Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Spravka.docx
Скачиваний:
10
Добавлен:
04.12.2018
Размер:
30.7 Кб
Скачать

2. Палестино-израильский конфликт в контексте внешней политики России на Ближнем Востоке

Немаловажным направлением российской внешней политики остается разрешение конфликта между Израилем и Палестиной. Согласно Концепции внешней политики Российской Федерации, наша страна ставит перед собой цель «мобилизации коллективных усилий для достижения на международно-признанной основе всеобъемлющего и долгосрочного урегулирования арабо-израильского конфликта во всех его аспектах, включая создание независимого палестинского государства, сосуществующего в мире и безопасности с Израилем. Такое урегулирование должно быть достигнуто с участием и при учете законных интересов всех государств и народов, от которых зависит стабильность в регионе».2

В процессе палестино-израильского урегулирования (США, Евросоюза, ООН) российское видение проблемы отличается большим прагматизмом. В первую очередь это касается не параметров возможного мирного договора, а способов его достижения. «По мнению России, к мирному процессу должны привлекаться все палестинские силы, которые имеют потенциал для диалога с Израилем, а так как урегулирование конфликта требует решения целого комплекса проблем, то и состав участников переговоров должен быть существенно расширен за счет региональных игроков»3. В настоящее время, когда палестинцы из-за неудач на переговорах с Израилем перешли к односторонним действиям, особенно востребованы новые компромиссные подходы к разрешению конфликта, которые предлагаются российской стороной. 

Москва понимает, что на уступки должны идти не только израильтяне, но и палестинцы. Самым болезненным остается вопрос об Иерусалиме. В российском внешнеполитическом ведомстве считают, что стороны должны решать его на последнем этапе переговоров. По мнению главы МИД РФ Сергея Лаврова, Западный Иерусалим должен быть закреплен за Израилем, а Восточный – за Палестиной. При этом не исключается, что святые места, расположенные в восточной части города, могут быть переданы под контроль ООН или ЮНЕСКО, а в международном органе, который станет управлять ими, должны быть представлены все три монотеистические религии – иудаизм, христианство и ислам. Другой сложный вопрос – требование палестинцев о возвращении в Израиль беженцев и их потомков, покинувших свои дома в результате войн 1948–1949 гг. и 1967 г. Эта проблема, как отметил Лавров, должна решаться путем переселения в Израиль символического числа беженцев и выплаты компенсации остальным, так как говорить о возвращении всех беженцев нереалистично, учитывая стремление Израиля сохранить демографический баланс и еврейский характер государства.

«Россия признает также, что требовать полной эвакуации десятков тысяч еврейских поселенцев с Западного берега непродуктивно, и сторонам необходимо находить компромисс в виде территориальной компенсации палестинцам за освоенные израильтянами земли».4

Заключение

Ближний Восток долго находился в состоянии относительной стабильности. Как ни парадоксально, несмотря на войны второй половины ХХ — начала XXI века, политическая картина региона кардинальным образом не менялась. Теперь, однако, инерция покоя сменилась инерцией движения. И остановить эти изменения уже не удастся, равно как в значительной степени управлять ими. Следовательно, в настоящий момент Россия должна не только сохранить прежних союзников в регионе и способствовать мирному урегулированию конфликтов, но и найти способ замедлить «Арабскую весну», которая стала основным источником дестабилизации в регионе. Регион Ближнего Востока часто сравнивают с бомбой замедленного действия, что справедливо – довольно долгое время он находился в состоянии относительной стабильности как в политической, так и в экономической сферах. Однако назрел кризис, и бомба детонировала. Это сопровождается кровавой сменой политических режимов и тысячами человеческих жертв. К сожалению, ни повернуть процесс вспять, ни контролировать его не представляется возможным.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]