Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
семенченко.doc
Скачиваний:
291
Добавлен:
05.05.2019
Размер:
7.48 Mб
Скачать

dios'coridis

Ml PIC » "«T1»I* lllDI » » *•

loanne RVtitiоSneuioncnfi •nterprtte.

Kit »CCIIIIT,U»iri»

H mutttum pmflitmm uin/tpm, (tpieftu mnivftmt пиАейш

рой вид растет в сырых местах и возле рек. Люди, которые живут на берегах реки Сатрамус, кормят свой скот этим растением, пока оно свежее, а из пло­дов его делают хлеб, так как он слад­кий и питательный, и едят его».

В свой сборник Диоскорид включил целый ряд иноземных и экзотических ра­стений: «Это дерево есть акация, оно рас­тет в Египте и вне Египта и покрыто ко­лючками. Акацию собирают и приготов­ляют выжатый сок. Потом делают лепе­шечки и употребляют их в лекарствах».

Излагая способы добывания и приго­товления лекарственных препаратов, Диоскорид оценивает их качество и го­ворит о возможности фальсификации: «Если чистый бальзам капают в воду, то он растворяется, потом быстро сгущает­ся до густоты молока. Нечистый же всплывает, как оливковое масло, соеди­няясь или разъединяясь, и образует на воде звездочки и запах у него резкий. Что же касается поддельного бальзама, то он не вызывает свертывания молока. Подделывают его несколькими способа­ми. Есть люди, которые подмешивают к нему различные масла, как, например, масло фисташковое, масло хны, масло дерева, дающего мастику, масло «фиал­кового корня», масло бана, масло пинии, а иногда к нему примеши­вают воск, растопленный в масле хны».

Аналогичную оценку Диоскорид дает минеральным продуктам: «Видов квасцов множество, но в медицине при лечении употребляют только три: расколотые, влажные и круглые. Расколотые — йеменс­кие, они с желтоватым оттенком, вяжущие и кислые. Иногда попада­ется каменистая разновидность квасцов — они не вяжущие на вкус и не относятся к квасцам».

Диоскорид дал нам ценные сведения о ряде химических приемов (кристаллизация, возгонка, перегонка). Им описаны способы получе­ния ртути, медного купороса, свинцовых и цинковых препаратов и приготовления лекарственных форм этих препаратов (мази, пилюли, растворы, свечи, пластыри и т.д.). Он описал масла, жиры, сгущен­ные соки, красители, яды, однако многие препараты остались для нас не расшифрованными.

Сведения Диоскорида о растениях сыграли впоследствии значи­тельную роль в систематике растений, а также в лекарствоведении всех последующих времен и народов.

Говоря о Диоскориде, нельзя умолчать о Николае Дамаскине. По­лагают, что этот ученый жил при императоре Августе. Дамаскин был философом, историком, поэтом и одновременно натуралистом, инте­ресовавшимся ботаникой. Его работы по тем временам представляли собой нечто исключительное в античной научной литературе — в те­чение многих столетий это были едва ли не единственные труды, ос­вещавшие вопросы фитофизиологии.

