Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Тема 1.Л. проектирование. Семантика садов4.doc
Скачиваний:
19
Добавлен:
06.05.2019
Размер:
6.19 Mб
Скачать

XVII век. Барокко в европе

Несмотря на то, что барочные сады чаще всего назывались итальянскими, они имели свои национальные особенности.

Наиболее оригинальными были голландские сады, оказавшие, в свою очередь, воздействие на парковую культуру Британии, России и Германии. Если итальянский сад являлся местом парадным, то голландский – интимным. Расположенные как и полагалось, на террасах, симметричные и распланированные «зелеными кабинетами», отделенными друг от друга балюстрадами, голландские сады отличались закрытостью и камерностью. В голландских садах дворец обычно находился в углу сада и скрывался за деревьями, подстриженными лишь частично, для создания декорации партерной части. Еще одним принципиальным отличием голландского сада от итальянского являлось обилие цветов, особенно тюльпанов и гиацинтов. В середине XVI столетия в Европе появился тюльпан, и в Голландии началась тюльпаномания. Владеть единственным экземпляром уникального тюльпана значило почти то же, что иметь раритетный алмаз. Тюльпан превратился в истинного короля голландских барочных садов и прочно ассоциировался с этой страной.

Сады предназначались не столько для празднеств и съезда гостей, сколько для семейного и любовного досуга и углубленных размышлений. Традиции Ренессанса были здесь более живучи, чем в самой Италии.

Рис.10. Йохан Вальфер. Голландский сад. 1650 г.

Французский сад.

В XVII в. центры развития ландшафтной архитектуры перемещаются из Италии на север, прежде всего во Францию. Используя известное им наследие, французы создали свою школу садово-паркового искусства, так называемый «французский» сад.

Во Франции выросли целые династии профессиональных садоводов, которых смело можно назвать ландшафтными архитекторами. Младший представитель семьи Ленотров – Андре вошел в историю как один из лучших представителей этой профессии. Он создал Во-ле-Виконт близ г. Фонтенбло, Тюильри в Париже, Марли близ Лондона и др.

Рис.11. Версаль

Вершиной его творчества стал Версаль. По размаху и изысканности с Версалем могут сравниться лишь русские дворцово-парковые ансамбли ХУ111 в. под С.-Петербургом. Ленотр впервые создает большие по своему пространству сады, планы каждого из которых объединял единый замысел (ранее «лоскутное одеяло»). Парк возведен на искусственно выровненной почве. Высокие грабы создают подстриженные стены аллей и боскетов. Доминантой является дворец, зрительно возненсенный на вершину пространственной пирамиды и мыслившийся центром парка, продолжением которого становились город и вся страна. Как все дроги Франции сходились к королю, уподоблявшемуся Солнцу, так к дворцу сходились лучи аллей. В Версале даже канал ориентирован так, что дает эффект светящейся оси, когда солнце опускается за горизонт в день рождения короля.

Характерными чертами французского сада являются большие площади, сильная композиционная ось, наличие регулярных партеров с затейливыми цветниками, геометрическая стрижка деревьев и кустарников (топиарное искусство), рельеф местности выражен мало – вся композиция носит плоскостной характер, обширные площади, занятые водными зеркалами, фонтаны, барочная скульптура и пластика малых форм. Отдельные элементы сада разнообразны, композиционно выразительны сами по себе. В целом они составляют обширную стройную систему с ярко выраженными пространственными доминантами. Формирование среды идет по линии подчинения природы геометрическим формам, противопоставляемым свободным мягким линиям полей, лесов и рек, являющихся естественной периферией сада.

План Версаля приведен на Рис.10., стр.17. Виды Версаля – на стр.18

Рис.11. Версаль

Рис.12. Версаль.

Первые регулярные сады Англии были современниками Версаля. К их числу относятся Чатсворт и Хемптон Корт на Темзе, который пронизан чисто английским отношением к природе – он сделан не вопреки природе, а в подчинении строгой конфигурации участка. Барочные парки не получили в Англии большого развития.

В Европе на территории Германии и Австрии сами дворцы курфюрстов имели небольшие размеры, а представительность и показной размах достигались сооружением достаточно крупных садов. Парки локализовались в пределах единой одноосевой системы, при этом границы нередко очерчивались в форме правильного прямоугольника. Примером могут служить парк Херренхаузен в Ганновере и Большой сад в Дрездене, считают, что в его проектировании участвовал Ленотр, а также Нимфенбург в Мюнхене. Жирар, ученик Ленорта, известен как автор ансамбля Бельведер в Вене. Создание блестящих барочных садов Саксонии связаны с именем Маттеуса Даниэля Поппельмана: замок Морицбург в центре большого озера, Гросседлиц, лежащий на сильно выявленном рельефе. Вершиной творчества Поппельмана стал Дрезденский Цвингер. Абсолютные размеры барочных садов уменьшались по мере удаления от Версаля. Французский сад Вилянув в Варшаве ограничивался небольшими партерами, примыкавшими к стенам дворца.

Рис.13. Замок Линдерхоф. Бавария.

Особым явлением в барочной ландшафтной архитектуре Европы были «Изразцовые сады» Португалии. Великолепные изразцы «азулежуш» именно в Португалии стали характерной чертой утонченной связи Востока и Запада. Поверхность их рельефна. Орнамент по мусульманской традиции был геометрическим, имел преимущественно сине-белую окраску. Один из ранних примеров «керамического сада» – церковь Сан-Винсенти-ди-Фора.

Самой интересной и значительной композицией, связанной с эстетическими принципами барочных садов Франции XVII в. стал С.-Петербург. Он был заложен спустя три года после смерти Ленотра. Петр I сам видел творения великого мастера – парк в Гринвиче, большой сад в Дрездене, дважды ездил из Парижа в Версаль. Вполне возможно, что трехлучевая композиция плана Версаля послужила толчком к созданию трех проспектов С.-Петербурга. Но главное, что поразило воображение Петра – была эстетика открытых пространств барочных парков с их аллеями, водными зеркалами и стрижеными стенами боскетов. Таких городов, правильно распланированных, без обычного кольца фортификаций по периметру, не было еще нигде в мире. Только почти столетие спустя в далекой Америке появился план новой столицы Вашингтона, отдаленно связанный с традициями Версаля и С.-Петербурга.