Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Вопросы социально - экономической истории.doc
Скачиваний:
23
Добавлен:
14.04.2019
Размер:
2.67 Mб
Скачать

Интернирование*

Интернирование – (от французского interner - водворять на жительство). В международном праве – это принудительное задержание одним воюющим государством граждан другого воюющего государства или нейтральным государством военнослужащих воюющих стран. Режим интернирования регулируется Женевскими конвенциями 1949 г. о защите гражданского населения и об обращении с военнопленными, Гаагской конвенцией 1907 г. о правах и обязанностях нейтральных держав в случае войны. Постановлением ГКО от 16 декабря 1944 г. была предусмотрена мобилизация и интернирование с направлением на работу в СССР всех трудоспособных немцев в возрасте - мужчин с 17 до 40 лет, женщин - от 18 до 30 лет, находившихся на освобожденной Красной армии территории Болгарии, Венгрии, Румынии, Чехословакии и Югославии, Пруссии и Верхней Силезии. На начало 1946 г. на территории СССР находилось 132,4 тыс. интернированных граждан немецкой национальности, в основном женщин, в т. ч. 14,6 тыс. на Урале. Интернированные были сведены в отдельные рабочие батальоны (ОРБ) и в 1945-1949 гг. работали в народном хозяйстве. На Урале размещалось 25 ОРБ, из них в Свердловской области - 9, Челябинской - 6, Пермской - 4, Оренбургской области - 3, в Башкирии - 2, в Курганской области - 1.

В первое послевоенное десятилетие на территории СССР, в т. ч. в Свердловской области, находились также граждане восточноевропейских государств, осужденные советскими военными трибуналами и отбывшими срок наказания вместе с военными преступниками.

--------------------------

* Ранее опубликовано в кн.: Уральская историческая энциклопедия. Екатеринбург: ИИА УрО РАН.. 1998. С. 229.

Эксгумация останков венгерских военнопленных в Новолялинском районе Свердловской области*

В марте 1995 г. в Москве Правительствами Российской Федерации и Правительством Венгерской Республики было подписано соглашение об уве­ковечении памяти павших военнослужащих гражданских жертв войны и стату­се захоронений. В соответствии с ним стороны через уполномоченные ими органы обязались информировать друг друга о наличии и местонахождении российских воинских захоронений в Венгрии и венгерских захоронений в Рос­сии. При этом стороны согласились также обмениваться данными о погибших в боях военнослужащих, умерших в плену, а также о лицах, насильственно вы­везенных на принудительные работы, и местах их погребения на территории своих государств.

В подписанном 6 марта 1995 г. Протоколе между Правительства­ми России и Венгрии об использовании части задолженности бывшего Союза Советских Социалистических Республик Венгерской Республике для обустрой­ства венгерских воинских захоронений на территории Российской Федерации Стороны договорились, что погашение будет осуществляться в рамках предос­тавления некоторых видов услуг нетоварного характера, а также проведением работ по эксгумации, переносу останков и обустройству венгерских воинских захоронений на территории России.

На основании вышеуказанных докумен­тов в ноябре 1996 г. был заключен договор между Ассоциацией международ­ного военно-мемориального сотрудничества «Военные мемориалы» и Бюро Армейских Традиций Военно-исторического научно - исследовательского ин­ститута и музея Министерства обороны Венгерской Республики сроком на четыре года. В нем Бюро поручает, а Ассоциация обеспечивает выполнение следующих работ: поиск и учет могил, перезахоронение останков, подбор под­ходящих земельных участков для устройства кладбищ их юридическое офор­мление, обустройство и строительство кладбищ, в том числе разработка и со­гласование проектно - сметной документации и получение соответствующих разрешений, уход за кладбищами.