Для того чтобы представить себе состояние развития химии в рабовладельческом Риме, нам необходимо снова обратиться к Пли­нию. В 27-32-й книгах «Естественной истории» Плиний описывает свойства металлов: золота, серебра, меди, железа, олова, свинца, ртути и их соединений. Он приводит сведения о купоросе, киновари, ярь-медянке, свинцовых белилах, сурике, сурьме, реальгаре, аурипиг-менте, квасцах. Плиний описывает также смолы, нефть, крахмал, сахаристые вещества, воск и некоторые растительные краски: охру, индиго, крапп. В качестве закрепителей красок на материалах Пли­ний рекомендует алюминиевые квасцы (натуральные квасцы были давно известны римлянам, но другие народы применяли железный купорос и иные вещества). Римляне применяли сплав свинца с оло­вом — припой. Плиний называет свинец «черным свинцом», а оло­во — «белым свинцом». В Римской империи значительное распрос­транение получила печатная (клейменая) глина, которая находила применение в древнеримской фармации — из таких глин формова­ли небольшие цилиндрические лепешки, на которые ставили клей­мо, удостоверяющее отсутствие примесей в лекарстве. Позже из этой глины изготовляли керамические изделия. Плиний также сообщает нам о изготовления стекла путем сплавления песка с расплавленной золой, он же указывает на возможность получения окрашенных сте­кол, имитирующих драгоценные камни. С этой целью римляне рано стали употреблять «нитрум», т.е. природную соду, которую добыва­ли в египетских озерах. Мыло же римляне стали получать путем обработки жиров растительной золой, известью и щелочами есте­ственного происхождения.

От Цельса нам известно, что в составе сложных лекарственных форм римские врачи-фармацевты часто прописывали обожженный свинец, купоросную руду, квасцы, руду медную, железную и медную окалину, желтую мышьяковую обманку, натр, соль, сурьму, серу, свинцовые опилки, буру, известь, золу, синопскую киноварь и т.д.

Как и в странах Древнего Востока и в Древней Греции, в Римской империи существовало химическое ремесло, развивались металлургия, красильное производство, добыча минеральных веществ для аптек. Все они служили для удовлетворения жизненных потребностей, однако одновременно будили разум и живую мысль, которая постепенно про­грессировала и совершенствовалась. Первое завоевание на этом пути — желание понять внутреннюю природу вещей, их свойства и качества. Ремесленная химия и ее отрасли стали исходной платформой для воз­никновения химии как науки в более поздние времена.

В последний период существования рабовладельческой Римской империи медицина и фармация, как вся римская культура в целом, носили черты упадка.

После падения Западной Римской империи в 476 г. Восточная им­перия (Византия) в силу ряда условий сохранилась и продолжала раз­виваться на началах нового, постепенно складывавшегося строя — феодализма. В Византии получило свое завершение развитие медици­ны и фармации рабовладельческого общества.

ФАРМАЦИЯ В СРЕДНИЕ ВЕКА

In scientia naturali principia observationibus conflrmari debent

C. linne

Для эпохи раннего средневековья было характерно теологичес­кое мировоззрение. Католическая церковь жестоко преследова­ла естественнонаучные исследования, философские, рационалистичес­кие искания, светскую науку и культуру. Церковь требовала безогово­рочного подчинения ее авторитету, душила передовую мысль. Процве­тали мрачный аскетизм, безудержный мистицизм, периодически пы­лали костры инквизиции.

Но было и другое — во времена средневековья, особенно в первый его период, в отдельных странах получили дальнейшее развитие куль­тура и образование, были созданы научные центры. На развитие ле­карствоведения в этот период оказывали свое влияние магия, астро­логия и в особенности алхимия. Распространению алхимии способ­ствовало развитие товарообмена между странами, резкое усиление у населения потребности в предметах роскоши, в увеличении числа ис­точников золота. Политические условия, сложившиеся в средневеко­вой Европе, соперничество многочисленных дворов благоприятство­вали поискам «философского камня» («красного камня», «великого эликсира», «панацеи»), которому приписывались свойства излечивать все болезни и возвращать молодость. В большинстве случаев это были бескорыстные поиски, в которых участвовали многие честные при­верженцы и энтузиасты алхимии, убежденные в возможности найти путем химических опытов «философский камень», открыть способ превращения неблагородных металлов в благородные — золото и се­ребро. К сожалению, в этот период было и немалое число алхимиков-шарлатанов. Особое место в исследованиях алхимиков занимали ртуть и..сера. Ртуть именовалась ими «матерью металлов», а сера — «от­цом». Ртуть и сера в представлении алхимиков порождали любой ме­талл. Чистым металлом считался тот, который содержит больше рту­ти, а менее чистым тот, который содержит больше серы. Полагали, что более прочные, блестящие и ковкие металлы содержат больше ртути, а металлы, подвергающиеся изменению, включают серу. Бла­

