
- •Глава 2. Грамматические категории русских имен. 63
- •Глава 2. Грамматические категории русских имен. 65
- •§ 2.15. Рассмотрим вопрос о внесловоизменительном согласовании у существительных. При этом, как и в § 2.11, временно исключим из рассмотрения singularia и pluralia tantum.
- •Глава 2. Грамматические категории русских имен. 67
- •Глава 2. Грамматические категории русских имен. 69
- •Глава 2. Грамматические категории русских имен. 71
- •Глава 2. Грамматические категории русских имен. 73
- •Глава 2. Грамматические категории русских имен. 75
- •Глава 2. Грамматические категории русских имен. 77
- •Глава 2. Грамматические категории русских имен. 79
Глава 2. Грамматические категории русских имен. 79
шения между семью согласовательными классами можно представить в виде системы противопоставлений по трем признакам:
* Имеется в виду: в наборе форм подчиненного слова-атрибута, а также (но крайней мере, в большинстве случаев) в самой парадигме существительного.
** Относительно слов белые и чёрные см. § 2.18.
Характерной чертой этой системы является то, что омонимия чисел нейтрализует признак рода. Эта черта является специфической особенностью современного русского языка, отличающей его от многих других языков, имеющих грамматический род. Так, например, в латыни, французском, испанском, сербскохорватском, чешском омонимия чисел не исключает различия родов (ср., например, франц. grands ciseaux и grandes jumelles). Разумеется, в таких языках признаки «род» и «совпадение или несовпадение словоформ разных чисел подчиненного слова-атрибута» должны строго разделяться. Но для русского языка построенная таким образом система оказывается весьма неэкономной. Гораздо более «компактную» систему дает объединение этих двух признаков в единый признак, принимающий четыре значения (за ним естественно сохранить название «род»). Система согласовательных классов получает в этом случае следующий вид:
80 Русское именное словоизменение
Таким образом, для экономного представления системы согласовательных классов следует признать существование в современной русском языке не трех, а четырех родов. Мы предлагаем назвать 4-й род русских существительных «парным». (Разумеется далеко не всякое слово парного рода содержит в своем значении элемент парности, но в этом отношении термин «парный» вполне сходен с терминами «мужской» и «женский», которые тоже опираются на признак, характерный только для наиболее важной группы слов соответствующего рода.)
Итак, существительные современного русского языка объективно распадаются на семь согласовательных классов; внутренние отношения между этими классами удобнее всего представить в виде противопоставления четырех родов, на которое накладывается противопоставление по одушевленности—неодушевленности.
В последующем описании могут быть использованы оба способа изображения системы согласовательных классов. Иначе говоря, мы оставляем за собой право рассматривать грамматическую категорию «согласовательный класс» в зависимости от практического удобства либо как единую категорию, либо как результат объединения двух самостоятельных грамматических категорий — категории рода (включающей противопоставление мужского, женского, среднего и парного родов) и одушевленности—неодушевленности.
Вопрос о согласовательных классах у местоимений-существительных
§ 2.20. Понятие согласовательного класса, предложенное выше для существительных, можно применить также к местоимениям-существительным: достаточно, например, заменить в определении II (§ 2.16) слово «существительное» на «местоимение-существительное». При этом следует учитывать, что у местоимений-существительных грамматическая форма включает только падеж (поскольку словоизменительной грамматической категории числа здесь нет).
Правда, при практическом применении этого определения мы сталкиваемся с некоторыми трудностями. Во-первых, местоимения-существительные обычно лишь с трудом допускают определения (особенно редко встречаются необособленные препозитивные определения); поэтому не всегда легко установить, какой сегмент слова-атрибута требует та или иная словоформа местоимения-существительного. Во-вторых, многие местоимения-существительные (например, себя, некто, нечего) имеют дефектную парадигму. В-третьих, большинство местоимений-существительных допускает одновременно несколько типов согласования (ср. я пришёл, я пришла, я пришло и т. п.), т. е. выделяющиеся здесь.