Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Отечественная история для технических вузов под...doc
Скачиваний:
19
Добавлен:
07.05.2019
Размер:
6.47 Mб
Скачать

Глава II

ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕФОРМИРОВАНИЯ В НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ РОССИИ

§ 1. Становление рыночных отношений

Начало экономических реформ. От Б. Н. Ельцина ждали давно обе­щанного чуда, которое не происходило только из-за отсутствия необ­ходимых полномочий и затянувшегося противоборства с М. С. Гор­бачевым и общесоюзными структурами. В ноябре 1991 г. Ельцин получил от V Съезда народных депутатов РСФСР по существу неогра­ниченные полномочия, возглавил российское правительство.

ЧИТАЕМ ИСТОЧНИК

«...Период движения мелкими шагами завершен. Поле для реформ разминировано. Нужен крупный реформаторский прорыв. У нас есть уникаль­ная возможность за несколько месяцев стабилизировать экономическое положение и начать процесс оздоровления. Мы отстояли политическую Свободу, теперь нам надо дать экономическую, снять все преграды на пути свободы предприятий, предпринимательства, дать людям возможность работать I! получать столько, сколько они зарабатывают, сбросить бюро­кратический пресс...

Если пойдем поэтому пути сегодня, реальные результаты получим к осе ни 1992 года. Если не используем реальный шанс переломить неблагоприятный ход событий, обречем себя на нищету, а государство с многовековой историей — на крах...

Я призываю всех граждан России понять — разовый переход крыночным ценам — тяжелая, вынужденная, но необходимая мера. Таким путем про­шли многие государства. Хуже будет примерно полгода, зачем — сниже­ние цен. наполнение потребительского рынка товарами. Л к осени 1992 года, как я обещая перед выборами, — стабилизация экономики, постепенное улучшение жизни людей...

Либерализация пен будет сопровождаться мерами по социальной защите населения. Сейчас идет подготовка указов о реформировании пенсион­ной системы частного социального страховании. Наши возможности та-

ковы, что мы будем помогать прежде всего наиболее нуждающимся соци­альным группам. Поэтому сейчас рассчитывается прожиточный минимум, исходя из реального темна инфляции с поправкой на региональные усло­вия...

Буду откровенным: нам придется нелегко...

В этой ситуации я как глава исполнительной власти России, осуществ­ляющий в соответствии с Конституцией руководство деятельностью Со­ветов Министров на этот ответственный, тяжелый период, готов непо­средственно возглавить правительство. Обязуюсь перед своим народом сформировать кабинет реформ и рассчитываю на понимание и поддерж­ку депутатов, каждого россиянина», — заявлял президент России78.

После «перестройки» народ созрел для радикальной реформы. Ав­торитет Ельцина был чрезвычайно высок. Намеченные планы каза­лись вполне реальными.

В течение 1992-1998 гг. в стране происходила грандиозная пере­стройка отношений собственности. Перераспределение собственности происходило под лозунгом «реформ», под которыми подразумевалось скорейшее утверждение рыночных отношений в стране. Б. Н. Ельцин сам возглавил правительство, составленное из молодых полити­ков, сторонников радикальных экономических реформ. В него пошли Е. Т. Гайдар, А. Н. Шохин, А. Б. Чубайс, А. И. Нечаев и др. Одни счи­тали их «командой профессионалов», другие — «мальчиками в розо­вых панталончиках», так как большинству было чуть больше 30 лет, а это было необычно для руководящего состава нашей страны.

В январе 1992 г. было единовременно разморожено большинство цен, провозглашен принцип свободной торговли.

ЧИТАЕМ ИСТОЧНИК

Из Указа Президента РСФСР «О мерах по либерализации цен» (3 де­кабря 1991 г.)

  1. Осуществить со 2 января 1992 года переход в основном на применение свободных (рыночных) цен и тарифов, складывающихся под влиянием спроса и предложении, на продукцию производственно-технического на­значения, товары народного потребления, работы и услуги. Государственные закупки сельскохозяйственной продукции также про­изводить по свободным (рыночным) ценам.

2. Установить со 2 января 1992 года применение' тсу дарственного рн лирования пен (тарифов) предприятиям м орпппмашгям, независимо форм собствен) гост и, то.чько хц ограниченный круг продукции прон.н* ствешю-технического назначения, основных потребительских товаров услуг по перечням.

