Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Уроки внеклассного чтения и факультативы.doc
Скачиваний:
42
Добавлен:
16.12.2018
Размер:
404.48 Кб
Скачать

Утренники и вечера

Эти праздники проводятся не часто — 2—3 раза в году. Обычно они вызваны юбилеем писателя или особым интересом ребят к его творчеству и являются своеобразным итогом дли­тельной работы — классной и внеурочной. Готовятся все клас­сы, учителя литературы, рисования, пения, труда, классные руководители — словом, вся школа. Общее руководство, как пра­вило, берет на себя словесник.

Так, готовясь к вечеру Маршака, ученики одной восьми­летней школы читали любимого поэта. Для каждого возраста нашелся «свой» Маршак — от первоклассников, совершавших «Веселое путешествие от А до Я», до восьмиклассников, которые зачитывались сонетами Шекспира. Круг чтения для каждого класса наметили учителя литературы.

Ученики VII—VIII классов участвовали в конкурсе сочине­ний. Среди многих тем были и такие: «Смешное в творчестве Маршака», «Сказка Маршака», «Маршак в редакции «Чижа» и «Ежа», «Статьи Маршака о Пушкине, Гоголе».

Конкурс на лучший рисунок прошел с таким успехом, что в школе открылась «Маршаковская галерея». Каждый класс готовил инсценировки: «Знаки препинания», «Мистер Твистер», «Кот и лодыри» и др. Шестиклассники сами изготовили куклы и поставили «Теремок» как кукольный спектакль. Строгое жюри лучшие номера отобрало для заключительного праздника.

И вот он наступил. В зале — большой портрет Маршака. Повсюду цветы. Звучит музыка. «Почтальоны» с большими сумками ведут классы, вручая на каждой «станции» конверт, в котором вопрос-загадка по стихам Маршака. Они же принимают письма-отгадки; жюри в конце вечера подводит итоги.

Все, кто пришел на праздник, сделали себе карнавальные костюмы, оделись героями Маршака. Так что и зрители, и уча­стники концерта — победители конкурсов — одинаково потруди­лись к своему вечеру. На грамотах-наградах, которые были сде­ланы в школе, стихи Маршака:

Вам от души желаю я, Друзья, всего хорошего, А все хорошее, друзья, Дается нам недешево!

«Недешево» доставшееся открытие Маршака окупилось воз­росшим интересом к его книгам.

См. статью В. Н. Довжиковой «Открываем Маршака» («Литература в школе», 1967, № 6).

Подготовка к вечеру в старших классах включает те же моменты: чтение, конкурсы, выставки и др. Важно наметить единый принцип отбора материала: творческий путь писателя («Пушкин — начало всех начал»), этап его жизни и творчества (Пушкин в Михайловском); писатель в его связях с другими писателями (Пушкин и поэты-современники), творчество писа­теля и другие виды искусства (Пушкин и музыка) и др. Отобран материал. Это могут быть факты биографии, творческого поис­ка, документы, письма, воспоминания, художественные произве­дения писателя и т. д. Далее важно организовать материал в со­ответствии с идеей вечера. Например, один и тот же материал к вечеру «Пушкин в Михайловском» может быть осмыслен как трагедия гонимого поэта; как победа реализма и народности в творчестве Пушкина; как сила оптимизма, торжество разума, солнечность поэзии Пушкина.

Вечер старшеклассников обычно состоит из доклада и спе­циально подготовленной программы — концерта или литмонта­жа, связанных по содержанию с основными тезисами доклада. В перерыве между отделениями можно провести викторину, литературные игры.

В журнале «Литература в школе» регулярно печатаются материалы к литературным вечерам. Например, к юбилею А. Н. Островского — 1973, № 1; литературно-музыкальные композиции о Пушкине для учащихся IV— VI и VII—X классов — 1974, № 2; вечер в честь Дня Победы «Ради жизни на земле» — 1975, № 1.

В последние годы все чаще литературные вечера вырастают в театрализованное действо, в основе которого — специально написанная композиция. Ее особенность — соединение в один поэтический образ различных текстов — художественного, доку­ментального, публицистического. Монтаж композиции — вид ли­тературного творчества. Авторы — ученики и учитель как полно­правный член авторского коллектива — должны не только собрать материал, но и обдумать его расположение, потому что звучание каждого текста в композиции определяется не только его содержанием, но и тем, как он сочетается, перекликается с окружающим. См., например, композицию Юрия Карякина «Лицей, который не кон­чается» («Юность», 1974, № 6).

