Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Вопросы социально - экономической истории.doc
Скачиваний:
23
Добавлен:
14.04.2019
Размер:
2.67 Mб
Скачать

Спецпереселенцы из Западной Украины в восточных районах ссср в первые послевоенные годы*

1940-е годы вошли в новейшую историю как время интенсивных миграционных процессов, проводившихся в СССР в принудительном порядке. Депортации были подвергнуты целые народы. Выселение членов организации украинских националистов и их семей началось на основе директивы НКВД СССР от 31 марта 1944 г. и продолжалось до на­чала 50-х годов. Оно производилось сроком на 5 лет, а впоследст­вии заменялось пожизненной ссылкой. Всего за 1944-1947 гг. из За­падной Украины на спецпоселение было отправлено 100310 человек.

В последующие годы депортация происходила на основе специального постановления Правительства СССР «О выселении из запад­ных областей УССР членов семей «оуновцев», принятом в сентябре 1947 года. Материалы книг учета отправленных эшелонов свидетельствуют, что в 1948 г. из западных районов республики на Восток было отправлено 1,2 тыс. человек, в 1949 г. – 23,2 тыс., в 1950 г. – 34,1 тыс. Данный источник позволяет определить нумерацию отп­равленных эшелонов, места их формирования, даты отправления и прибытия, численность и состав перевозимых контингентов, рождае­мость и смертность за время в пути и т. д.

По данным НКВД на 1 июля 1948 г. на спецпоселении находилось 36525 семей «оуновцев», в которых насчитываюсь 96378 человек, что составляло 4,3 % всех спецпоселенцев в СССР. Они были размещены в 15 республиках и областях РСФСР и Казахстане. Больше всего спецпоселенцев из Западной Украины насчитывалось в Кемеровской области – 29,1 тыс. человек. В Омской области их было 13,6 тыс., Иркутской – 11,6 тыс., Пермской – 10,3 тыс., Казахстане – 7, 6 тыс., Челябинской области- 6,4 тыс., в Красноярском крае – 5,4 тыс., в Архангельской области – 4,6 тыс., Кировской – 2,1 тыс. человек и т. д.

Около половины трудоспособных спецпоселенцев направили на работу в угольную промышленность, а остальных – преимущественно – в лесное хозяйство. По данным на начало 1949 г. в народном хозяйстве СССР было занято 49.4 тыс. спецпоселенцев – «оуновцев», в том числе 24,2 тыс. работали в шахтах, 8,6 тыс. – сельском и 7,1 тыс. в лесном хозяйстве. В докладе рассматривается организация доставки людей к местам поселения, их трудоустройство, правовое и материально бытовое положение, особенности жизни в спецпоселках, социальный и национальный состав «оуновцев». Приводятся сведения о количестве бежавших, числе находящихся в розыске и отданных под суд. В заключении подчеркивается значимость изучения проблематики для решения задач современной национальной политики, делаются выводе о характере происходивших в регионе событий.

------------------------------

Ранее опубликовано в кн.: V Всеукраiньская конференцiя «Розвиток iсторичного краэвзнавства в контекстi нацiонального и культурного вiдродження Украiны». Кам’янець – Подiльський. 1991. С. 300 - 301.

Немецкая трудовая армия в Пермской области*

По данным Всесоюзной переписи населения СССР 1939 г. по состоянию на начало года на Западном Урале проживало 2672 немца, что составляли 0.13 процента населении области. Однако, в 1940-е гг. численность немецкого населения в области за­метно возросла, что было следствием их депортации из за­падных районов страны. На начало 1948 г. только на спецпоселении здесь насчитывалось 41,7 тыс. немцев. Значительную часть немецкого поселения составляли трудармейцы. В начале войны из бывших военнослужащих, изъятых из Красной ар­мии по политическим мотивам, Наркоматом Обороны были сформирова­ны строительные батальоны. В них направляли тех. кто имел родственни­ков за границей или лично там проживавших, а также болгар, греков, чехов, поляков, немцев, финнов, румын и т. д. В докладе рассматривается правовой статус трудармейцев и его изменение на протяжении войны.

Кроме бывших военнослужащим в состав трудармии включали и гражданских лиц: мужчин в возрасте от 15 до 55 и женщин с 16 до 45 лет. От мобилизации освобождались лишь беременные и имеющие детей в возрасте до трех лет. Дети старше этого возраста передавались на воспитание родственникам, а при их отсутствии — колхозам или детским домам. Так, в 1942 г. для работы на предприятиях бумажной промышленности были мобилизованы 2.5 тыс. женщин немецкой национальности. Члены их семей, в основном престарелые и дети, остались в сельской местности и других регионах страны.

В начале граждане немецкой национальности не являлись лагерным контингентом, и содержание их в зоне не допускалось. Они размещались среди местного населения в порядке уплотнения, многие имели свои дома. Положение изменилось в начале 1942 г. когда ГКО принял постановление № 123 сс. В соответствии с ним советские граждане национальностей, страны которых воевали с СССР, привлекались к работе в промышленности в составе трудовых колонн. Размещать трудовые колонны стали в отдельных лагерных отделениях, обнесенных проволочными заграждениями и охраняемых. К нарушителям трудовой дисциплины и тем, кто отказывается работать, дезертировал, применялись различные личные меры наказания. ГКО поручил НКВД привлекать мобилизованных за нарушение дисциплины к ответственности с рассмотрением дел на Особом совещании и применении к злостным нарушителям ВМН.

Мобилизованные направлялись преимущественно на добычу угля и нефти, в строительство, а также на предприятия, производящих цветные и черные металлы, вооружение и боеприпасы. В Пермской области немцы трудились преимущественно на предприятиях черной металлургии, в угольной, нефтяной и бумажной промышленности. Работать и жить на Урале трудармейцам приходилось в очень тяжелых условиях. Питание производилось по тем же нормам, что и заключенным, в зависимости от выполнения производственного задания. В заключение автор подчеркива­ет значение изучения происходивших событий для установления исторической справедливости в отношении репрессированных народов.

--------------------------------------------------------------------------------------

Ранее опубликовано в кн.: Проблемы и тенденции развития Верхнекамского региона: история, культура, экономики. Материалы республиканской научно – практической конференции. ППИ, Березниковский филиал. 1992. С. 52 – 53.