Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебник часть 1.doc
Скачиваний:
189
Добавлен:
11.12.2018
Размер:
9.08 Mб
Скачать

8.4. Горное дело на Урале хiх–начала хх вв

В начале XIX века Урал по-прежнему сохранял монопольное положение в России по добыче и выплавке меди, эксплуатировалось свыше 30 месторождений. В 1807 году правительство отменило обязательную сдачу меди в казну. Это заметно улучшило положение медной промышленности. Особенно знаменательным в истории горнопромышленного Урала является 1814 год. В этом году штейгер Л. И. Брусницын открыл месторождение россыпного золота в Березовском, показав пример добычи золота из россыпных песков. Он разработал рациональную технологию добычи, создал уральские промысловые станки собственной конструкции. Открытием Брусницына был сломан стереотип, заставлявший считать россыпные месторождения золота достоянием жарких стран. Вскоре россыпные месторождения золота были открыты сразу в нескольких горных округах Урала, в том числе рудники «Золотарский» и «Щеминский» в Уфалейском районе. В начале 20-х годов Уральская горная администрация зарегистрировала 271 золотоносный прииск. Золото требовало особых форм контроля за недрами.

«Золотая лихорадка»

В 1824 году на Урале начала работать Временная горная комиссия. По итогам ее работы 9 сентября того же года состоялось «Высочайшее утверждение «по распространению открытий и умножений разработки золотых песков», повелевавшего «Золотых рудников в землях казенных особенно при казенных заводах частным лицам не отдавать, по причине нехватки на Урале рабочих рук и злоказненного воровства». С середины 20-х годов казна начала давать разрешение сначала купцам, а потом представителям других сословий на разработку золотосодержащих руд в различных губерниях, сразу же возросло количество заявок на россыпи, открытые в Предуралье, на Архангельских и других землях. Поиски перемещались на восток, юго-восток, в горы Алтая. Вскоре «золотой лихорадкой» были охвачены берега Енисея, Забайкалья, реки Лены. Урал был охвачен «золотой лихорадкой» вплоть до начала XX века, сохраняя значение второго, после восточной Сибири. В середине века Россия с Уралом и Сибирью давала почти половину мировой золотодобычи. В 1824 году на Урале был заложен первый в истории России платиновый прииск – единственный в Европе и Азии. Это был Царево-Александровский прииск казенного Гороблагодатского горного округа. В следующем году платину уже добывали в Демидовском Нижнее-Тагильском округе. За два десятка первых лет работы было добыто около 2 тыс. пудов платины, основная доля которых поступала от Демидовых. Урал давал около 95% мировой добычи платины.

А. Гумбольдт в 1829 году был на Урале и восхищался полнотой минерального богатства нашего края, которому в ту пору недоставало только алмаза, он выказал уверенность, что этот недостаток будет восполнен, и оказался провидцем. Ему, выехавшему из Екатеринбурга, уже вдогонку был послан первый уральский российский европейский алмаз, найденный в россыпях бассейна реки Чусовой. Активным пропагандистом уральского опыта был английский геолог Р. И. Мурчинсон. В 1840–1841 годах он исследовал Урал и, найдя сходство геологии этого края с северо-востоком Австралии, перенес уральский опыт в Южное полушарие. И уже в 1851 году были открыты россыпи Австралии, богатство которых вывело эту страну на первое место в мире по добыче золота. За Калифорнией, Австралией и Египтом последовали открытия крупнейших месторождений Аляски и Юга Африки. И золото становится основой денежного обращения, оттеснившей серебро на роль скромной разменной монеты. И в истории человечества наступил новый век – век золота. Началом этого века, бесспорно, следует считать открытие россыпей России – «золотинки» Л. И. Брусницына.

В 1814 году было открыто очень крупное Медноруднянское месторождение, эксплуатация которого вывела Выйский завод на первое место по выплавке меди. Завод был полностью реконструирован и за семь лет проплавил 3,5 млн. пудов руды со средним содержанием меди 6,2 %. Медноруднянское месторождение оказалось богатым и малахитом. На руднике был организован малахитовый цех. Еще в 1735 году здесь найден самый крупный монолит малахита весом около 3000 пудов. Им можно выложить 13400 квадратных аршин. Выйским малахитом были украшены залы в Зимнем дворце: 16 колонн, 2 камина, 6 столов и т. д. В 1820 году Россия вновь становится экспортером меди, так как спрос на внутреннем рынке был небольшой. В начале 50-х годов было открыто Пышминское месторождение колчеданных руд. Производство меди здесь началось только в 1856 году. В 1858 году на горе Высокой было открыто месторождение окисленных медно-никелевых руд. Однако к никелю никто не проявил особого интереса. «Никелевое дело никому здесь неинтересно и кажется диким по новости его», – писал Демидов. В 1852 году выплавка меди на Урале достигла своего максимума – 395,5 тыс. пудов, выше которого она не поднималась до конца века.