3. Правительству РСФСР:

  • определить предельный уровень цен и тарифов на конкретные виды продукиии производственно-технического назначения, основные потребительские товары и услуги, порядок их регулирования;

  • внести в действие в 1992 году порядок регулирования цен на продукцию, предприятий-монополистов;

  • осуществить в 1992 году во взаимодействии с суверенными государствами — бывшими союзными республиками — переход на расчеты по пасованной межгосударственной номенклатуре поставок товаров и продукции, как правило, по мировым ценам79.

Были сняты ограничения на доходы. Была заявлена жесткая дитио-денежная политика, что означало отказ предприятиям государственного сектора и коллективным хозяйствам на селе в государственных субсидиях, «дешевых деньгах». Предполагалось, что благодаря приватизации государственной собственности «ничья собственность», неэффективная собственность обретет своего хозяина, что быстро, положительные результаты. Народ был готов в очередной раз потер­петь и был склонен верить заявлениям президента России о том, что поначалу, конечно, произойдет повышение цен и всем будет трудно, но очень скоро цены начнут снижаться и к концу 1992 г. положение стабилизируется. Многим импонировало заявление Б. Н. Ельцина о том, что в результате приватизации появятся не десятки миллионе ров, а десятки миллионов собственников.

Приватизация (от лат. privatus— частный) — это переход государственной собственности в частную, процесс смены собственности посредством её продажи или передачи на определенных условиях юридическим и частным лицам.

Приватизация является составной частью деэтатизации — разгосударствления собственности путем перехода ее в другие виды собственности — частную, коллективную, акционерную, смешанную и т.д. Приватизация была представлена российскому обществу как стержень всего процесса реформирования страны, как своеобразный «золотой ключик», с помощью которого будут решены многие проблемы.

История в лицах

Егор Тимурович Гайдар

Гайдар Егор Тимурович, внук известного советского писателя А. П. Гай­дара, родился в 1956г. Окончил экономический факультет Московско­го государственного университета. Доктор экономических наук. В 1990-1991 гг. — директор Института экономической политики Академии народного хозяйства СССР. В 1991-1992 гг. — заместитель председа­теля правительства РФ по экономической реформе. В 1992 г. — ми­нистр финансов РФ. С марта по июнь 1992 г. — первый заместитель председателя правительства РФ по экономической реформе. С июня по декабрь 1992 г. — исполняющий обязанности председателя прави­тельства РФ. С сентября 1993 г. по январь 1994 г. — первый заместитель председателя правительства РФ, исполнявший обязанности министра экономики; ушел э отставку. С 1994 г. — председатель депутатской фракции «Выбор России» в Государственной думе. С июня 1994 г. — председатель партии «Демократический выбор России. Депутат Госу­дарственной думы I-III созывов. Директор Института проблем пере­ходного периода. Один из создателей в 1999г. Союза правых сил. Ав­тор ряда работ по проблемам управления и экономики.

Это обеспечение гражданам реальной возможности стать собствен­никами средств производства на основе многообразия форм собствен­ности; повышение эффективности хозяйствования; создание условий для свободной предпринимательской деятельности в условиях ры­ночной экономики; преодоление монополии государства на произ­водство товаров и услуг низкого качества и т. д.

В реальной жизни вместо пятикратного предполагаемого увели­чения цен они выросли за первый гол «реформ» более чем в 100 раз, а к 1996 г. — и 10 тыс. раз. Сбережения населения, в том числе вкла­ды в Сберегательном банке, моментально обесценились и фактиче­ски пропали, были изъяты у населения. Накануне президентских вы­боров 1996 г. была обещана компенсация потерянных вкладов, но после выборов стали восполняться потери у вкладчиков такого воз­раста (до 1914 г. рождения), что это выглядело как насмешка над по­страдавшими.

