Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Отечественная история для технических вузов под...doc
Скачиваний:
17
Добавлен:
07.05.2019
Размер:
6.47 Mб
Скачать

Глава II

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В РАННЕФЕОДАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕ ДРЕВНЕЙ РУСИ

§ 1. Формирование системы

экономических отношений

в древнерусских землях

Природные условия и особенности хозяйственной деятельности вос­точных славян. Восточные славяне составляли значительную часть населения Восточной Европы и занимали территорию от Карпатских гор до Средней Оки и верховьев Дона на востоке, от Невы и Ладож­ского озера на севере до Среднего Поднепровья на юге. Значитель­ную часть этого пространства составляла лесостепная и лесная зоны Восточно-Европейской равнины. Черноземная степная зона была за­нята племенами скотоводов, и плодородная полоса в 1000 км была всего лишь огромным пастбищем. Земледельцам приходилось выру­бать густые леса и расчищать заросли под пашню. Наиболее пригод­ной зоной была плодородная лесостепь, но сюда легко проникали конные отряды кочевников, которые грабили, сжигали поселки, уго­няли пленных, продавая их потом в качестве рабов.

По степному океану, протянувшемуся от Причерноморья до Цен­тральной Азии, волна за волной вторгались на Русь кочевые племена. Появление могущественных врагов, а также истощение почвы были наиболее частыми причинами переселения земледельцев. Продвига­ясь постепенно в глубь лесов, славяне осваивали пространства совре­менного центра территории России. Плотность населения здесь была настолько мала, что переселенцам не приходилось вступать в кон­фликты с местными жителями. Высокая земледельческая культура славян, приобретенная на плодородных землях юга, положительно

воспринималась коренными жителями. Передвижения приводили к изменениям в образе жизни, в занятиях. Сложное взаимодействие «народов леса» и «народов степи» во многом определило своеобразие развития региона. И военные стычки, набеги, и политические союзы, и торговые сношения степняков и лесных жителей — все эти факто­ры воздействовали на общественную жизнь славян. При этом «лес» и «степь» не оставались неизменными; в их постоянном противобор­стве и мирном общении складывались и разрушались союзы племен, зачастую вбиравшие в себя иноязычные группы, формировались но­вые черты общественного строя и жизненного уклада.

Условия жизни и уровень развития населения различных терри­торий были неодинаковыми. Разнились и основные занятия насе­ления, в разной степени союзы племен были вовлечены в хозяйст­венное, культурное и военное взаимодействие с другими народами. И славянские, и финно-угорские первобытные общности использо­вали в зависимости от конкретных природных условий различные средства, чтобы обеспечить свое существование. С уверенностью мож­но утверждать, что и в период становления государства, и в более поздние времена восточные славяне занималась охотой (особенно на пушного зверя), бортничеством (сбором меда диких пчел и воска), рыболовными промыслами и домашним скотоводством. Славяне раз­водили свиней, коров, мелкий рогатый скот — овец, коз. В качестве рабочего скота на юге использовали волов, а в лесной зоне — лоша­дей. Тем не менее относительное однообразие климатических и ланд­шафтных условий обусловили то, что основным занятиям населения было земледелие. Это подтверждается семенами злаков (рожь, пше­ница, ячмень, просо, овес, горох, бобы) и огородных культур (репа, ка­пуста, свекла, морковь, редька, чеснок и др.), обнаруженными в ходе археологических раскопок. Выращивались и технические культуры (лен, конопля).

В те времена человек отождествлял жизнь с пашней и хлебом, это и обусловило название зерновых культур — «жито», сохранившееся до настоящего времени. О земледельческих традициях свидетельст­вует и то, что славяне заимствовали римскую хлебную норму «квадрантал» (26,26 л), которая на Руси называлась четвериком и просу­ществовала в нашей системе мер и весов до 1924 г.

Основу сельского хозяйства составляло пашенное земледелие раз­личных типов, связанных с природно-климатическими условиями. В северных районах таежной зоны лесов (остатком которых является

Беловежская пуща) ведущей системой земледелия была подсечно-огневая. По этой системе в первый год деревья подрубали, на следующий — сжигали и, используя золу как удобрение, сеяли зерно. Два-три года участок давал хороший для того времени урожай. За­тем земля истощалась и приходилось переходить на новый участок. Основными орудиями труда были топор, а также мотыга, соха, борона-суковатка и заступ. Серпами собирали урожай, а молотили щепами. Каменными зернотерками и ручными жерновами размалывали зерно.

