Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Федоров В.А. РПЦ в синодальный период.doc
Скачиваний:
7
Добавлен:
30.04.2019
Размер:
652.8 Кб
Скачать

Глава 6.

шаниям крестьян противу своих помещиков многие из священ­ников и церковнослужителей вместо того, чтобы по долгу их, пра­вилами церковными и регламентом духовным предписанному, наставлять прихожан своих благонравию и повиновению властям, над ним поставленным, сами к противному тому подавали по­вод». В 1800 г. вновь были ведены телесные наказания для при­ходского духовенства, отмененные указом 6 декабря 1796 г.

Однако прочие льготы и облегчения для сельского духовен­ства были сохранены и установлены новые. Увеличены земель­ные участки сельским приходам, на 112% увеличено жалованье от казны приходским священникам, были приняты меры к при­зрению и обеспечению вдов и сирот священников. В 1797 г. все духовное сословие было освобождено от сборов на содержание полиции. Царские милости распространились и на епархиальное духовенство. Расходы казны на содержание епархии возросли с 463 тыс. до 982 тыс. руб. В 1797 г. были удвоены размеры земель­ных участков архиерейских домов, а также дополнительно выде­лены мельницы, рыбные ловли и пр. угодья.

В 1800 г. Павел I ввел награждение гражданскими орденами духовных лиц за особые заслуги. Первым был награжден митро­полит Московский Платон (Левшин). Рассказывают, что он умо­лял Павла не удостаивать его этой чести и дать возможность «уме­реть архиеерем, а не кавалером», но в конечном счете, чтобы «не прогневить» монарха, принял эту награду. Но будучи неуравнове­шенного и вспыльчивого нрава, Павел часто подвергал и высоких духовных особ опале. Так, среди них пострадал выдающийся цер­ковный деятель митрополит Новгородский и С.-Петербургский Гавриил (Петров) только за то, что к нему благоволила Екатери­на II. Павел оставил за ним только Новгородскую кафедру, с ко­торой он в 1799 г. вынужден был уйти «на покой».

В коронационном манифесте 5 апреля 1797 г. Павел I объявил себя главой Русской Православной Церкви". Это потом было за­креплено в «Своде законов Российской империи» (1832 г.). Его статья 42-я (Т. 1, ч. 1-я) гласила: «Император, яко христианский государь, есть верховный защитник и хранитель догматов и блюс­титель правоверия и всякого в Церкви святого благочестия».

При Павле I провозглашена веротерпимость к «раскольни­кам». Разрешена свободная деятельность старообрядческой церк­ви. Старообрядцам возвратили отобранные у них книги. Но пре­дусматривались наказания для уклонявшихся в раскол.

169

Проявлялась терпимость к униатам Белоруссии и Правобе­режной Украины: Киевская, Минская, Житомирская и Брацлавская епархии были предупреждены о том, что нельзя силой обра­щать униатов в православную веру. Священников, нарушивших этот запрет, лишали приходов. В 1798 г. был учрежден Департа­мент римско-католического исповедания. В ведении его находи­лись как католики, так и униаты, за которыми признавалась сво­бода вероисповедания.

Павел I проводил благожелательную политику по отношению к католичеству. Он охотно отозвался на просьбу ликвидированно­го Наполеоном в 1798 г. при захвате о. Мальты Ордена Иоаннитов принять их под свое покровительство. Став магистром Мальтий­ского ордена, Павел наградил орденом святого Иоанна Иеруса­лимского некоторых епископов, а придворных священников воз­вел в звание кавалеров ордена.

Павел дал приют иезуитам, позволив им избрать своего ви­кария в России. В 1799 г. Павел благосклонно принял генерала иезуитского ордена пастора Гавриила Грубера, который добился от него разрешения для иезуитов открывать «богоугодные заве­дения» в Петербурге. В 1800 г. иезуитам был передан в Петербурге католический храм св. Екатерины, при котором была основана иезуитская коллегия. Возможно, не без внушений Грубера Павел проникся идеей воссоединения католической и православной цер­квей. План Грубера (о воссоединении церквей) Павел направил в Синод. Первоприсутствовавший в Синоде митрополит С.-Пе­тербургский Амвросий (Подобедов), решительно выступил про­тив предложения иезуита. Амвросия поддержал весь Синод. По­скольку еще в 1773 г. орден иезуитов был запрещен папой Кли­ментом XIV, Павел добился от папы Пия VII издания 7 марта 1801 г. буллы о восстановлении иезуитского ордена в пределах России. Она вступила в силу уже при Александре I.