Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Материалы по отечественным экономико-географам.doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
27.04.2019
Размер:
274.43 Кб
Скачать

Лев Ильич Мечников (1838-1888)

Основные научные труды

L’empire japonais (Японская империя) / texte et dessins par Leon Metchnikoff. Женева: Imprimerie Orientale de «l’Atsume Gusa», 1878.

Une dynastie archaique du Japon. Париж, 1886.

La civilisation et les grands fleuves historiques (1889, русский перевод «Цивилизация и великие исторические реки», 1897, отд. издание 1899) — работа переиздавалась в 1924 (первое полное издание на русском языке) и 1995.

Мей-Дзи. Эра просвещения Японии. Казань, 1905.

Лев Ильи́ч Ме́чников – географ, социолог, революционер-анархист и публицист. Научные работы писал на французском языке, публицистические — на итальянском и русском.

Биография

В 1850—1852 годах был воспитанником петербургского училища правоведения, однако оставил учебу из-за болезни. Вскоре из-за дуэли был вынужден покинуть и гимназию и к поступлению в университет готовился дома, в поместье отца. Учился в Харьковском университете (проучившись семестр, был исключён в 1856 году из-за участия в революционных кружках), затем на факультете восточных языков Петербургского университета. Параллельно посещал занятия в Академии художеств. Через полтора года из-за финансовых затруднений оставил университет.

Некоторое время работал переводчиком при дипломатической миссии Б. П. Мансурова на Востоке; посетил Константинополь, Афон и Иерусалим. Был уволен за неповиновение начальству. Вернулся в Петербург, где слушал лекции на физико-математическом факультете Петербургского университета, но вскоре снова бросил учебу. Сначала работал торговым агентом на Ближнем Востоке, затем в 1860 году уехал в Венецию.

В эмиграции

В Венеции Мечников быстро включился в политическую жизнь, вступил в «Тысячу» Гарибальди. Был тяжело ранен 1 октября 1860 года в сражении при Вольтурно, где командовал артбатареей. Остался инвалидом и передвигался на костылях.

В дальнейшем с 1861 года жил в Сиене, а после женитьбы в 1862 году — во Флоренции и с 1864 года до конца жизни в Женеве. Активно общался с русскими и европейскими социалистами и анархистами (Герценом, Бакуниным, Огаревым, Элизе Реклю и др.), с 1874 года и до конца жизни был личным секретарём Элизе Реклю. В Женеве Л. И. Мечников вступил в анархистскую секцию I Интернационала.

По своим политическим взглядам Илья Мечников был анархистом, в 1871 году участвовал в поддержке Парижской коммуны.

В 1874 году Мечников на два года уезжает в Токио, где преподает в Токийской школе иностранных языков и других учебных заведениях. Параллельно он изучает природу, историю и культуру Японии, японское общество. Вернувшись в Женеву в 1876 году, он обрабатывает накопленный материал, продолжает заниматься публицистической деятельностью, а затем выпускает книгу «Японская империя», представляющую собой комплексное страноведческое описание.

С 1883 года Лев Мечников преподает географию в Невшательской академии, заведует кафедрой сравнительной статистики и географии в Лозаннском университете, сотрудничает в издаваемом Э. Реклю журнале «Geographie Universelle» и работает над фундаментальным трудом, посвященным развитию цивилизаций и их Среды. Однако он не успевает издать книгу — 18 июня 1888 г. Лев Мечников скончался от туберкулеза. Труд всей его жизни, «Цивилизация и великие исторические реки» был издан посмертно его другом Ж. Ж. Элизе Реклю.

Лев Мечников придерживался детерминистских взглядов в географии, был сторонником органической школы в социологии и убежденным анархистом в политике.

Основным вопросом, который рассматривает Мечников, является взаимоотношение цивилизации и Среды, в которой она существует. Развитие цивилизаций стадиально, происходит революционным путем и не является необратимым процессом. Роль природной среды— научить людей солидарности и взаимопомощи, поначалу силой страха и принуждения (речные цивилизации), затем на основе выгоды (морские цивилизации) и, наконец, на основе свободного выбора (глобальная океаническая цивилизация). При этом эволюция цивилизации и Среды происходит параллельно и определения самой Среды меняется по мере развития цивилизации.