Грандиозным обманом для подавляющего большинства населе­ния стала ваучерная приватизация. Еще 3 июля 1991 г. Верховный Совет РСФСР принял законы «О приватизации государственных и муниципальных предприятий РСФСР» и «О личных приватизаци­онных счетах в РСФСР. Предусматривалось, что приватизация долж­на предшествовать переходу к рыночной экономике, должна быть рав­ной для всех и не давать преимущество ра6отникам приватизируемых

предприятий. Ее предполагалось проводить бесплатно за счет : выделения каждому гражданину России приватизационного чека в Сберегательном банке, деньги с которого могли быть истрачены лишь на покупку различной государственной собственности. Чеки предполагалось сделать именными.

Летом 1992 г. в условиях резкою роста цен, который уничтожил сбережения большинства граждан, указом Б. Н. Ельцина без согласования с Верховным Советом РФ было принято решение о выдаче населению приватизационных чеков (не именных), которые получи­ли наименование «ваучеров». Каждый гражданин России, включая детей, имел право на получение одного приватизационного чека минимальной стоимостью 10 тыс. рублей. Эта стоимость была определена еще в конце 1991 г. путем деления стоимости всего национального богатства страны на число жителей. Но в конце 1991 г. на 10 рублей теоретически можно было приобрести автомобиль «Жигули», а к октябрю 1992 г. на 10 тыс. рублей можно было приобрести лишь несколько бутылок водки, так как цены за первый год реформ выросли многократно. Никакой индексации стоимости ваучера не было предусмотрено.

Средства массовой информации внушали населению мысль о том, что правильное размещение ваучера позволит каждому разбогатеть. До 30% ваучеров их владельцы вложили в инвестиционные (ваучерные) фонды, которые обещали стабильные, гарантированные дивиденды. Правительство считало положительным явлением скупку ваучеров приветствовало появление сильных собственников, считая это естественным рыночным процессом. Но «десятков миллионов собствен­ников» не появилось, так как несколько сотен чековых инвестиционных фондов самоликвидировались, откровенно обманув вкладчиков. Осенью 1992 г., когда началась выдача ваучеров, на 10 тыс. можно было купить 5 бутылок водки. В июне 1994 г., когда сроки для вложения ваучеров закончились, за 10 тыс. рублей можно было пить 3 бутылки водки. Абсолютное большинство вкладчиков ваучеров (за исключением немногих держателей привилегированных акций) не получило никаких процентов, а компании и инвестиционные фонды в большинстве своем лопнули, как мыльные пузыри. Реальную пользу от «ваучеризации всей страны» получили некоторые категории предпринимателей, частных банков и криминальных которые скупили ваучеры у населения за бесценок, а затем по номинальной стоимости ваучеров и благодаря многократно заниженной стоимости приватизируемых объектов стали их собственниками.

Малая приватизация в порядке эксперимента началась еще в конце 1991 г. Для каждого региона устанавливались плановые объекты ма­лой приватизации. Во второй половине 1992 — начале 1993 г. каж­дый месяц продавалось 5-6 тыс. предприятий. К концу 1994 г. мага­зины, кафе, рестораны, бары, предприятия бытового обслуживания стали в основном частными. Было приватизировано около 40% до­рожно-транспортных предприятий. Методом аукционов и обществен­ных тендеров было продано менее половины всех приватизирован­ных мелких предприятий. Остальные были либо сданы в аренду с последующим выкупом служащими, либо превращены в акционер­ные кампании (вопреки закону) с внутренним распределением ак­ций между служащими. Магазины по преимуществу достались их директорам.

В то же время «мешки ваучеров» были предъявлены в ходе развер­нувшейся приватизации крупных и средних предприятий, программу которой на 1992 г. утвердил Верховный Совет РФ. За декабрь 1992 -июнь 1994 г. на ваучерных аукционах было разгосударствлено почти 14 тыс. крупных и средних предприятий. Акции оказались распреде­ленными между старшими управляющими, работниками предприятий, фондами имуществ и другими. Реальную пользу от ваучеров получили работники предприятий, вложившие свои ваучеры в акции, получен­ные по закрытой подписке. Впоследствии руководители предприятий, коммерческие структуры постарались любыми путями заполучить эти акции. Так, работникам не платили заработной платы, отпускных, принуждая расстаться с ценными бумагами. Достаточно часто на вауче­ры, скупленные у населения по ничтожной цене, покупались на аук­ционах крупнейшие предприятия, цена которых занижалась в сотни и тцсячи раз в сравнении с их реальной действительно рыночной стоимостью.

