Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История СПб_ учебник.doc
Скачиваний:
38
Добавлен:
25.11.2018
Размер:
974.85 Кб
Скачать

Петербург – столица

Три первых каменных дома, три дворца были построены и украшены к концу 1711 года. Первый из них – Летний дворец в Летнем саду сохранился в первозданном виде. Вторым был дворец Меншикова. Расширенный и несколько перестроенный, он также дожил до наших дней. Третий – Зимний дом Петра. Он был построен там, где теперь двор Эрмитажного театра, и просуществовал всего полтора десятка лет. Все три здания построил любимый архитектор Петра - Доменико Трезини.

В каменном Зимнем доме Петр в 1712 году отпраздновал свою свадьбу с будущей императрицей Екатериной I. Это был второй брак царя. Жениться как монарх по традиции он не имел права. Поэтому Петр венчался на этот раз как вице-адмирал. Поэтому свадебный обряд был обычным и гостей было не много.

Через несколько месяцев после свадьбы счастливый Петр повелел, чтобы все государственные учреждения и послы иностранных государств переехали на берега Невы. Так Санкт-Петербург, в девятилетнем возрасте стал столицей огромного государства. Новый статус способствовал увеличению и ускорению строительных работ. Знать, высшие придворные чины, старшие офицеры спешили построить свои дома в новой столице.

В том же 1712 году царь отдал повеления, во многом определившие будущий облик Петербурга. Первое: заменить деревянную церковь в крепости каменной с обязательной большой колокольней, которую украсить часами с боем. Второе: проложить прямую и широкую улицу от Адмиралтейства до теперешнего Лиговского проспекта. Это был единственный путь, ведущий на Новгород и соединяющий Петербург со всей Россией. Сотни пленных шведов начинают большую стройку. Будущая дорога получает имя Большой першпективной (чуть позже ее переименуют в Невский проспект). Пройдут несколько десятилетий, и Невский проспект станет главной и самой красивой магистралью города. Придворный герцога Голштинского Фридрих Берхгольц так описывал ее: «Мы въехали в длинную и широкую аллею, вымощенную камнем и, по справедливости, названную проспектом, потому что конца ее почти не видно… Несмотря на то, что деревья, посаженные по обеим ее сторонам в три или четыре ряда, еще не велики, она необыкновенно красива и по своему огромному протяжению и чистоте, в которой ее содержат, и делает чудесный вид, какого я нигде не встречал».

Развернувшиеся строительные работы вовсе не означали, что Петр окончательно решил, где будет стоять будущий город. Он по-прежнему мечтал превратить Петербург в морскую столицу. И неожиданно объявил: быть городу в море, на острове Кронштадт. Немедленно разрабатывается план этого города: геометрически правильная сетка пересекающихся улиц с главной площадью в центре. Нечто схожее с древнеримским военным лагерем. Однако идея вызвала всеобщее недовольство: столица будет полностью отрезана от всей страны и жизнь ее будет невероятно трудной. Царь вынужден признать справедливость критики его плана, но тут же предлагает новый проект – строить город на Васильевском острове.

Петербург пытается сам решить свою судьбу. Наперекор желаниям царя он продолжал расти на материке в окрестностях Адмиралтейства и нового Невского проспекта. Петр не сдается. Он запрещает строительство в городе мостов. Главной городской магистралью он объявил Неву, а реки и каналы – улицами и переулками. Вместо карет и повозок велено пользоваться яхтами, галерами и шлюпками. Для этого на левом берегу Фонтанки была построена специальная верфь – Партикулярная. В дни, когда царь находился в городе, на Неве устраивали обязательные для всех лодочные учения. На ослушников налагали тяжелый штраф – до нескольких десятков рублей. Для сравнения заметим, что за повозку с возницей от Петербурга до Москвы платили четыре с половиной рубля…

Символом древнерусской архитектуры всегда был купол. Петр велел венчать главные постройки Петербурга острыми шпилями, как это принято в Европе. Шпиль с корабликом на конце иглы поднялся над главным въездом в Адмиралтейство, игольчатые шпили поднялись над городскими храмами. Петр не хотел, чтобы его новая столица хоть чем-нибудь напоминала старую Москву.

Население Петербурга по-прежнему оставалось главным образом мужским. Поэтому и развлечения были бесхитростные, простые. Датский посланник Юст Даль писал: «День Петра и Павла. У Меншикова много ели и пили и много стреляли. И разгула и шума было здесь столько же, сколько на любом крестьянском пиру. Среди обеда внесли целого жареного быка; жарили его в течение двух дней. Попойку и кутеж мы выносили до четырех утра… На всех пирах… лишь только соберутся гости, прежде чем они примутся пить…, царь по своему обыкновению велит поставить у дверей стражу, чтобы не выпускать никого… При этом царь сам редко выпивает более одной или, в крайнем случае, двух бутылок вина…». Подобное «веселие» можно было наблюдать и в питейных домах, где усталый от непомерной работы простой люд пропивал заработанные тяжким трудом копейки…