Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
!IMV.doc
Скачиваний:
10
Добавлен:
24.04.2019
Размер:
801.79 Кб
Скачать

41. Польська проблема в 1795р. Та третій поділ Польщі.

Второму разделу Польши предшествовало нарастание в связи с революцией во Франции революционных настроений в Европе и, в частности, в Польше. В 1791 г. в Польше была введена конституция, которая, несмотря на ряд недостатков, была прогрессивной и вызвала раздражение монархов Европы. В 1793 г. Россия и Пруссия совершили второй раздел: Пруссии – отошли польские земли, России – Белоруссия и правобережная Украина. Второй раздел вызвал недовольство патриотов Польши. В 1794 г. началось восстание в Польше во главе с Тадеушем Костюшко (1746-1817). Восстание было подавлено, и это повлекло за собой третий раздел Польши (1795 г.): Австрия и Пруссия получили польские земли, Россия – Курляндию, Литву, Западную Белоруссию, Западную Волынь. В результате разделов Речь Посполитая как государство перестала существовать.

Разделы Польши были, разумеется, реакционным актом, в которых русское самодержавие сыграло неблаговидную роль.

Нужны шпаргалки на экзамен? – www.multimix.com.ua

42. Об'єднання Італії.

Вкратце напомним положения Венского трактата в отношении Италии: Сардинское королевство уступает Савойю Швейцарии и Франции, но получает взамен Геную; Австрия получает Венецию и Ломбардию. Восстанавливалась Папская область; императрица Мария-Луиза сохранила за собой Парму, Пьяченцу, Гвасталу; эрцгерцог Франц Эсте получает обратно герцогства Модену, Реджио и др. Наконец, было восстановлено Королевство Обеих Сицилий со столицей в Неаполе и королем Фердинандом IV во главе.

Итак, с одной стороны, Италия оставалась раздробленной, а с другой - на Апеннинском полуострове безраздельно господствовала Австрия.

В октябре состоялись плебисциты в Умбрии и королевстве Обеих Сицилий, по результатом которых эти области присоединились к Сардинскому королевству. После стольких веков феодальной раздробленности, иностранной оккупации, унижений и бессилия - Италия, наконец, объединилась.

Австрия была не в состоянии этому помешать. В Германии вряд ли поддержали бы австрийскую интервенцию в Италию - многие немецкие патриоты, в свою очередь, жаждали повторить то, что уже сделали итальянцы. Вот почему протесты Берлина против нарушения прав неаполитанского короля и папы были озвучены лишь проформы ради. Франция, несомненно, поддержала бы Италию. В России не могли забыть и простить поведения австрийцев в ходе Крымской войны. Наконец, в самой Австрии было неспокойно; Венгрия вновь угрожала восстанием. Но окончательно похоронила всякие надежды австрийцев нота лорда Рассела от 27 октября, в которой он высказался в пользу народов, признавших Виктора-Эммануила своим государем, и отстаивал перед Европой ту точку зрения, что нации могут в любое время сместить те правительства, которые им не по душе.

Это означало, что объединение Италии было фактически признано "европейским концертом".

5. Завершение объединения Италии (1866-1870 гг.)

Но дело объединения Италии нельзя было считать завершенным, пока к ней не были присоединены Венеция и Папская область. Италия добилась присоединения Венеции после австро-прусской войны (1866) и Папской области - после франко-прусской войны. Эти присоединения, однако, были сделаны не силой итальянского оружия, а в результате благоприятной международной обстановки.

Мы уже говорили о тех унизительных поражениях, которые потерпели итальянцы от австрийцев в ходе войны 1866 г. Эта война, в частности, показала, что Италия (в силу ряда причин) едва ли может претендовать на равный статус среди других великих держав. И дело даже не только в крайне низком (особенно на юге) уровне экономического развития. Ахиллесовой пятой Италии на протяжении всех войн, в которых она участвовала в XIX и XX столетиях, была нехватка энергетических ресурсов. Кроме того, длинная береговая линия также делала Италию крайне уязвимой для иностранного вторжения. В силу этих (а также других) факторов Италия, которая объединилась не столько в результате собственных усилий итальянского народа, сколько в результате умелого дипломатического маневрирования, и в дальнейшем была вынуждена полагаться не столько на собственные силы, сколько на благоприятную международную конъюнктуру.