность между собой.

Одним из важных показателей классовой дифференциации является отчуждение жилья от пролетариата, этот процесс показывает проникновение капиталистических отношений во все сферы, обеспечивающие жизнь человека. В России этот показатель на сегодня довольно высокий – около 25% [41], что должно было бы говорить о близости к завершению процесса пролетаризации и его большой доли. Однако, такой процесс в России отражает и то, что развитие капитализма привело к мобилизации рабочей силы, к её концентрации в крупных городах, а рынок жилья не способен обеспечить возникающие потребности по приемлемым ценам. Необходимо заметить, что снимают квартиры далеко не только пролетарии, но и представители других вышестоящих классов.

Количественный анализ, проведённый в работе, отражает потенциальный классовый состав общества, т.к. пролетариат, рабочую аристократию, да и другие классы рассматривает как полностью оформленные, исходя только из критериев материального бытия, приведённых в начале работы, не учитывая сформированности классового сознания. В нём отражается именно потенциал оформления классов. Полностью же он будет реализован, лишь, когда разорвутся старые связи в обществе, утратится уровень массового образования, закончатся процессы реставрации в медицине, образовании, милиции, предпролетариат, вследствие своего обнищания, лишится имущества, а рабочая аристократия и другие классы ещё сильнее обособятся от него и друг от друга. Тогда потенциал будет полностью реализован, тогда классовая борьба будет другой силы и примет другие формы. Сложно сказать, что будет раньше: окончательное возвратное образование классов или же пролетарская революция, открывающая дорогу для ликвидации классового деления в обществе, однако, ясно одно - чем более завёршён процесс классообразования, тем слабее реакционный социализм и сильнее революционный коммунизм.