Утренники и вечера вовлекают в подготовку и проведение большие группы учащихся. Готовясь к вечеру, они самостоятель­но открывают для себя писателя, его творчество, его эстетиче­ские и нравственные позиции. А только познанное самостоятель­но по-настоящему переходит в убеждение и характер.

Не следует забывать и о зрителях: для многих такие вечера становятся началом их серьезного чтения.

Таким образом, только широкий круг форм и методов вне­классной работы может обеспечить ее действенность. От знания читательского опыта и интересов каждого ученика — к массовой работе — и снова к каждому отдельному ученику, чтобы увидеть его духовный рост, вовлечь в посильное и интересное занятие.

В этой работе складывается свой актив, проявляющий повы­шенный интерес к литературе. Именно ребята, сознательно стре­мящиеся углубить свои знания, становятся основой, костяком литературных кружков, объединений, клубов.

КРУЖКИ

Кружок охватывает обычно небольшую группу учащихся, 15—20 человек, близких по возрасту, чаще всего одной парал­лели или даже одного класса. Кружки могут быть читательские, литературно-творческие с их разновидностями — переводческие, юных журналистов; кружки художественного слова, драмати­ческие, в том числе и литературный театр; историко-литератур­ные, фольклорные, кружки, занимающиеся изучением творче­ства писателя, одной темы; кружки смежных искусств — кино, живописи, музыки — в их соотношении с литературой и др.

Программу занятий кружка учитель, как правило, создает сам, и это требует от него определенной эрудиции, компетентно­сти. В методической литературе и периодике отражен большой опыт работы кружков. Но рассчитывать на готовые, застывшие планы нельзя. Ведь необходимо, чтобы темы занятий отражали животрепещущие общественные и эстетические вопросы. Про­грамма должна также соответствовать задачам коллектива сво­ей школы. Наконец, руководителю нужно учесть уровень эсте­тического развития своих кружковцев, их духовные запросы. Читательские кружки обычно создают для учащихся IV—VI классов. «Друзья книги» — так они себя называют — работают в тесном контакте со школьной (или сельской, районной) биб­лиотекой. На своих заседаниях они знакомятся с произведения­ми, не изучаемыми в классе, читают и обсуждают книжные но­винки. Большое место в кружках этого типа занимает вырази­тельное чтение и обучение ему, ведь чаще всего у ребят этого возраста техника чтения еще недостаточна, и это мешает пости­жению произведения.

Чтение вслух — это толчок к разговору. Узкий круг присут­ствующих, доверительная обстановка помогают говорить прямо, смело, открыто, не боясь неумело высказанной мысли, настраи­вают на коллективное осмысливание прочитанного.

На занятиях читательского кружка обязательны игровые моменты, иначе дети устанут, их эмоциональное напряжение упадет. Можно использовать викторины, литературные игры, в в том числе и те, которые требуют подвижности. Дух соревнова­ния, радостное возбуждение игры усиливает общую увлеченность. «Друзья книги» становятся первыми помощниками учителя в пропаганде внеклассного чтения, они оформляют рекоменда­тельные списки, выставки книжных новинок, активнее всех на читательских конференциях. Их печатным органом становится бюллетень «Голос читателя» или коллективный читательский дневник, в который вписываются лучшие рецензии, самые инте­ресные выступления на обсуждениях.

Кружки, на которых школьники углубленно изучают твор­чество одного писателя (Пушкина, Лермонтова, Маяковского, Гайдара и др.), чаще всего возникают в местах, связанных с жизнью и творчеством этого писателя.

Кружок этого типа организуется и для учащихся V—VII классов, и для старшеклассников. В зависимости от возрастных возможностей он ставит перед собой посильные исследователь­ские задачи и вводит своих членов в мир писателя.

Программа кружка обычно широкая: чтение доступных для возраста книг писателя; знакомство с литературой биографи­ческого жанра, с воспоминаниями о писателе, с его эпистоляр­ным наследством, с иллюстрациями к его произведениям; посе­щение памятных мест, связанных с его жизнью и творчеством, установление связи с музеями, выполнение их заданий; прове­дение вечеров, праздников, создание выставок, школьных музеев и др. По форме занятия учащихся V—VII классов похожи на работу читательского кружка.

У старшеклассников занятия ближе к семинарским. Напри­мер, в лермонтовском кружке могут быть заслушаны такие до­клады: «Лирические дневники Лермонтова», «Узник» Пушкина и Лермонтова», «Печорин в «Княгине Лиговской» и «Герое на­шего времени», «Лермонтов и Гоголь о Родине», «Родина» Лер­монтова и Некрасова», «Природа Кавказа в поэзии, прозе и жи­вописи Лермонтова», «Окрестности Пятигорска в описании Лер­монтова» (тема особенно интересна для местных школьников), «Лермонтов в иллюстрациях», «Демон» Лермонтова и Врубеля», «Лермонтов в музыке», «Печорин в романе или киноспектакле».

