Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Тема 1.Л. проектирование. Семантика садов4.doc
Скачиваний:
19
Добавлен:
06.05.2019
Размер:
6.19 Mб
Скачать

Ландшафтная архитектура XVII – XVIII вв. В россии

XVII в. – эпоха Леблона (Летний сад, Стрельна, Большой дворец в Петергофе), Бернини (Собор Св. Петра в Риме, скульптурная группа Аполлон и Дафна), Иниго Джонса (дворец Уайтхолл в Лондоне ) в России отмечен расцветом нарышкинского барокко. Сохранились архитектурные ансамбли: Новодевичий монастырь, церковь Покрова в Филях. О садах же того времени можно судить по скупым описаниям и редким чертежам: так называемому «Петровому чертежу» и «Кремле – на граде», показывающим город XVI в. Обозначены сады в Кремле – «Государев сад» напротив Кремля на другом берегу Москвы-реки и некоторые другие. Все они были хозяйственными, плодовыми. Декоративные или увеселительные, «красные», сады появились в XVII в. при царских дворах в Измайлове, Коломенском, Кремле. Парки этих ансамблей уже имели фрагменты регулярной планировки, в них декоративные функции сочетались с утилитарными.

Коломенское и Измайлово представляют собой самобытное русское явление – усадебную культуру. Феномен русской усадьбы заключается в том, что, будучи развитой хозяйственной единицей, она стала уникальным центром развития национальной культуры.

Интересное наследие садово-паркового искусства оставил XVII в. в монастырях. В них, как и в западноевропейских монастырях, находились плодовые, аптекарские и декоративные сады. Еще в начале XX в. сохранялся сад с кедровой рощей в Ярославском Толгском монастыре. В центре ее находилась площадка «12 апостолов», окруженная подковообразным водоемом. Сады разбивались и внутри и за пределами монастырских стен. Монастырские сады можно видеть в Троице-Сергиевой лавре, Новодевичьем и Донском монастырях Москвы.

Начало XVIII в. ознаменовало широкое проникновение западных художественных идей. Строится Петербург, первый в мире город нового типа, с регулярным планом, с огромным количеством городских усадеб. Сохранился чертеж «Образцового проекта» усадьбы архитектора Трезини. Перед домом, стоявшим фасадом на улицу, находился парадный двор – курдонер. За домом разбивался регулярный сад, выходивший, обычно, к набережной реки. Такая планировочная структура ведет начало от ландшафтных ансамблей Возрождения.

Неоспорим приоритет России в создании публичных садов. Уже в 1717 г. в проекте плана Васильевского острова были показаны три обширных сада с «французской» планировкой. Общественный характер носил и Летний сад. Он неоднократно перестраивался, но сохранил в своей основе барочный план и мраморные статуи. Сад славился своими затейливыми павильонами, водоемами и фонтанами.

Еще при жизни Петра I вдоль южного побережья Финского залива вытянулась цепочка царских резиденций и загородных дворцов высшей знати с садами. Царские резиденции в Стрельне и Петергофе отличались особым размахом. Им не уступал ансамбль дворца Меньшикова в Ораниенбауме. Общими особенностями этих ансамблей было террасное построение и наличие

у каждого из них «верхнего» и «нижнего» садов, разделенных зданиями дворцов. Все они имели характерные черты садов Возрождения, но несомненно каждый отличался индивидуальностью, внесенной замечательными архитекторами Леблоном, Микетти, Шеделем, своеобразием природного окружения, русскими традициями.

В первой половине XVIII в. строительство дворцовых ансамблей продолжили и развили русские мастера – Земцов, Растрелли, Неелов; новые иностранцы – Ринальди, Камерон, Гонзаго.

Параллельно с приморскими ансамблями создавались садово-парковые композиции Царского села, а позднее – Павловска и Гатчины.

На примере пригородных парковых ансамблей Петербурга хорошо прослеживается периодизация и пути развития стилистических направлений русского паркостроения XVIII – XIX вв. Стрельна имеет однозначную барочную, регулярную композицию. В Ораниенбауме развитие парка, начавшись в 1710 г., продолжалось еще и в XIX в., при этом в основе своей сохранялась регулярная структура.

Петергоф тоже возник в самом начале XVIII в. Его основное первоначальное ядро – Верхний и Нижний сады со знаменитыми фонтанами в последствии в конце XVIII было окружено еще пятью ландшафтными парками.

Рис. 14. Большой каскад. Петергоф.

Рис.15. Канал. Петергоф.

В Царском селе ансамбль жил и непрерывно развивался более двухсот лет, начиная с 1708 г. Этот парк уникален, в нем неразрывно и органично переплелись все идеи паркостроения, существовавшие в России. Наконец Павловск и Гатчина целиком принадлежат романтическому направлению русского классицизма, расцвет которого относится ко второй половине XVIII – первой половине XIX в. К пригородным парковым ансамблям Петербурга трудно применять обычную классификацию. Даже самый регулярный из них – в Стрельне – имеет элементы свободной планировки, а в самой блестящей пейзажной композиции Павловска присутствуют фрагменты регулярных партерных планировок. Особняком стоит Царское село, которое невозможно отнести к какому-либо стилю. Только потому, что ансамбль в современном его виде, сложился в начале XIX в., его целесообразно рассматривать в ряду памятников русского классицизма.

Середина XVIII в. ознаменована строительством нескольких прекрасных усадеб в Москве. Здесь сохранились фрагменты Анненгофского ансамбля на Яузе. В 20-х гг. возник регулярный сад усадьбы Кусково, арх. Аргунов и Миронов.

В 60-х гг. началось строительство первого барочного сада в Архангельском (Герн, Бове, Мельников, Тюрин). Регулярная часть парка в Архангельском для конца XVIII в. необыкновенна велика и нарядна. Террасы, подобные тем, которые можно видеть здесь, устраивались, как правило. В итальянских садах эпохи Возрождения, при разбивке их на склоне. Строгая композиция парка, боскеты, партеры, симметрично расставленные скульптуры, фигурная стрижка деревьев – все это черты, присущие регулярному итальянскому парку. В начале XIX в. регулярная часть была окружена

Рис.16. Дворец в Архангельском.

живописными пейзажными рощами. Большой партер – одна из наиболее значительных частей парка по своей роли в общей композиции. Именно ему более всего обязан парк эпитетом «подмосковный Версаль».

Рис.17. Храм-усыпальница в Архангельском.

Усадьба «Архангельское» - одно из лучших произведений садово-паркового искусства России, творение национальное, прочно связанное с русской природой, в котором отразились черты высочайшей художественной культуры того времени.

От XVII в. русская барочная усадьба унаследовала традицию включения в структуру ансамбля церкви, а также утвердился обычай иметь вид из окон дворца или господского дома на широкую гладь озера (Кусково, Останкино) или на далекие перспективы речных долин (Архангельское).

Регулярный симметричный план получил и сад Останкинского дворца (Потехин, Аргунов).