В результате Второй мировой войны в советском плену оказалось свы­ше четырех миллионов человек, в том числе сотни тысяч военнослужащих венгерской армии. Часть пленных, в том числе венгров, была размещена на территории Свердловской области. Анализ сохранившихся архивных материа­лов показывает, что на Среднем Урале на 33 иностранных воинских кладбищах захоронены 1680 военнослужащих венгерской армии. Многие венгерские клад­бища на территории Свердловской области в настоящее время уже восстанов­лены. Это захоронения в гг. Верхняя Тура, Красноуральск, Нижний Тагил, Ревда, ст. Сан-Донато. На месте нахождения других установлены памятные знаки: гг. Асбест, Карпинск, Невьянск, и др. Однако на территории восточных районов России благоустроить можно далеко не все иностранные воинские захороне­ния. Часть из них оказалась в городской черте и в настоящее время не сохрани­лась, другие наоборот - расположены в глухой тайге в тех местах, где в 1940-е годы велись лесозаготовки.

В годы Второй мировой войны и в первые послевоенные годы крупно­масштабные лесозаготовки проводились и на территории северных и восточ­ных районов Свердловской области. В Новолялинском районе дислоцировался «лесной» лагерь для военнопленных № 318 НКВД СССР, основную часть его контингента составляли военнопленные венгры. Первое отделение лагеря дис­лоцировалось в г. Новая Ляля, остальные три - в отдаленных лесных районах. Особую сложность представляли кладбища военнопленных, расположенные в 54-ми 88-м лесных кварталах Новолялинского лесничества в глухой, болоти­стой тайге в 20- 25 км. от ближайшего жилья. Труднодоступность захоронений значительно увеличивала стоимость благоустроительных работ, при этом осу­ществлять регулярный уход за данными кладбищами в случае их восстановле­ния было бы практически невозможно. В этой ситуации по предложению Ас­социации венгерская сторона приняла решение о проведении эксгумации двух этих кладбищ, на которых числилось соответственно 17 и 15 человек, и захоро­нении этих людей на благоустроенном в этом году венгерском воинском клад­бище в г. Новая Ляля.

Работы по эксгумации останков венгерских военнопленных проводи­лись Ассоциацией «Военные мемориалы» в период с 18 по 23 августа 1998 г. Вторая половина августа - это единственно возможное время проведения дан­ных работ. До середины августа в этом районе весьма опасен энцефалитный клещ, в сентябре начинаются дожди, переходящие в снег. Сложный характер местности обусловил невозможность использования землеройной техники, и все работы проводились вручную. Оба кладбища сильно заросли травой, кус­тарником и деревьями, поэтому перед началом работ была проведена работа по расчистке территории. После этого выяснилось, что на каждом кладбище просматривается только 3-4 могилы. Поэтому применяемая при поиске ос­тальных могил методика состояла в пробивании неглубоких траншей и опреде­лению по вертикальному срезу участков перемешанного грунта, а также в вы­явлении следов золы. Судя по датам смерти, большинство захоронений были зимними, и при копке могил для оттаивания грунта жгли костры. Проведенная таким образом эксгумация останков венгерских военнослужащих показала, что все умершие были захоронены в гробах на глубине 1,2 - 1,8 метра. Грунт на кладбищах был очень тяжелым - сырая глина, часто с водой, поэтому гробы хорошо сохранились, и часть из них пришлось даже вскрывать. Не совсем вер­ными оказались и кладбищенские схемы. Если по захоронению в 88 - м лесном квартале схема расположения могил в целом соответствовала их реальному нахождению, за исключением одной, расположенной в десяти метрах в сторо­не, то в 54 - м квартале - нет. Число рядов оказалось меньше, чем это было указано на схеме, в первом из них находились останки не пяти, как по схеме, а девяти человек. Всего, таким образом, в ходе эксгумационных работ были об­наружены останки 31 венгерского военнопленного из 32 числившихся по спис­кам. Все они были помещены в специальные пластиковые мешки, маркирова­ны и захоронены на венгерском воинском кладбище в г. Новая Ляля.

-------------------

* Ранее опубликовано в кн.: Урал индустриальный. Третья региональная научная конференция. Екатеринбург: УГТУ, 1999. С. 65 – 67.