Значительной частью прежней «ничьей» собственности в результа­те так называемой «номенклатурной приватизации» завладели дирек­тора, руководители, начальники всех мастей. В принципе трансформа­ция государственных предприятий в акционерные общества закрытого типа (АОЗТ) считалась незаконной. Но в 1993 г. при поддержке то­гдашнего вице-премьера правительства В. Шумейко было создано не­сколько холдинговых компаний, в которых предусматривалось пере­плетенное размытое владение, выгодное руководителям: предприятия разных отраслей бесплатно передавали друг другу пакеты своих акций. В результате псевдоприватизации собственниками становились не индивидуумы или коммерческие компании, а государственные пред-

История в лицах

Анатолии Борисович Чубайс

Чубайс Анатолий Борисович родился в 1955 г. Окончил Ленинградский инженерно-экономический институт. В 1977-1982 гг. занимался науч­ной работой. Активист демократического движения. В1990-1991 гг. — заместитель председателя, первый заместитель председателя Ленгорисполкома. С июня 1992 г. заместитель председателя правительства. РФ, одновременно с ноября 1991 г. по ноябрь 1994 г. — председатель Государственного комитета РФ по управлению государственным иму­ществом. Первый заместитель председателя правительства РФ с нояб­ря 1994 г. по январь 19У6г. Руководитель Администрации президента РФ С июня 1996г. С 1998 г. председатель правления РАО «ЕЭС».

приятия. Позже в этот процесс включились банки — начали фор роняться финансово-промышленные группы.

В ходе приватизации применялось множество различных схем которые позволили реализовать принцип — «кто чем распоряжался тот то и приватизировал». Так, приватизация имущества ВЛКС дала первоначальный капитал для многих бывших ответственных комсомольских работников. Большинство россиян было разочаровано приватизацией. «Отец ваучера» А. Б. Чубайс стал у просто народа самым нелюбимым из череды реформаторов.

Но дело уже было сделано. Если в конце 1991 г. 78% занятого селения России работало в государственном секторе, то в конце 1994 г. около 60% рабочей силы было занято в основном в частном секторе. К концу 1994 г. в государственном и муниципальном владении находилось 35% официально зарегистрированных предприятий, но они имели 54% основных производственных фондов российской экономики. С июля 1994 г. началась постваучерная приватизация. Региональные комитеты имуществ стали продавать отдельные предприятия и акции за деньги на закрытых тендерах. Упор делался на поступление доходов в бюджет и привлечение состоятельных инвесторов. Всего за 1992-1997 гг. изменили форму собственности 129,5 тыс. предприятий80. Приватизация замедлилась. В борьбу вступили выделившиеся из бывших министерств консорциумы, концерны, холдинги и финансово-промышленные группы. К середине 1996 г. 60% валового внутреннею продукта (ВНП) производилось в частном секторе.

Если в XVII-ХVIII вв. источником быстрого обогащения для многих будущих западных предпринимателей были пиратство и разбой,

контрабанда и работорговля, неэквивалентный обмен с туземцами в колониальных странах и их прямое ограбление, то в России 1990-х гг. «реформы» означали развертывание «великой криминальной революции. Важным направлением перераспределения собственности бы­ла «народная приватизация». Многие тысячи тонн цветных металлов, ушедших за границу, составлялись в результате множества мелких «экспроприации» «ничьей» государственной, колхозной и особенно личной собственности. «Зачистка» дачных и сельских домов, город­ских квартир от алюминиевых кастрюль, тазов, сковородок я т. д. приобрела в 1990-е гг. грандиозный размах.

Распределение предприятий и организаций по формам собственности, тыс.81

В про-

центах

к итогу

(2001)

1996

1999

2001

Всего предприятий и организа­ций

2249,5

2901,2

3346,5

100

Государственная собственность

322,2

1 47,9

150.8

45

Муниципальная собственность

197,8

183.3

216,6

6,5

Частная собственность

1425,5

2146,8

2509,6

75,0

Собственность общественных и религиозных организаций (объединений)

95,0

183,1

223,0

6,7

Прочие формы собственности, включая смешанную россий-

209,0

240,1

2465

73

скую, иностранную, совмест-

ную российскую и иностран­ную