Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
казачество зачет.docx
Скачиваний:
30
Добавлен:
01.12.2018
Размер:
135.57 Кб
Скачать

7. Развитие земледелия в войске Донском в XVIII- первой половине XIX вв.

Донские историки справедливо отмечали, что “необходимость заведения хуторов ... вызывалась экономическими потребностями домовитых казаков сначала для развития скотоводства, а затем и земледелия”. Возникновение первых хуторов относится к концу XVII в.

Когда лучшие пахотные земли, пастбищные и сенокосные угодья, находившиеся невдалеке от казачьих городков, были освоены, их обитатели стали выходить за пределы своих юртов и на войсковых землях занимать места под рыболовные станы, пчельники, для построек ветряных и водяных мельниц и постоялых дворов.

Особенно же много казаки занимали войсковых земель под так называемые зимовники - загоны “для укрытия скота от непогоды”, при которых устраивались примитивные жилища в виде землянок и куреней. Со временем зимовники “обрастали” различными “обзаведениями”: скотными базами, амбарами для хранения зерна и другими хозяйственными постройками. Их владельцы вместе с семьями перебирались туда на постоянное жительство.

Зимовники превращались в хутора. Нередко владельцы хуторов строили неказистые жилища и укрывали у себя малороссийских крестьян и беглых из России, которых “держали в батраках”. С дальнейшим развитием скотоводства и земледелия многие хутора превратились в большие крестьянские слободы и поселки. Легализация существования хуторов на войсковых землях относится к середине XVIII в.

Заимка войсковых земель под хутора весьма часто означала захват их в собственность и приводила к возникновению крупного поместного землевладения. Не менее значимым социальным последствием хуторской системы хозяйства стало использование труда беглых крестьян владельцами имений.

Природно-климатические условия нижнего Дона были весьма благоприятны для обработки земли и выращивания различных сельскохозяйственных культур. К середине XIX в. на Дону сложилась вполне отчетливая структура землевладения.

На протяжении всего периода земля обрабатывалась весьма примитивными орудиями труда. Примитивной и преимущественно хищнической являлась и система полеводства. Урожаи зерновых культур в связи с этим не были стабильными. Обнаружилась тенденция снижения урожайности, действовавшая на протяжении всего периода. Из прочих отраслей земледелия развивались виноградарство, садоводство и огородничество. Однако основным занятием населения Дона земледелие так и не стало вплоть до эпохи реформ 1860-1870- годов и ликвидации обособленности казачьих областей.

Накануне реформ Военное министерство, которое ведало управлением Землей войска Донского, на основании проведенных обследований пришло к заключению, что “хлебопашество в Донском войске находится на степени первобытного состояния”.

Дон поражал современников “грустною картиною невозделанных степей, поросших полынью и ковылем”, тогда как в соседних губерниях они видели “везде признаки народной деятельности”.

8. Промыслы и промышленность на Дону в XVIII - первой половине XIX вв.

В 1857 г. статский советник Богомолец при обзоре промышленности писал, что на донской земле, “изобильной разными естественными богатствами, не существует ни одной фабрики или завода”, кроме шести винокуренных, а “между тем, обилие и ценность производимых на Дону сырых материалов, каковы: шерсть, кожа, сало, лен, разные минералы и в особенности необъятные месторождения превосходного антрацита и угля, представляют столько способов к учреждению фабрик и заводов”.

Жители края получали немалые доходы от скотоводства, хлебопашества, рыбной ловли и торговли, и это обстоятельство “не понуждало” их изыскивать другие источники доходов. Промышленное производство требовало и больших капиталов, и специальных знаний, и опыта. Развитие его сдерживало и военное состояние казаков со всеми вытекающими последствиями.

В XVIII в. о развитии здесь промышленности как особой отрасли хозяйства не приходится и говорить. В это время у казаков существовали в качестве подсобных промыслы,связанные с переработкой продуктов земледелия и животноводства: рыбный и тесно с ним связанный соляной, винокурение, которое в первой половине XIX в. развивалось исключительно в рамках помещичьего предпринимательства.

Технически примитивными в XVIII-первой половине XIX вв. были на Дону салотопленное и свечное, кожевенное и кирпичное, мукомольное производства.

В первой половине XIX в. были предприняты попытки создания в казачьей области крупных промышленных предприятий, но они не увенчались успехом. Мануфактурной стадии развития, помимо винокурения, достигла лишь угледобывающая промышленность, в которой применялся вольнонаемный труд еще до отмены крепостного права. В целом же рынок рабочей силы в крае был вплоть до отмены крепостного права весьма ограничен.

Если у представителей войскового населения не было ни средств, ни умений, ни времени для занятий предпринимательской деятельностью, то лицам прочих сословий России, в том числе купечеству, препятствовали законодательные ограничения для иногородних, существовавшие во всех казачьих областях империи.

В этой связи темпы и уровень развития промышленности в соседних с Землей войска Донского городах нижнего Дона к середине XIX в. были значительно выше, а развитие предпринимательства в них - весьма привлекательным видом деятельности.

На территории войска в дореформенный период почти все отрасли промышленности, за исключением угледобычи и основанного на принудительном труде крепостных крестьян винокурения, были представлены мелкотоварным производством.

На территория войска в первой половине XIX в. почти все отрасли промышленности были представлены мелкотоварным производством.