Кружок старшеклассников, однако, не может и не должен копировать вузовский семинар. Помимо обсуждения сообщений на каждом занятии необходимо дать пищу сердцу, эстетическо­му переживанию учащихся. Поэтому выразительное чтение, прослушивание грамзаписей, просмотр диафильмов, творческие задания, дающие простор воссоздающему воображению ребят, становятся обязательным компонентом занятия. Многое для та­кой творческой работы дают стихи советских поэтов, в которых писатель, зачастую отделенный от нас временем, увиден и по­чувствован нашим современником.

Творческим отчетом кружковцев могут быть литературные стенные газеты, альманахи, куда войдут лучшие доклады, сочи­нения, сценарии вечеров, утренников, викторины, составленные в кружке, страницы дневников с описанием памятных мест и др.

Литературно-творческие кружки призваны ввести учеников, опираясь на их стремление к собственному творчеству, в мир большой литературы. См. об этом: Зепалова Т. С. Можно ли научить детей писать сти­хи? // Литература в школе. 1977. № 2.

Ребята, много читающие, усваивают форму эмпирически. Сначала чувствуют ее более чем сознают. И толь­ко тогда, когда уже возникает это чувство формы, можно вво­дить теоретические понятия. Как объяснение, а не как рецепт и свод упражнений.

Каков критерий оценки детского произведения? Как и в про­фессиональном искусстве, в работе учащихся должна проявиться их индивидуальность. Руководителю необходимо дать возмож­ность юному автору «воспеть своим голосом», помогая ему в поисках слова, образа.

Подлинным образцом тактичного, бережного, талантливого руководства детским творчеством могут служить ответы С. Я. Маршака своим юным корреспондентам. В письмах под­черкнуто прежде всего то, что удалось школьникам: одному — «умение наблюдать, зорко смотреть и рассказывать об этом ко­ротко, точно и просто»; другой — то, что в строчках об осени она не повторяет того, «что всегда пишется о временах года»; третьей — о ее искренности, стремлении «искать в глубине души верные слова». Часто рекомендует поэт вести дневник, рассказы­вать в нем о людях, которые показались достойными внимания, о событиях, которые происходили на глазах.

Письма замечательного советского поэта еще раз напоми­нают: нельзя допускать риторики, декламационности в детском творчестве, «Надо развивать в детях чувство стиля, ощущение родного языка». См.: Маршак С.Я. Пишите просто, свободно и весело // Литература в школе. 1967. № 6.

Сюжетные рассказы начинающим авторам даются редко. Полезно начинать с записи личных впечатлений: путевые замет­ки, описания, запись воспоминаний участника войны, очерки о знатных людях села (завода). Например, заслуженный учитель РСФСР К. А. Селиванов развивает творческие способности своих учеников, вводя их в поэтический мир природы. Более 30 лет работает в селе Карлинское кружок «Природа и твор­чество». Здесь создаются альбомы природы. В них включаются репродукции пейзажей русских художников и стихи о природе; фотографии победителей школьного фотоконкурса и художест­венные описания; портреты писателей, любящих природу и пи­шущих о ней, — Пришвина, Паустовского, Солоухина, Пескова.

Доклады в этом кружке помогают осознать значение пей­зажа в художественном произведении: «Красота осени, увиден­ная Тютчевым», «Осень в жизни и поэзии Пушкина», «Приш­вин — поэт природы» и др.

К. А. Селиванов совершает со своими питомцами прогулки в природу, учит их не только «смотреть», но и «видеть». Запи­санные впечатления затем сравниваются с описаниями худож­ников слова — так оттачивается зрение, обогащается язык.

Каждое творческое объединение имеет свой печатный ор­ган— альманах, журнал. Ветераном среди них можно считать журнал «Советская юность», который ученики К. А. Селивано­ва выпускают с 1919 г. Подробнее о работе кружка К. А. Селиванова см. в сб.: «Внеклассная и внешкольная работа по литературе» (М., 1970).

Постоянный состав кружка создает дружный, спаянный об­щими интересами коллектив, в котором ярко проявляется психологическая готовность к восприятию искусства. Направлен­ность интересов кружковцев дает возможность формировать у них глубокие знания о художественном процессе, высокую чита­тельскую культуру.

