Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Кожановский Народы Испании во второй половине X....doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
03.12.2018
Размер:
1.45 Mб
Скачать

Глава первая. Валенсийское «окно» в общеиспанскую этническую проблематику почему мы остановились именно на «валенсийских каталонцах»

Уже первое приближение к теме этнической ситуации в Испании обнаруживает чрезвычайно большое количество и многообразие имеющегося материала и в то же время большую его количественную и качественную разнородность по отдельным областям, отдельным временным периодам и т. д. В этих условиях одним из наиболее целесообразных и методически оправданных подходов к делу представляется выделение для начала какого-то одного пространственно ограниченного фрагмента ареала с тем, чтобы именно на его материале «войти» в этническую ситуацию. Разумеется, выбор такого участка должен отвечать определенным критериям. Так, желательно, чтобы была соблюдена «представительность» — возможность рассмотреть на данном примере наиболее важные и характерные проблемы этнической ситуации в стране в целом. Естественно, что судить о том, какие проблемы являются ключевыми и наиболее типичными, невозможно, не проведя самого исследования. Поэтому нам придется действовать, исходя из самого общего, опирающегося на очевидность и по возможности исключающего различные толкования представления о предмете, а также из утвердившихся в нашей науке и даже в обыденном сознании взглядов на этносы-народы.

Будет вполне логично, если мы обратимся к одному из четырех упомянутых выше коренных народов-этносов Испании. К какому же именно? Здесь вступает в силу второй критерий выбора объекта, более субъективный, но в существующих условиях едва ли не решающий: обеспеченность материалом, позволяющая сделать сколько-нибудь надежные выводы. Это обстоятельство и привлекло наше внимание к каталонцам.

Такой выбор представляет интерес для нас еще в одном отношении. Как мы уже знаем, границы автономий делят территорию расселения каталонцев на несколько частей, которые входят, следовательно, в такое же число автономных сообществ. В Валенсии и Арагоне, кроме того, земли, населенные каталонцами, составляют лишь часть соответствующего автономного сообщества: в первом случае — большую, во втором — меньшую. Оставшаяся часть территории этих автономий — земли, где проживают «собственно испанцы». Короче говоря, автономные границы проведены здесь без видимого учета языковых или этнических рубежей.

Из этого следует, что, разобравшись в «каталонском случае», мы смогли бы, очевидно, многое понять и в принципах, в соответствии с которыми в стране после распада франкистского режима осуществлялась автономизация, и в отношениях между разноэтничными группами населения, а возможно, и между разными частями единой этнической общности. Это позволит нам на последующих стадиях исследования выбирать точки приложения наших усилий уже не на основе «общего подхода», как при первых шагах, а в гораздо большем соответствии с реальным положением дел.

Заметим, однако, что, имея перед собой только что сформулированные цели и следуя вышеизложенным методическим установкам, мы можем еще больше локализовать область нашего первоначального исследования, сузив ее до одной из частей каталонского этноса, а именно той, которая после утверждения временного (1978 г.), а затем постоянного (1983 г.) автономного статуса оказалась в составе Автономного сообщества Валенсия. Таким образом, мы будем рассматривать этническую ситуацию в рамках одного из 17 нынешних автономных сообществ, что — по крайней мере так это выглядит «в первом приближении» — поможет максимально сблизить этническую и автономистскую проблематику.

Попытаемся «войти» в этническую ситуацию с того момента, когда количество и качество имеющихся данных покажет нам ее достаточно полно, применим критерий «представительности» для избрания временной точки исследования, подобно тому как выше мы применили его для «пространственного» выбора. В таком случае нам придется отказаться от того, чтобы приступить к исследованию с 1939 г., с победы франкистов в гражданской войне. Скудость и фрагментарность имеющихся материалов не компенсируются его определенностью, почти однозначностью, которая привлекает кажущейся возможностью сделать обобщающие выводы на явно недостаточном фактическом основании.

Такое основание появляется у нас только тогда, когда мы, как бы продвигаясь по хронологической лестнице все ближе к нашему времени и рассматривая каждый год с точки зрения его «обеспеченности» источниками, да и просто информацией по интересующей нас тематике, добираемся до начала 60-х годов. Вот тут в нашем распоряжении оказывается достаточно материалов, проливающих свет на этническую ситуацию в Валенсии, и в том числе — свидетельства и оценки непосредственно вовлеченных в эту ситуацию лиц, а также сторонних наблюдателей. Едва, лишь приступив к их исследованию, мы обнаруживаем, что, во-первых, интересующие нас вопросы здесь чрезвычайно актуальны, а во-вторых,— они трактуются в самых разных, вплоть до противоположных, точек зрения.