
- •Тема 1. Ландшафтное проектирование. История. Семантика садов.
- •Определения. Развитие садово-паркового искусства от древности до наших дней. Основные стили планировок. Стили садового дизайна.
- •Феодализм.
- •Дальний Восток.
- •Возрождение и барокко
- •XVII век. Барокко в европе
- •Французский сад.
- •Самостоятельно изучить план Версаля и проанализировать композиционные и ландшафтные средства.
- •Ландшафтная архитектура XVII – XVIII вв. В россии
- •Ландшафтная архитектура росии от середины XVIII до середины XIX века.
- •Век эклектики
- •Рождение «природного сада»
- •Метаморфозы XX века
- •Модернизм
- •Шаг в будущее
- •Задание.
Модернизм
Новая архитектура, или модернизм, оказала значительное влияние на садово-парковое искусство. Достижения Ле Карбюзье, Мисс ван дер Роэ, Алваро Аалто, Вальтера Гропиуса легли в основу формирования нового взгляда на сад. Дизайнеры пытались найти компромисс между функционализмом и чрезмерным увлечением различными художественными стилями и историческими реминисценциями.
После Второй мировой войны тон в искусстве ландшафтного дизайна задавали американцы. Создателем нового типа сада, названного калифорнийским, считается Томас Долливер Чёрч. Благодаря мягкому климату сад в Калифорнии воспринимался как продолжение дома, как еще одна жилая комната. Призванный не только услаждать взор, но и «служить» хозяевам, сад стал местом для вечеринок, барбекю, занятий спортом, детских игр. Здесь соседствовали удобные широкие дорожки, увитые зеленью беседки, бассейны и места для парковки. Все подчинялось принципам практичности и простоты, все продумывалось до мельчайших деталей. В поместье «Эль Новильеро» отсутствовали диагональная симметрия, предполагающая фиксированную точку обзора, и большие отгороженные друг от друга участки. Подобно бесконечности, сад не имел ни конца, ни начала, открывая прекрасный вид с любого места. Это напоминало приемы работы кубистов. Чёрч освободил сад от давления традиций и законов классического ландшафтного проектирования. Теперь можно было все.
Огромное влияние на формирование концепции современного сада оказал английский архитектор Джеффри Джелико. В книге «Пейзаж человека» (1975 г.) он уделил внимание не столько практическим аспектам, сколько идеям, побуждающим человека создавать парки, а также пониманию их места в общественной культуре.
Источником вдохновения для Джелико служили произведения искусства. Так, сад в имении Саттон-Плэйс выполнен как воспоминание о картинах Магритта, а Шут-Хаус – пример соединения элементов садов итальянского Ренессанса, мотивов садов Моголов в Кашмире и храмовых садов Киото. Во всех садах Джелико первостепенная роль отводилась воде. Она могла быть заперта в правильные геометрические водоемы или свободно перескакивать с камня на камень, образуя водопады и ручьи. Но целиком вода заменила традиционные парковые аллеи в последнем, самом грандиозном проекте Джелико – садах Муди (1985 – 1992 гг.) в Галвестоуне (штат Техас). Плывя на лодке по специально проложенным каналам, здесь можно проследить всю историю цивилизации: увидеть «райские сады», сады Древнего Рима, мусульманские, средневековые, итальянские, английский сад Брауна и даже сад в стиле шинуазри, а в конце пути побывать в китайском саду. Дизайнер-философ, он вернул саду символический смысл ушедших эпох, превратил его в место приятного интеллектуального времяпрепровождения.
Традиция возведения садов, предназначенных исключительно для развлечений, достигла своего пика с появлением парков аттракционов, в особенности американского Диснейленда, а потом и его «клонов» по всему миру.
В 70-х гг. в качестве заказчиков нередко выступают крупные корпорации. Так, компания «Пепсико» поручила оформление территории вокруг офиса Расселу Пэйджу. Томас Чёрч создал подобный проект для компании «Дженерал Моторс» в Детройте. Центральный сад музея Пола Гетти, созданный в 1992 г. Робертом Ирвином, стал заметным явлением в современном ландшафтном дизайне. Сад, соединивший два здания – Музей и Исследовательский центр, представляет собой море трав, цветов и кустарников. На первый взгляд они расположены в совершенном беспорядке, но при этом задают направление и ритм движения. Все растения собраны с учетом игры светотени, цвета, отражения в воде и даже времени года. Неуловимость, зыбкость образа современного сада ощущаются на контрасте с классической четкостью и симметричностью планировки внутреннего сада старого здания музея – виллы Гетти, представляющей копию виллы Папирусов, построенную 2 тыс. лет назад.
Бразильский архитектор Роберто Бёрль Маркс создавал сады из контрастных по форме и цвету растений. Работая вместе с Ле Карбюзье и Оскаром Нимейром над возведением новой столицы Бразилии, он имел возможность сооружать грандиозные ансамбли, объединяя дома, улицы, парки. Свои идеи он воплотил в саду собственного дома в Рио. Маркс взял за основу классический английский сад с дорожками и цветочными бордюрами, но населил его местной флорой. От северной сдержанности не осталось и следа: южноамериканские растения нарушили границы приличия буйством цвета, разнообразием форм и неудержимым ростом.
В XX в. искусство ландшафтного дизайна все больше соотносится с архитектурой. Сад становится неотъемлемой частью современной архитектуры. Парк, созданный в Берлине в 2001 г. для музея памяти жертв Холокоста, усиливает воздействие архитектуры, дополняя ее сложную символику. Даниэль Либескинд расположил сад перед южным фасадом здания. Чтобы попасть в музей, необходимо миновать лес из 49 бетонных колонн (каждая высотой 7 м и увенчана зеленой короной из плакучего дуба). 48 колонн, наполненных берлинской землей, символизируют 1948 год – год образования государства Израиль, а еще одна колонна с землей из Иерусалима поставлена в честь Берлина. Парк получил название «Сад изгнания».
К возведению парка можно подходить с классической точки зрения, выстраивая план, а можно с точки зрения скульптура, идущего от фактуры материала, как это делает Исаму Ногучи. Он прославился как скульптор и лишь в 50-х гг. обратился к созданию садов. Первыми стали сады для ЮНЕСКО в Париже. В творениях Ногучи нет цветов на клумбах, есть только подстриженная зелень газонов с разбросанными геометрическими фигурами в стиле традиционного японского сада, проникнутого духом дзэн (сад для IBM). Он думает о саде как о пространственной скульптуре. Ногучи использует простые лапидарные формы (круг, сферы, пирамиды) и размещает их на ровной плоскости бетона, газона или земли. Такое пространство воздействует прямо на чувства и подсознание, не апеллируя к конкретному интеллектуальному
Р
ис.
26. Сад Исаму Ногучи. Токио.
знанию. «Смысл скульптурного сада скрыт в глубинах. В какой бы точке не стоял человек – он в правильном месте. Нет ни фиксированной точки обзора, ни заданной перспективы – все равны», – учил Исаму Ногучи.
Таким образом, понятие «сад» постепенно трансформируется, наполняясь новым смыслом. Это уже многоплановый феномен, в котором соединены разные искусства и функции. Современный сад – не просто палисадник около дома или парк вокруг дворца, не только место для прогулок и развлечений, но и музей, и памятник, и университет.