Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
шпора на гос.docx
Скачиваний:
10
Добавлен:
14.04.2019
Размер:
345.02 Кб
Скачать

50. Аномалии в правовой жизни: правовой нигилизм, правовой идеализм и правовой догматизм.

В качестве аномалий существующих в правовой сфере и состав­ляющих негативный пласт правовой культуры выступают правовой нигилизм и правовой идеализм.

Правовой нигилизм предстает как отрицание или непризнание правовых ценностей, отказ праву в его регулятивных возможностях, противопоставление праву других социальных регуляторов (религии, политики, морали и т. д.). Проводится разграничение теоретического (идеологического) правового нигилизма, т. е. его концептуального обоснования, и практического правового нигилизма. На личностном уровне правовой нигилизм проявляется как состояние представле­ний, чувств, настроений:и как образ действия, линия поведения. Среди форм правового нигилизма: прямое нарушение законов и дру­гих нормативно-правовых актов; неисполнение юридических обязан­ностей; подмена законности целесообразностью; отрицательное отношение к деятельности суда и правоохранительных органов; на­рушение прав человека и др. Разновидностью правового нигилизма считается правовой дилетантизм как незнание или пренебрежитель­ное отношение к правовым ценностям.

Среди причин правового нигилизма в Украине называют: истори­ческие, связанные с особенностями государственной власти и пра­вовыми нормативами; отсутствие демократических правовых тради­ций; распространение неправовых форм решения конфликтов; несо­вершенство суда и правоохранительной системы; издержки законо­дательной и правоохранительной деятельности.

Наряду с правовым нигилизмом в качестве другой правовой ано­малии выступает правовой идеализм (правовой романтизм), кото­рый связан с преувеличением значения и возможностей правового регулирования. Крайностью правового идеализма является право­вой фетишизм как гипертрофированное представление о роли пра­вовых средств, возможностей закона, деятельности суда и правоох­ранительных органов.

На соединении таких аномалий в правовой сфере как правовой нигилизм и правовой идеализм существует специфическое образо­вание, именуемое правовой демагогией. Среди форм проявления правовой демагогии необоснованные требования принять закон или предложения его отменить; противопоставление нормативно-право­вых актов; неконструктивная критика конституции и законов; ак­цент на правах человека при игнорировании других правовых цен­ностей; принятие декларативных нормативно-правовых актов и не­осуществимых государственных решений.

51. Субъект и объект правоотношения. Юридические лица

Участниками правоотношения могут быть не все люди, а только те из них, кто обладает правоспособностью, дееспособностью и де-ликтоспособностью (правосубъектностью). И наоборот, правосубъект­ность может быть признана качеством не только человека, но и организации, предприятия, учреждения (юридического лица).

Субъекты права — это лица, обладающие способностью быть участниками правовых отношений. Правосубъектность включает следующие юридические характеристики лица: правоспособность — возможность лица обладать субъективными юридическими правами и исполнять юридические обязанности; дееспособность — способ­ность лица своими действиями приобретать права и обязанности; деликтоспособностъ — способность лица нести юридическую от­ветственность за совершенные правонарушения.

Эти характеристики несколько различны у физических и юриди­ческих лиц. Общая правоспособность физического лица возникает с момента рождения и прекращается его смертью. Дееспособность зависит от возраста и психического состояния лица. По общему правилу, полная дееспособность наступает с достижением совер­шеннолетия. Несовершеннолетние обладают частичной (неполной) дееспособностью (возрастные градации частичной дееспособности различны в разных отраслях права). Возможности совершения ими самостоятельных юридических действий ограничены. Большинство юридических действий они совершают- с согласия законных пред­ставителей (родителей, попечителей).

Лицо, страдающее душевной болезнью или слабоумием, решением суда может быть признано недееспособным. Такие лица могут быть носителями прав и обязанностей, но их реализацию осуществляет иные лица (родители, опекуны). Такого рода конструкция право­субъектности физического лица применяется, в основном, в области частного права. Что же касается публичного права, в первую очередь конституционного права, то момент наступления правоспособности не совпадает с моментом рождения. Например, способность быть актив­ным участником выборов приобретается только с достижением совер­шеннолетия, а способность быть избранным в органы государствен­ной власти — еще позднее. Деликтоспособность физического лица за­висит от вменяемости (способности отдавать себе отчет в своих дей­ствиях и руководить ими) и достижения определенного возраста. Правосубъектность юридического лица возникает с момента его госу­дарственной регистрации и прекращается с его ликвидацией.

Виды субъектов права: 1) физические лица — граждане или под­данные данного государства, иностранные граждане или подданные, лица без гражданства; 2) юридические лица — организации, в том числе объединения граждан, предприятия, учреждения; 3) государ­ство, государственные органы и органы местного самоуправления; 4) социальные общности — народ, нация, этнические группы.

То, на что направлены субъективные права и юридические обя­занности субъектов именуется объектом правоотношения. В юриди­ческой литературе существуют два подхода к вопросу об объекте правоотношения. Один подход (монистический) в качестве объекта правоотношений рассматривает поведение людей, поскольку только поведение людей способно реагировать на правовое воздействие. Возражения сторонникам монистического подхода сводится к тому, что если считать поведение людей единственным объектом правоот­ношения, то невозможно выяснить природу большинства правоотношений, поскольку нужно признать отсутствие у них объекта. Отсюда более распространено представление о многообразии объектов право­отношения, которыми могут выступать материальные и нематери­альные блага (плюралистический подход к объекту правоотношения). Этот плюралистический подход позволяет отобразить многообразие мира правоотношений и выделить наиболее характерные объекты правоотношений (Н. И. Матузов), среди которых: 1) материальные блага, которые составляют вещи, предметы, ценности, что характер­но, в первую очередь, для гражданских правоотношений; 2) немате­риальные личные блага, среди которых жизнь, здоровье, честь, дос­тоинство, безопасность, что характерно для уголовных правоотноше­ний; 3) поведение участников правоотношений, как правило поведе­ние обязанного лица и значительно реже управомоченного лица, что характерно для административных правоотношений; 4) результаты поведения участников правоотношений, здесь не само поведение, а его последствия (из договора подряда, перевозки и т. д.); 5) продук­ты духовного творчества, т. е. произведения литературы, искусства, живописи и др., а также разработки интеллектуальной деятельности (открытия, изобретения и пр.); 6) ценные бумаги, официальные доку­менты (акции, облигации, векселя, деньги, чеки, паспорта, аттеста­ты, диплома,и др.). Многие из них становятся объектом правоотно­шения при их утрате и восстановлении, однако они могут быть и объектом сделок (акции).