В южных районах господствующей системой земледелия был перелог. При этом пригодные для земледелия участки засевали в тече­ние двух-трех и более лет. С истощением почвы переходили (перекладывались) на новый участок. В качестве основных орудий труда здесь использовали соху и рало — деревянный плуг с железным лемехом.

Раннефеодальные формы землевладения в Древней Руси. Система земледелия постепенно усовершенствовалась, возникала потребность в новых, более надежных формах хозяйства. На этот процесс оказывало влияние развитие ремесла, и прежде всего обработка железа, залежи которого были широко распространены во всей лесной зоне. Шире стали применяться пахотные орудия с железными рабочими частями. (И все же техника в сельском хозяйстве была довольно архаичной.).

Районы земледелия расширялись. Усилиями нескольких поколений славянские пахари, не уступая старых мест, широко расселились и расчистили из-под леса большие площади земли. Постепенное освобождение от тяжелого труда при подсечном земледелии, работа на «старопахотных землях», расчищенных предыдущими поколениями, делали ненужной принудительную коллективность родового строя. Теперь уже отдельная семья могла прокормить себя сама, а это означало отмирание родового строя. На его место пришла соседская община. Хозяйственной ячейкой преимущественно становилась малая семья.

Низшим звеном социальной организации непосредственных производителей, объединявшим хозяйства отдельных семей, служила соседская (территориальная) община — мир, вервь (от слова «веревка», которой измеряли землю при распределении внутри общины). Территориальная община могла состоять как из одного большого массива отдельных домохозяйств, так и из ряда разнообразных поселений

включавших в себя мелкие и крупные крестьянские хозяйства, кото­рые совместно обрабатывали земли, были связаны круговой порукой, взаимной ответственностью за уплату долга и т. д.

Членов общины теперь объединяло уже не родство, а общность территории и хозяйственной жизни. В общине было две формы соб­ственности — личная и общественная. Дом, приусадебный участок земли, скот, инвентарь составляли личную собственность каждого общинника. В общем пользовании находились пахотная земля, лес­ные и промысловые угодья, водоемы. Пахотная земля и покосы под­лежали разделу между семьями. Частная собственность не могла воз­никнуть до тех пор, пока человек не осознал свою отдельность от рода. Впоследствии на развитие самосознания отдельной личности, несомненно, воздействовали материальные результаты раздробления общей родовой собственности.

Русская община как социально-экономическое явление. Сельская об­щина возникла, развивалась и, видоизменяясь, просуществовала ты­сячу лет, до XX в. Общинные традиции и порядки определяли уклад и характерные черты жизни русского крестьянства на протяжении всей истории феодализма. Количество таких общин постепенно со­кращалось, и впоследствии они остались только на Крайнем Севере.

Как же шло дальнейшее социально-экономическое развитие Руси?

К IХ-Х вв. определился процесс вызревания феодальных отно­шении в наиболее развитых областях. На начальном этапе развития феодальных отношений непосредственные производители были под­чинены государственной власти. Основной формой зависимости кре­стьян были государственные подати: поземельная подать — дань (по­людье), судебные подати (виры, продажи) и т. д.

На втором этапе складывается индивидуальная, крупная земель­ная собственность, которая в Западной Европе получила название сеньориальной, так как принадлежала сеньорам — крупным земле­владельцам. Феодальная собственность на землю возникала в связи с переходом значительной части пахотной земли общинников в част­ную собственность крупных собственников — феодалов, князей и бояр. Земледельческие общины постепенно переходили под покровительст­во князя и его дружины. Формировалась система эксплуатации лично свободного населения военно-служилой знатью (дружиной) киевских князей путем взимания дани. Другим путем подчинения соседской общины феодалам был захват их дружинниками и князьями. Но чаще всего в крупных собственников превращалась старая родоплеменная

знать, подчинявшая себе общинников. Феодальные отношения со вре­менем расширялись за счет закабаления лично свободных общинников. Общины, не попавшие под власть феодалов, обязаны были платить по­дати государству, которое по отношению к этим общинам выступало как верховная власть, и как феодал.