В отличие от марксистов, Мечников считал первопричиной социальных изменений не прогресс техники или материального производства, а изменение ценностных установок людей, их стремление к помощи друг другу. Вместе с тем, Мечников признавал необходимость технического прогресса, который является средством изменения взаимоотношений цивилизации с ее Средой и их взаимного прогресса.

На склоне лет Мечников начал уделять большее внимание проблемами социологии. В 1884 вышла его статья «Школа борьбы в социологии», посвященная социал-дарвинизму

В последние годы жизни Мечников работал над своей итоговой книгой «Цивилизация и великие исторические реки». Плохое здоровье не позволило ему полностью реализовать свою первоначальную идею – рассказать об истории человечества. Цивилизация и великие реки была посвящена первому этапу истории и задумывалась как часть труда по социальной философии. Книга вышла в свет уже после смерти Мечникова в 1889 в Париже благодаря усилиям Э.Реклю.

Центральной проблемой в социологических работах Льва Мечникова выступали вопросы кооперации (солидарности). Главное отличие животного мира от мира социального ученый находил в разном соотношении кооперации и борьбы. При таком подходе социология рассматривалась им как наука о явлениях солидарности. По его мнению, в процессе исторического развития происходит постепенное вытеснение борьбы за существование явлениями, относящимися к феномену солидарности. Такая эволюция характеризует социальный прогресс.

Мечников был сторонником линейно-эволюционной концепции развития общества, выделяя в качестве ведущей причины развития географический фактор. По его мнению, зарождение и развитие человечества неразрывно связано с освоением водных ресурсов. В соответствии с этим принципом Мечников разделил историю человечества на три периода – речной, морской и океанический.

Первый этап общественного развития, речной, он связывал с использованием людьми таких великих рек как Нил, Тигр, Евфрат, Инд, Ганг и Хуанхэ. Именно с этими рекам связана история четырех древних цивилизаций – Египта, Месопотамии, Индии и Китая. Для того, чтобы использовать потенциал рек, указывал Мечников, необходимо первоначально их «усмирить», обезопасив себя от неожиданностей типа наводнений, паводков и т.д. Такое возможно только при совместном труде. Отличительные черты этого периода – деспотизм и рабство.

Второй этап, морской (средиземноморский) – это время от основания Карфагена до Карла Великого. С выходом человечества на морское пространство оно получило новый импульс для развития. Изоляция речных культур сменилась контактами с другими культурами, обменом необходимым сырьем и продуктами труда. Для этого этапа характерны крепостничество, подневольный труд, олигархические и феодальные федерации.

Третий этап, океанический, охватывает Новое время (с открытия Америки). Использование океанических ресурсов расширило возможности человечества и связало континенты Земли в единую хозяйственную систему. Этот период, по Мечникову, только начинается. Идеалами этого периода должна стать свобода (уничтожение принуждения), равенство (ликвидация социальной дифференциации), братство (солидарность согласованных индивидуальных сил).

Работы Мечникова пользовались в конце 19 в большой популярностью. Благодаря им историко-географическое направление русской социологии стало одним из влиятельнейших в мировой социологии. Хотя в 20 в. прямое влияние идей Л.Мечникова резко снизилось, его концепция о влиянии природной среды на жизнь общества получили развитие в трудах Льва Николаевича Гумилева и современных сторонников социо-естественной истории.

Мечников был противником европоцентристской схемы истории и осуждал противопоставление “варварского Востока” и “цивилизованного Запада”. Вся история человечества, по М., разделяется на три фазы – речную, морскую и океаническую. При этом критерием прогрессивного развития выступает солидарность или кооперация людей, которая проходит три основных стадии: насильственную, полунасильственную и добровольную. Существование последней М. связывал с утверждением анархического идеала, сторонником которого был.

История, считал он, развивается по восходящей линии от относительно замкнутых цивилизаций, возникших на берегах Нила, Инда и Ганга, Хуанхэ и Янцзы, Тигра и Евфрата, – до средиземноморской и океанической эпохи существования человечества, распространяющего свою деятельность на весь земной шар. Характер вост. цивилизаций вытекал не из их “предрасположенности к деспотизму”, а из особого типа кооперации, определявшегося природными условиями, необходимостью соединения огромных усилий по созданию речных обводнительных систем.