До середины XIX века медеплавильная промышленность России имела мировое значение, почти вся медь шла на экспорт и только незначительная часть – на чеканку монеты. В дореформенный период (1801–1861 гг.) царское правительство устанавливало высокие охранительные пошлины на многие ввозимые товары из-за границы. Однако медная промышленность не пользовалась благами протекционизма. Недальновидное правительство определило низкие пошлины на ввозимый металл, составляющий не более 7 % стоимости меди. Это привело к резкому увеличению ввоза меди в Россию и к тяжелым последствиям в медной промышленности Урала.

Горнозаводские предприятия того времени характеризовались крепостной организацией труда: 12-ти часовая рабочая смена, низкая зарплата, тяжелые условия жизни. Сысертские, Нижнее-Тагильские, Ревдинские, Богословские заводы стали центрами волнений крепостных крестьян и рабочих. Для укрепления порядка введена военная организация. Главным начальником уральских заводов в 1834 году назначен генерал-лейтенант Глинка, который получил неограниченную власть.

Медные рудники Урала были многочисленны и разбросаны. Наиболее крупными в этот период являлись Карпушинское, Карабашское, Калатинское, Гумешевское, Пышминское, Таналыкбаймакское и Белореченское. Устойчивую рудную базу имели только Богословский и Выйский заводы. Большинство медных рудников имели срок службы 3–5 лет. Реформа 1861 года, освободив крестьян от крепостной зависимости, лишила предприятия обязательной повинности. Рабочие целыми массами бросали заводы и переселялись в другие губернии. Заводы внезапно лишились рабочих рук, деятельность их стала невозможна, т. к. вблизи не было населенных мест. Наиболее сильно реформа отразилась на заводах Южного Урала. 14 заводов прекратили свое существование. И в 1870 году выплавка меди сократилась в 2 раза, а в 1879 году достигла своей минимальной величины.

В 1883 году на Выйском и Богословском заводах за счет реконструкции рудничного хозяйства начинается увеличение выпуска меди. На Туринских рудниках было пущено 16 паровых машин суммарной мощностью 593 лошадиных сил. К началу XX века осталось только четыре работающих завода: Богословский, Выйский, Юковский и Верхотурский. Рудная база сильно истощилась, разведка новых месторождений почти не велась.

Важнейшее значение в это время приобретает разработка россыпных месторождений золота и платины, которые долгое время будут ведущими объектами горной промышленности Урала. Открываются и осваиваются новые золотые россыпи на Урале. Развитию добычи золота способствовало разрешение частной организации работ. Первым из частных заводов занялся разработкой золотоносных россыпей в 1819 году Нейвинский завод Яковлевых. В 1860 году на его приисках годовая добыча золота достигла 270 кг. Разработка золотоносных россыпей по сравнению с горнозаводским производством отличалась небольшими капитальными затратами, быстрым по времени получением конечного продукта, высокой его стоимостью и устойчивым спросом на золото. К середине XIX века на приисках Урала и Восточной Сибири производилось 40% мировой добычи золота, а Россия занимала первое место в мире.

Рисунок 8.1. Общий вид Елизаветинского прииска на Урале.

Рисунок 8.2. Кизеловские угольные копи.

Более детальное исследование недр Урала позволило открыть в XIX веке новые промышленные месторождения нерудного сырья: в 1826 году первое в России месторождение графита, а в 1829 – первое месторождение алмазов, в 1849 году -Богословское угольное месторождение. Первое на Урале месторождение каменного угля, пригодного для плавки руд, было открыто случайно в 1873 году при рытье колодца в деревне Егоршино. Началась промышленная разработка этого месторождения. Активно ведется добыча угля на Кизеловских копях (рисунок 8.2). С 1876 года разведка на уголь на восточном склоне Урала велась под руководством А. П. Карпинского.

