Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ОТВЕТЫЫ методология.doc
Скачиваний:
55
Добавлен:
22.04.2019
Размер:
613.38 Кб
Скачать
  1. Конкретные воплощения идеала рациональности в психологии.

Проявление идеала рациональности в психологии: постулат непосредственности ("гипотеза непосредственности", по Узнадзе). Уотсон жёстко и просто выделяет постулат как схему мыслительной работы: S - R. Уотсон как прагматик считал, что чёрный ящик мозга - это не то, с чем можно работать, а работать можно только со зримой реальностью. Уотсон говорил, если хочешь быть объективным психологом - найди причину и следствие. Поэтому эта схема выступает не как предмет исследования в методологии, а как объяснительный принцип. Позитивистское классическое мышления предпочитает рост развитию, т.к. рост - видимая характеристика. Что делать с развитием? Его же никто не видел.

Уотсон прекрасно понимал, то это не просто что-то в промежутке. Уотсон называл всё это вмешивающимися переменными, т.е. искажающими реальность, вносящие помехи. Эти помехи - вызов постулату непосредственности и идеалу рациональности. Т.о., Уотсон, Фехнер, Вундт - "близнецы-братья по мышлению". Титченер ввёл понятие "ошибка в оценке стимула", т.е. это нарушение "правильного" восприятия, и т.о. психология начала испарять реальность. Гибсон предложил понятие "зрительный мир" и "мир зрительного поля" - мир углов, фонов и др.

Из объяснительного принципа вытекают и задачи психологии: предсказание поведения и управление поведением. Отсюда выделяется главная психотехнология психолога - манипулирование. Отсюда вырастает добротная прагматическая психология манипулирования.

  1. Культурно-историческая психология л.С. Выготского как направление неклассической психологии.

Недостатки и ограничения классической психологии:

  1. сциентизм как узко понятая научность

  2. универсализм (поиск общих законов),

  3. индивидуализм,

  4. механистическое понимание каузальности

  5. разделение внешнего-внутреннего и субъективного-объективного.

А. Г. Асмолов отнес к неклассическим подходам и теориям в психо­логии:

  1. теорию установки Д. Н. Узнадзе,

  2. куль­турно-историческую концепцию Л. С. Выготского,

  3. деятельностный подход (теории А. Н. Леонтьева и С. Л. Рубинштейна).

Прорыв за границы "постулата непосредственности" и по­иск "опосредствующего звена", которое, порождая психические явления, само бы к сфере психического не принадлежало.

Гусельцева предпосылки, принципы некласси­ческой, и постнеклассической картины мира. Например: уход от противопоставле­ния естественно-научного и гуманитарного познания; револю­ционная роль новой информационной культуры; движение навстречу идеям, отличающим познание мира и человека на Западе и Востоке.

Д. Б. Эльконин первым в 1981 г. назвал теорию Выготского неклас­сической психологией сознания. Социаль­ное не как воздействующий фактор или условие, а как источник развития личности.

Другие авторы:

Признак неклассичности - наличие взаимодействия между субъектом познающим и представляющим (поставляющим) некоторую психоло­гическую реальность. Но это скрывает различия между теориями. Другое дело - поиск в рамках конкретной психологической концепции того аспекта, который свидетельствует о преодолении классических постулатов (изучение регу­лирующей функции).

Возникновение так называемых неклассических ситуаций - более строгий и адекватный критерий.

Для неклассической парадигмы важнейшим завоеванием стало признание учета субъективности наблю­дателя и невозможности изучения свойств объекта вне взаимодействия свойств субъекта и объекта. Действительность порождается субъект-объектным взаимодействием.

Ориентация на критерии открытости и сетевого прин­ципа - принципы неклассической и постнеклассической парадигм.

По Степину, на постнеклассическом этапе развития на­уки теряется подразделение наук о природе и наук о духе, и разные типы рациональности делят между собой сферы влияния. Междисциплинар­ные исследования становятся ведущими. Знание рефлексируется всеми средствами ума.

В работах М. С. Гусельцевой постпозитивистская картина мира и наука на стадии постмодернизма характеризуется:

• многомерность мира и разных логик его исследования;

• повышенная рефлексия и чувствительность к контекстам;

• принцип сетевой организации знаний, отмена иерархий;

• междисциплинарный дискурс;

• принятие идеи неопределенности как связующей этапы развития любых систем;

• недоконцептуализированность понятий, творчество в термино­логии;

• принцип «благоговения перед развитием».

Начавшаяся в XX в. эпоха постмодернизма отличается особым мироощущением.

Новейшая эпоха связана, таким образом, с духовными течениями века. Мир в эту эпоху начинает осознаваться как рукотворный; в способах его описания начинают превалировать не каузальные связи, а смысловые, энергетические, синхронные, структурные.

Рациональность западной философии проявилась в классическом критерии рациональности применительно к научному познанию. Вместе с тем психологические знания древности и в восточных культурах используют другие описания. Возникает проблема «культурных органов», отсутствие которых мешает взаимопониманию и «диалогу опытов». Ряд категорий современной европейской психологии имеют в восточной психологии свои обратные аналоги. Например, категории деятельности можно противопоставить категорию «не-деяния» (китайское «у-вэй») как совсем иного понимания принципа ак­тивности. Это не бездействие или молчание, а предоставление всему совершаться согласно его природе. Анализ этих непривычных форм пси­хологического знания - актуальное направление развития культурно-исторической психологии.

Изучение ноосферогенеза в контексте развития духовности, вы­движение на первый план не субъекта или объекта познания, а взаимо­отношения — другие аспекты утверждения постнеклассической парадигмы.

Для психологии важнейшем последствием принятия постнеклассической картины мира - признание ее многопредметности, а значит, сосуществования множества теорий. Кроме того, обоснование постнеклассической парадигмы как общей ситуации в науке предполагает, что любая психология, любая психологическая школа может стать ведущей для определенной задачи и определенного исследовательского контек­ста. Это соответсвует развитию науки как паутины.

Гусельцева приводит две модели развития психологической науки:

- «пирамиду» и

- «сеть», паутину

Пирамида предполагает принцип монизма, а значит наличие вер­шины в качестве ведущей методологии. Собственно, Л. С. Выготский отстаивал такую точку зрения, рассматривая создание общей психологии как путь выхода из кризиса. Однако именно его концепция стала рассмат­риваться в качестве переходной ко второму типу организации психоло­гического знания (сети, паутине). Преимущество культурно-исторической концепции стали видеть с точки зрения ее коммуникативной функции между разны­ми способами организации пути (метода) психологического исследова­ния. Речь идет не о коммуникациях разных методологий между собой, а о выделении из ряда психологических школ такой, посредством которой представители разных направлений могут услышать друг друга. Это говорит о том, что культурно-деятельностная пси­хология имеет основания претендовать на статус постнеклассической.

Открытым остается вопрос о том, в какой степени критерии постнеклассической рациональности касаются отдельных теорий или пере­стройки всей системы психологической науки и практики в целом.