го даря алхимикам увеличилось число веществ, получаемых лабора­торным путем, которые впоследствии нашли применение в фарма­ции. Заслугой их явилось и значительное расширение знаний в обла­сти практической и прикладной химии. Кроме водяной бани, извест­ной до алхимического периода, были созданы аппараты, применяе­мые при различных операциях, связанных с нагреванием на прямом огне и на песчаной бане. Были усовершенствованы методы перегонки, выпаривания, фильтрации, кристаллизации, настаивания, возгонки. Важнейшим изобретением периода алхимии было открытие, метода дистилляции и конструирование перегонных аппаратов. В результате этого появились эфирные масла, дистиллированная вода, алкоголь, скипидар, соляная и азотная кислоты и т.д. Путем многократной ди­стилляции был получен очищенный алкоголь, который назвали вин­ным спиртом, ибо он был продуктом перегонки вина, а все улетучива­ющиеся вещества тогда назывались спиртами, т. е. духами. Отсюда название Spiriius vini — дух вина. В то время были убеждены, что алкоголь является наиболее сильным лекарством, а потому он был назван: 4 aqua yitae* (жиэтяяа.я вода). Раймунд Луллий (ок. 1235-ок. 1315), описавший несколько методов приготовления крепкого ал­коголя, утверждал, что последний обладает способностью возвращать молодость старикам и является tconsolatio ultima corporis humanU (последним утешением человеческого тела).

От перегонки жидких веществ алхимики перешли к сублимации твердых, в результате чего были получены бензойная кислота из рос- ного ладана, сулема и некоторые другие препараты. С целью получе- ния более концентрированных отгонов прибегали к троекратной и пя- тикратной перегонке. Полученные продукты (отгоны) назывались эс- сенциями. " ~"~~

В то же время алхимики улучшили процесс очистки золота путем купеляции (нагревания богатой золотом руды со свинцом и селитрой) и стали применять амальгаму золота для позолоты. Выделение сереб­ра методом сплавления руды со свинцом также было широко распро­странено и имело своей целью выделение из руд и сплавов большего количества металла. Получили развитие металлургия обыкновенных металлов, горное дело, производство пороха, солеварение. Арабские алхимики имеют большие заслуги в создании многих фармацевтичес­ких препаратов, в обучении правилам приготовления лекарственных веществ, в открытии первых аптек.

Одновременно алхимия оказала и отрицательное воздействие на развитие практической фармации. Идея о панацее, эликсире долгой жизни направила поиски лекарственных средств по ложному пути. Примером тому является так называемое «питьевое золото», которо­му приписывались фантастические лечебные свойства.

SEXTA FIGURA.

Характерной чертой средневеко­вой фармации было появление слож­ных лекарственных прописей — по-лифармапии. Зачастую число инг­редиентов, входящих в один рецепт, доходило до нескольких десятков. Особое место среди лекарств зани­мали териаки (кашки из различных порошков с медом, основной состав­ной частью которых являлись опий и змеиное мясо). С помощью териа-ка проводилась иммунизация орга­низма, он считался также средством против всех внутренних болезней. Средства эти ценились очень доро­го. В городах Арабского халифата изготовление териаков проводили публично, с большой торжественно­стью, в присутствии властей и при­глашенных лиц.

С начала IX в. во многих торго­во-промышленных городах Ближне­го и Среднего Востока (Багдад, Бу­хара, Хорезм, Самарканд, Ширван,

Баку, Тавриз, Дамаск и др.) стали открываться «дома науки» и созда­ваться «общества просвещенных». Идея их создания была, по-видимо­му, подсказана примером существования александрийского Мусейона, который к этому времени уже был сожжен христианами.