Рисунок 8.3. Бурение разведочной скважины на железнорудном месторождении (Урал XX в.).

С промышленным подъемом, охватившем Россию в конце 70-х годов XIX века, оживилась и промышленно-экономическая жизнь Урала. Появились новые горно-промышленные районы, развилась сеть железнодорожных путей. В 1878 году была пущена горнозаводская 670-верстная железная дорога, связавшая Екатеринбург с Пермью через Чусовую. Через год вступила ветка к Луневскому месторождению Кизеловского угольного бассейна. В 1875 году была построена дорога Екатеринбург–Тюмень, получившая название «Уральской», позднее Екатеринбург–Челябинск. Проложенные по горнозаводским районам дороги способствовали росту связанных с ними индустриальных центров. Но во второй половине XIX века усилился процесс свертывания добычи железных, медных и серебряных руд на Урале и в Сибири. Упадок горнозаводской промышленности Урала в это время объясняется отсталостью техники, рассчитанной на массовое применение дешевого ручного труда. Однако Урал остается основной железорудной базой России, обеспечивая около 75% всей добычи. На крупных железорудных карьерах применяются буровзрывчатая отбойка, транспортировка в вагонетках по рельсовой колее, обжиг добытой руды в карьере. Для разведки руд используются буровые машины, представленые на рисунке 8.3.

На Урале в это время добывается еще и соль, Россия занимает первое в мире место по ее производству. В 1885 году инженером А. П. Ладыженским выявлено крупнейшее в мире Баженовское месторождение асбеста. Для нужд черной металлургии начинается разработка марганцевых руд. С 1900 года разрабатывается Саткинская группа месторождений магнезита на западном склоне Южного Урала, который использовался как раскислитель при производстве высокопрочного чугуна и стали. В 80–90-е годы были открыты и введены в эксплуатацию Истокинское, Ивановское, Ургунское и Верхненейвинское месторождения никелевых руд на Среднем Урале.

Низкий уровень технической оснащенности горных предприятий Урала во второй половине XIX века способствовал падению удельного веса этого региона в общероссийской добыче железной руды: в 1885 году – 60 %, а к 1913 – всего лишь 19 %.

В 1896 году пущен крупнейший на Урале Надеждинский сталеплавильный завод. По добыче медных руд Урал ранее не имел конкурентов, но истощение верхних зон легкоплавких руд с содержанием металла 5–15 % привело к использованию медистых колчеданов (2,5–3,5 % меди). Способ выплавки меди из колчеданов был найден в начале XX века на Карабашском медном заводе. На Урале добывались практически вся платина и асбест, значительное количество соли и серебряных руд.

Летом 1899 года по заданию министра финансов Витте на Урал была отправлена специальная комиссия министерства, возглавляемая Д. И. Менделеевым, которой поручалось проанализировать состояние железоделательной промышленности и разработать принципы перспективного развития отрасли. Комиссия побывала на основных рудных и угольных месторождениях Урала, указала на мировое значение уральских железных руд, их «неисчерпаемое» богатство, но призвала к рачительному использованию недр.

В начале XX века увеличился спрос на электролитную медь. В 1901 году был построен самый крупный в России Нижнекыштымский медьэлектролитный завод. К 1907 году Урал по выплавке меди вновь вышел на первое место (54 % от российской меди). В 1910 году построен Карабашский завод на базе колчеданных руд. В 1913 году на нем выплавлено 8760 т меди. Темпы развития горного производства на Урале начали возрастать. Удельный вес полезных ископаемых к общероссийской добыче в 1913 году составлял: по платине – 100 %; асбесту – 100 %, поваренной соли – 68 %, медной руде – 60 %, золоту – около 20 %, железной руде – 19,5 %, каменному углю – 4,4 %.

В результате первой мировой войны, революции и гражданской войны производство на Урале упало до крайне низкого уровня. В 1920 году добыча полезных ископаемых к уровню 1913 года составляла: железной руды – 5,3 %, медной – 0,65 %, золота – 5,1 %, платины – 6,4 %.

На протяжении свыше полутора столетий Урал с его богатыми рудными месторождениями, огромными лесными массивами и реками, использовавшимися для транспортных нужд и для приведения в действие заводских механизмов, оставался ведущим центром отечественной горно-металлургической промышленности.