В X в. возникает, а в последующем столетии укрепляется домениальное землевладение киевских князей. Основной формой орга­низации хозяйственной жизни становится феодальная вотчина, т. е. отцовское имение, передаваемое от отца к сыну. В XI в. появляется земельная собственность у представителей верхушки служилой зна­ти — бояр. Князья и их знатные дружинники начинают прибирать к рукам различные, в основном общинные, земельные угодья. Пошел процесс феодализации русского общества, так как обладание землей давало существенные экономические преимущества и становилось важным политическим фактором5.

Князья отдельных земель и другие крупные, средние, мелкие фео­далы находились а вассальной зависимости от великого князя. Они обязаны были поставлять великому князю воинов, являться по его требованию с дружиной. В то же время эти вассалы сами осуществ­ляли управление в своих вотчинах, и великокняжеские наместники имели права вмешиваться в их внутренние дела.

Каждая вотчина представляла собой нечто вроде маленького независимого государства со своим самостоятельным хозяйством. Феодальная вотчина была устойчива потому, что вела натуральное хозяйство. Феодальные дворы с их запасами продуктов являлись как узлами прочности, устойчивости нового общества. В случае необходимости крестьян привлекали на «барщину», т. е. на общие работы в пользу хозяина.

В XII — первой половине XIII в. вотчинное землевладение продолжает расти. В хозяйственной жизни на первое место выходят боярские и княжеские вотчины, а также церковные, феодальные но своей сущности земельные владения. Если в письменных источниках XI .в о боярских и монастырских вотчинах мало сведений, то в XII столетии упоминания о крупных землевладениях приобретают регулярный

характер6. Государственно-феодальная форма собственности продол­жала играть ведущую роль. Большинство непосредственных произ­водителей продолжало оставаться лично свободными людьми и за­висело только от государственной власти, уплачивая дань и иные государственные подати.

После принятия христианства особым видом земельной собствен­ности становится церковное и монастырское землевладение. Христи­анство, ускорив процесс ликвидации остатков родового строя, спо­собствовало развитию феодального способа производства в Древней Руси. В Византии церковь являлась крупным феодальным учрежде­нием и землевладельцем. С принятием христианства эти же методы были привнесены на территорию Руси. Церковные учреждения ста­ли концентрировать в своих руках крупные земельные владения. Все население страны обязано было платить налог в пользу церкви — десятину (размер налога составлял на первых порах десятую часть доходов населения). Впоследствии размер этого налога изменялся, а его название осталось прежним. Монастыри (первый из них — Киево-Печерский — был основан в первой половине XI в.) превращались в крупнейших земельных собственников. В домонгольские времена на Руси было до 80 монастырей. Монастыри были коллективными фео­далами, владевшими землей и зависимыми крестьянами, торговав­шими и даже занимавшимися ростовщичеством.

Перенесение на русскую почву традиций монастырской жизни при­дало своеобразие славянской колонизации северных и восточных окра­ин Руси. Обилие свободных земель в тех районах, которые начали быстро развиваться в период феодализации общественной жизни (осо­бенно на Северо-Востоке), обусловило относительно мягкие формы крестьянской зависимости и неразвитость феодальных отношений на Руси (по сравнению с Западной Европой). На Северо-Востоке и в окраинных новгородских владениях параллельно с феодальным держанием земли и вотчинными хозяйствами шла монастырская ко­лонизация. Освоение пустынных малолюдных районов часто начи­налось с основания монастыря, становившегося местным центром, где окрестные крестьяне искали защиты и помощи. Монастырская деятельность на землях, населенных финно-угорскими и тюркскими племенами, не только вовлекала эти народы в орбиту христианской

цивилизации, но и несколько смягчала неизбежно болезненные процессы становления многонационального государства.

В основе экономической жизни Древней Руси лежали национальные богатства: природные ресурсы, развивающийся уровень производительных сил и человек с его трудовым потенциалом. Следует выделить отличия феодального строя Руси от «классических» западноевропейских образцов:

  • относительно большая роль государственного сектора в экономи­ке страны;

  • наличие свободных крестьянских общин, зависимых от княжеской власти;

  • существование наряду с феодальным укладом первобытно-патриархальных отношений.

Экономику Руси можно определить как многоукладную.