Мечников был убежден, что носителем нового типа океанической цивилизации станет и Япония, положение к-рой в Азии представляет очень близкую аналогию с положением островной Англии по отношению к континентальной Европе. В результате анализа японских буржуазных реформ (“революция Мэйдзи”, 1867-1868 гг.) М. пришел к выводу, что Япония будет быстро прогрессировать главным образом благодаря сочетанию собственной культурной самобытности с совр. европейской технологией и растущим участием в “международной кооперации”.

Пореформенное развитие России, считал он, в чем-то схоже с японским, однако имеет и свои принципиальные отличия. Россия являет собой самостоятельный тип континентальной неокеанической (“незападной” и “невосточной”) цивилизации, для развития к-рой пространственно-географический фактор имеет огромное значение. Для ее будущего крайне важна не столько сырьевая, сколько индустриальная ориентация.

Несмотря на близость к народничеству, Месчников не был сторонником некапиталистического пути развития для России, хотя не отрицал перспективности общины как устоявшейся формы кооперации.

Высоко ценил работу М. “Цивилизация и великие исторические реки” В. С, Соловьев, назвавший ее “замечательной книгой”. Он, однако, упрекал его в недооценке христианства (как самостоятельного фактора развития цивилизации.

Наследие Мечникова анализировал в ряде своих сочинениях марксист Плеханов, считавший, что Мечников стоит ближе к историческому материализму, чем к анархизму.

В современной литературе Мечников считается одним из предшественников евразийства.

По Ю.Г. Саушкину: Мечников - автор «географической теории прогресса и социального развития, член I Интернационала, сражался в рядах «тысячи» Гарибальди, друг и соратник Э. Реклю, анархист по убеждениям» Анализируя развитие древних «великих речных цивилизаций» с орошаемым земледелием: Египетской (Нильской), Месопотамской (Тигро-Евфратской), Индийской (Индо-Гангской) и других, Мечников хотел показать, что не плодородие почв в долинах этих рек послужило причиной расцвета великих цивилизаций, а наоборот, - история орошаемого земледелия привела к превращению заболоченных речных долин в плодородные житницы. Мечников утверждал, что необходимость напряженного труда поднимает человека и ведет к изменению природы в благоприятном для человека направлении. Мечников не учитывал смену общественных отношений в своей периодизации. Исходя из анархистского положения о том, что исторический процесс развивается в направлении все большей «солидарности» людей, Мечников отстаивал точку зрения, что люди сами добровольно и сознательно объединяются для совместной борьбы с природой.

По Забелину И.М.: Л. Мечников чаще всего вспоминается как создатель трехступенчатой схемы развития цивилизации (речная, морская, океаническая фазы). Это не точно: сконструировал схему Эрнст Капп (1808-1896, немецкий философ, основоположник философии техники) в книге «Философское землеведение», опубликованной в Германии в 1845 году; та же схема повторена другим немецким географом С.  Бёттигером, автором книги «Средиземноморье», изданной в Лейпциге в 1859 г., на которого Мечников прямо ссылается. Мечников в соавторстве с Э. Реклю ввел понятие «географическая среда» и «культурная географическая среда», которая по характеристике Л. Мечникова проявляется как эволюционирующая среда. «С течением времени на Земле, - писал Л. Мечников, - проходит эволюцию культурной географической среды: в начале она ограничена не особенно обширными бассейнами немногих культурно-исторических рек… Затем. В известный момент, она расширяется и принимает характер средиземноморской, спустя еще некоторое время охватывает Атлантический океан, чтобы наконец распространиться и захватить в свои объятия все обитаемые местности земного шара».

По В.А. Анучину, 1960: выдвигая географический фактор в качестве основного «двигателя» истории, Мечников подчеркивал, что влияние этого фактора проявляется не непосредственно, а во взаимодействии общества с природой, проявляется в процессе труда. «Под страхом неминуемой смерти река-кормилица заставляла население соединять свои усилия на общей работе, учила солидарности, хотя бы в действительности отдельные группы населения ненавидили друг друга. Река налагала на каждого отдельного члена обшества некоторую часть общественной работы, полезность которой познавалась впоследствии, а вначале была непонятна громадному большинству».