В кружке можно организовать внеклассное чтение в соответ­ствии со склонностями ученика и при этом избежать односторон­ности. В процессе разнообразной работы с книгой возникает глубокий и осознанный интерес к чтению. Кружок способствует переносу приобретенных знаний, умений, навыков учащихся в учебные занятия, в сферу их самостоятельного труда.

КЛУБ

Клуб — более высокая организация, чем кружок. Клуб объ­емнее, масштабнее кружка. Он может объединять до 150—200 учащихся разных классов и параллелей. Свободное общение в разновозрастном коллективе взаимно обогащает членов клуба. Молодость боится односторонности, жаждет схватить все, а клуб по природе своей синтетичен и потому может ответить на разнообразные духовные запросы школьников. Здесь вчера спо­рили о новом фильме, сегодня встречаются с писателем, завт­ра самому можно стать актером, исследователем, сценаристом.

Структура клуба подвижна. Она основана на развитии самой широкой самодеятельности учащихся. Школьники обычно сами дают клубу название, вырабатывают его устав, а порой мани­фест. Старшие учащиеся, наиболее подготовленные, самостоя­тельно руководят секциями. Система «сводных отрядов» для вы­полнения отдельных заданий дает возможность каждому быть и ведущим и ведомым.

В практике сложилась двухступенчатая система приема в клуб. «Вступительный взнос» кандидата — дело. Например, в «Зеленой лампе» (Псков) — это сочинение или стихи на тему «Мой Пушкин», отчет о посещении Пушкинских Гор. В КЛИЧе (Клуб любителей искусств «Чайка» — Запорожье) — участие в подготовке литературно-музыкального вечера.

В каждом клубе имеются секции, обусловленные общим на­правлением его работы. В киноклубе школы-интерната Кали­нина есть секции киноведов, лекторов, кинодемонстрантов; в клубе «Красная ромашка» (Казань, школа № 31)—секции поисковая, занимающаяся сбором материалов о Мусе Джалиле, литературно-драматическая, экскурсоводов школьного музея по­эта-героя; в клубе «Современник» (Бердянск, школа № 16)— секции юных журналистов, организаторов передвижных выста­вок, агитколлективов.

Секция — это своеобразный кружок. В каждой из них уча­щиеся занимаются по особой программе, рассчитанной на год и более. Они становятся организаторами больших массовых мероприятий: вечер школьных поэтов готовит творческая сек­ция; встречу с деятелем искусства — театральная, или музыкальная, или литературоведческая; юные журналисты ведут клубную летопись, участвуют в выпуске школьной стенной га­зеты, рукописного журнала, искатели создают выставки, музеи и т. д. Тот, кто числится в творческой секции, может участво­вать и в работе театра; корреспондент из отдела писем может стать исследователем, а занимающийся литературным поиском — готовить вечер вместе с членами музыкальной секции.

Руководить секциями клуба могут не только словесники. Участие учителей школы в этой работе делает клуб предметом внимания всего педагогического коллектива и открывает воз­можность учителям реализовать свои творческие увлечения. Оказывают помощь работе местная газета, Дом культуры, рай­онная библиотека да и просто талантливые увлеченные люди.

При всем разнообразии секций клуб существует как единое целое, направленность всей его работы определяется делом, имеющим общественный смысл: создание музея писателя; агитвыступления перед населением, литературный поиск и др.

В отличие от кружка в клубе меньше ощущается наставни­ческая роль учителя. Здесь он — старший товарищ, для кото­рого, как и для всех, обязателен устав

Конечно, именно учитель — своеобразный аккумулятор идей Только увлеченность и творческая активность учителя могут сообщить клубной работе, считал А С. Макаренко, «необходи­мую для нее страсть, горение талантов и рождение творцов». Макаренко А. С. Соч., т. 1. М., 1957, с. 591.

Учитель помогает выбрать дело, которое бы захватило всех и было бы реально выполнимым. Он не дает готовых рецептов, а находится в поиске вместе с учениками. «Когда руководитель ищет новые формы, детям лучше всего, — писал С. Т. Шацкий. — Они прекрасно понимают это искание. И нередко слово «не знаю», сказанное руководителем, создает то настроение, которое им нужно. Вот почему главное в этой работе — умение искать...». Шацкий С. Т. Педагогические сочинения, т. II. М, 1964, с 53—54.

Универсальность клуба делает его подлинным центром вне­классной работы по литературе в школе. Влияние учителя уси­лено во много раз той коллективной духовной жизнью, которая складывается в живом, творческом коллективе клуба.

Клуб приобщает к интересным занятиям, к делу, нужному для всех. Традиции скрепляют коллектив, и, кончая, школу, уче­ники не уходят из клуба, становясь помощниками учителя в орга­низации большой, сложной и радостной деятельности.