Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
РУССКО-японская война.doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
25.04.2019
Размер:
135.17 Кб
Скачать

2. Сообщение учащегося.

Кондратенко Роман Исидорович. Генерал-майор, военный инженер. Перед русско-японской войной командовал Седьмой Восточносибирской стрелковой бригадой в Порт-Артуре. С нача­лом войны назначен командующим сухопутной обороной крепости Порт-Артур, организатор и герой ее защиты. Погиб в декабре 1905 г., защищая крепость.

3. Слово учителя. После гибели Романа Исидоровича коман­дование принял генерал Стессель Анатолий Михайлович, кото­рый принял решение о сдаче крепости, хотя возможности обороны исчерпаны не были.

4. Сообщение учащегося. За сдачу Порт-Артура японцам был отдан в 1906 г. под суд вместе с другими виновниками сдачи кре­пости - генералами Фоком, Рейсом, Смирновым. Следствие выяви­ло полную бездарность Стесселя, сознательно подготовившего крепость к сдаче. Верховный военно-уголовный суд 7 февраля 1908 г. приговорил Стесселя к расстрелу, замененному десятилет­ним заключением в Петропавловской крепости, но уже в мае 1908 г. он был освобожден по распоряжению Николая II и уехал за границу.

5. Слово учителя. После падения Порт-Артура Куропаткин попытался разбить главные японские силы под Мукденом до при­бытия им на помощь войск из-под Порт-Артура. Решающая битва произошла в феврале 1905 г.

6. Сообщение ученика у карты. По плану Куропаткина рус­ские войска должны были, прикрывая Мукден с севера и запада, подтянуть резервы и перейти в наступление. Но японцы сорвали русский план своим наступлением на правом фланге, обошли Мук­ден с севера, прорвали фронт и вышли к железной дороге, после чего Куропаткин отдал приказ об отступлении. Мукденское сраже­ние, беспрецедентное по напряженности, длительности и масшта­бам (ширина фронта до 150 км), явилось крупной неудачей рус­ских, повлиявшей на дальнейший ход войны.

3-й период (март-август 1905 г.)

1. Слово учителя. После сдачи Порт-Артура Война уже была проиграна, однако царизм настаивал на продолжении бессмысленного похода 2-ой Тихоокеанской эскадры под командованием Рожественского из Кронштадта во Владивосток.

Рожественский Зиновий Петрович (1848 – 1909)- Родился в семье военного врача, получил разностороннее образование. В 1864 поступил в Морской корпус, затем в Михайловскую артиллерийскую академию в Петербурге и в 1873 был выпущен по первому разряду лейтенантом. Работал в Комиссии морских артиллерийских опытов, увлекался электротехникой. В 1898 был произведен в контр-адмиралы и назначен командующим учебно-артиллерийским отрядом Балтийского флота. В 1904 произведен в вице-адмиралы и занимался подготовкой 2-й Тихоокеанской эскадры к походу из Балтийского моря на Дальний Востоке поддержку 1-й Тихоокеанской эскадры, запертой японцами в Порт-Артуре. Рожественский, раненный в этом бою, был оправдан военно-морским судом. В 1906 уволен в отставку.

2. Сообщение ученика у карты.

Последним сражением русско-японской войны стало морское сражение, произошедшее 14-15 мая 1905 г. в Корейском проливе у острова Цусимы. В нем участвовали русская 2-я Тихоокеанская эскадра (11 броненосцев, 10 крейсеров, 9 эсминцев) под командо­ванием адмирала 3. П. Рожественского и японский флот (4 броне­носца, 48 крейсеров, 21 эсминец и 42 миноносца) под командова­нием адмирала Того.

Задание учащимся: чтобы нагляднее представить себе силы сторон, составьте таблицу.

Русская 2-я Тихоокеанская эскадра под ко­мандованием 3. П. Рожественского

Японский флот под командова­нием адмирала Того

11 броненосцев 10 крейсеров 9 эсминцев

4 броненосца 48 крейсеров 21 эсминец 42 миноносца

Русская эскадра вошла в Корейский пролив, пытаясь прорвать­ся во Владивосток, но была обнаружена японцами, после чего рус­ские корабли перестроились в две колонны. При появлении глав­ных сил японского флота Рожественский начал перестраивать корабли в одну колонну, задержав открытие огня.