В 1861 г. на всех 326-ти донских “заводах” было занято 3 444 мастеровых и рабочих, а без учета рыбоспетных, винокуренных и кирпичных – 132.

В среднем на каждое заведение приходилось рабочих: на салотопенных и кожевенных – менее 5, на рыбоспетных – менее 11 и только на винокуренных – 65.

Невелика была и сумма годового производства имеющихся заведений – всего 75 497 руб.( на 300 с лишним предприятий). Это в отчетах. В действительности годовой объем производства был значительно меньшим.

Н. И. Краснов, собиравший в 1860 г. материалы по статистике Дона, отмечал, что обследованные им только салотопенные, воскобойные, кирпичные, крахмальные, пивоваренные и винокуренные заведения в совокупности производили на сумму втрое меньше, чем показано в отчетах. На существующих заведениях не имелось ни одного парового двигателя.

9. Развитие торговли в войске Донском в XVIII- первой половине XIX вв. испытывало на себе воздействие различных факторов.

С одной стороны, выгодное географическое положение края, наличие разветвленной водной артерии, близость азовских портов и р. Волги оказывали на нее живительное влияние. С другой стороны, многие отрасли донского хозяйства в своем развитии уступали соседним губерниям, что отрицательно сказывалось и на торговле.

В течение всего рассматриваемого периода доминирующее положение занимала торговля продуктами землепашества и животноводства, а также рыба, соль и уголь. Торговля предметами ремесла, “заводов и фабрик” была ничтожной. Изделия промышленности поступали из внутренних губерний, Урала, Сибири и других регионов.

Основной формой организации торговли в течение всего периода являлись ярмарки. Отсутствие постоянной торговли и рост числа ярмарок объясняется экономической неразвитостью единственного войскового города и трех городов региона, их отдаленностью от окружных центров, недостатком хороших дорог.

На Дону каждый казак, свободный от несения службы, мог заниматься торговлей, причем в пределах войска – без уплаты каких либо торговых сборов и налогов. Однако для торгового предпринимательства желательно было освобождение от обязательной воинской службы. В начале XIX в. возникло донское Торговое общество и новая категория войскового населения торговые казаки.

Развитие системы сухопутных путей сообщения в XVIII- первой половине XIXвв.

В силу своего положения Донской регион играл немаловажную роль и в системе сухопутных сообщений.

По нему проходил главный почтовый и скотопрогонный тракт из Москвы (через Казанскую станицу) на Кавказ, а также другие тракты, соединяющие российские регионы с юго-восточными портами. Существовала и разветвленная есть проселочных (чумацких) дорог, соединявших между собою донские станицы и слободы. По всем этим дорогам грузы перевозились гужевым транспортом.

Тем не менее в первой половине XIX в. уже осознавалось недостаточное развитие транспортной инфраструктуры на Дону как обстоятельство, сдерживавшее дальнейшее развитие края.

Мелководье Дона, чрезмерная дороговизна доставки грузов через Волго-Донскую переволоку, плохое состояние дорог (большие расстояния, длительные распутицы и т.д.), отсталые средства доставки грузов, большие издержки на гужевом транспорте весьма отрицательно сказывались на поступательном развитии края.

Сторонники принятия эффективных мер по переводу экономики края на буржуазный путь развития предлагали в сфере транспорта предпринять следующие шаги:

а) построить шоссейные дороги от Новочеркасска к Харькову, Ростову, Ставрополю и по направлению к Воронежской губернии;

б) “оказать деятельное участие обществу, имеющему намерение углубить фарватер Дона в местах мелководных для учреждения на нем пароходства”;

в) оказать содействие промышленникам в постройке современных плоскодонных судов, способных перевозить грузы на Дону и другим рекам, а также в постройке судов “для плавания” по Азовскому морю;

г) помочь “возникающей промышленности учредить на Дону пароходство” и продать ему имеющийся казенный пароход;

д) приступить к строительству железных дорог.

10. Войсковая система землевладения и землепользования сложилась в течение XVIII- первой трети XIX вв.

Важнейшими законодательными актами, ее санкционировавшими, были “Жалованная грамота войску Донскому” 1793 г. и “Положение об управлении войском Донским” 1835 г.

Государство в качестве верховного собственника донской территории передавало ее войску в вечное владение при условии несения военной службы, на которую каждый казак собирается за свой счет.

Войско выступало фактическим хозяином – распорядителем земель. Оно определенную часть оставляло в своем владении, а часть передавало в пользование станиц. Станичные общины по существу являлись пользователями земли.

В течение длительного времени в общинах существовала заимка земель. Переход к делению станичных юртов на паи сложился по мере роста населения и увеличения запашки, а также в связи с захватами земли войсковой старшиной.

Войско и центральное правительство постоянно следили за тем, чтобы казак имел такое количество земли, чтобы он был в состоянии исправлять воинскую службу царю и Отечеству. По этой причине количество юртовой земли постоянно увеличивалось за счет войсковых и частновладельческих земель.

Однако казакам все эти тонкости относительно их поземельной собственности не были понятны. Зато они хорошо помнили, что земля была приобретена их предками в длительной и упорной борьбе с их врагами и поэтому неоднократно заявляли о неоспоримости прав их на землю и особенно в те периоды, когда у них пытались отнять эту землю.