Чтение фрагмента «Гибель "Ослябя"» из книги Новикова-Прибоя «Цусима».

«Когда 14 мая после перестрелки с неприятельскими разведоч­ными крейсерами... показалась японская эскадра, на броненосце «Ослябя» пробили боевую тревогу...

Но вот здесь-то и случилось то, чего никто не ожидал от ко­мандующего 2-й эскадрой адмирала Рожественского, в боевые спо­собности которого так слепо верили в Петербурге. С первого же момента благодаря несуразным манёврам адмирала «Ослябя», как мы знаем, был поставлен в такое положение, что вынужден был застопорить машины, чтобы не протаранить впереди идущее судно. Противник воспользовался этим и, делая последовательный пово­рот на шестнадцать румбов и ложась на параллельный с нами курс, открыл по нему сильнейший огонь...

Японцы быстро пристрелялись к стоячей мишени... Снаряды начали сыпаться градом... А броненосец покорно подставлял свои борта и ничего не предпринимал, чтобы выйти из-под обстрела Когда ему представилась возможность двинуться вперёд и когда внутри его заколотились все три машины в четырнадцать тысяч пятьсот индикаторных сил, а за кормой зарубили все три винта, он уже имел несколько пробоин в носовой части...

По всем палубам, по всем многочисленным отделениям про­неслись отчаянные выкрики:

- Броненосец опрокидывается!

- Погибаем! -Спасайся!

... Командир Бэр, без фуражки, с кровавой раной на лысой го­лове, но с папиросой в зубах... сказал своим офицерам:

- Да, тонем, прощайте!

Потом в последний раз затянулся дымом и громко скомандо­вал:

- Спасайтесь! За борт! Скорее за борт!

Но время было упущено. Корабль стал быстро валиться на ле­вый борт. Все уже и без приказа командира поняли, что наступил момент катастрофы. Из погребов, кочегарок, отделений минных аппаратов по шахтам и скобам полезли люди, карабкаясь, хватаясь за что попало, срываясь вниз и снова цепляясь. Каждый стремился скорее выбраться... рассчитывая выскочить наружу, за борт...

Командир Бэр, несмотря на разгорающийся вокруг него пожар, не покидал своего мостика. Для всех стало ясно, что он решил по­гибнуть вместе с кораблём. Казалось, все его заботы теперь были направлены только к тому, чтобы правильно спасались его подчи­нённые. .. Он командовал, стараясь перекричать вопли других:

-Дальше от бортов! Чёрт возьми, вас затянет водоворотом! Дальше отплывайте!

В этот момент, перед лицом смерти, он был великолепен...

Из машинистов и механиков ни один не выпрыгнул за борт. Все они, в числе двухсот человек, остались задраенными в своих отделениях. Каждый моряк может себе представить, что произош­ло с ними... В жаркой тьме вопли смешались с грохотом и треском падающих тяжестей. Но одна из трёх машин и после этого продол­жала некоторое время работать, разрывая попадавших в нее людей на части. Это были последние судороги погибающего корабля. Во­дой эти закупоренные отделения корабля заполнились не сразу. Значит, те, которые не были ещё убиты, долго оставались живыми, проваливаясь в пучину до самого морского дна. И, может быть, прошёл не один час, прежде чем смерть покончила с ними».

4. Слово учителя. Превосходство японских кораблей в скорости движения, бронировании и скорострельности решило исход сраже­ния: 4 русских броненосца были потоплены, остальные корабли по­лучили повреждения. Ночью, в темноте, русские корабли потеряли связь между собой, и к утру русская эскадра перестала существовать как боевая единица. Во Владивосток сумели прорваться лишь один крейсер и два эсминца. Никогда ещё русский флот не подвергался такому разгрому. Лучшие корабли были потоплены, сам Рожественский со своим штабом попал в плен, погибло 5000 моряков. После этого сражения воюющие стороны пошли на заключение перемирия, предложенного президентом США Теодором Рузвельтом.