Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ИГПЗС Семинарские.doc
Скачиваний:
12
Добавлен:
23.11.2018
Размер:
1.36 Mб
Скачать

Учебная литература

6. История государства и права зарубежных стран (рабовладельческое и феодальное государство и право). Под ред. П. Н. Галанзы, Б. С. Громакова, М., 1980. С. 56-64.

7. История государства и права зарубежных стран Ч.1. Учебник для вузов. Под ред. Крашенинниковой Н.А., Жидкова О.А. - М. Издательская группа Инфра-М. Норма, 1997. С. 59-71.

8. Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права: учебник в 2-х томах. Т.1- М.: ТОН - ПРИОР, 1999. С. 69-77.

Дополнительная литература:

9. Всеобщая история государства и права. Учебник для вузов в 2-х томах. Т.1 - Древний мир и Средние века. Под ред. В. А. Томсинова, М. ИКД «Зерцало- М», 2002, С. 49-90.

10. Графский В.Г. Всеобщая история государства и права. М., Норма - ИНФРА, М., 2000. С. 61-72.

11. История Востока. В 6 т. Т.1. Восток в древности. М. Издательство Восточная литература РАН, 1999. С. 92-99.

12. История древнего Востока. Под ред. В. И. Авдиева. Любое издание.

13 Косарев А. И. «История государства и права зарубежных стран». М., «Норма», 2002г. стр.35-41.

14. Маркс К. Британское владычество в Индии. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. т.9. С. 130-136

Цель семинарского занятия

Целью занятия является изучение одного из уникальных памятников права — судебника царя Хаммурапи середины XVIII в. до н. э., занявшего одно из центральных мест в социо-нормативной культуре шумеро-вавилонской цивилизации Древней Месопотамии.

Изучение этого памятника права, вошедшего в историческую литературу под названием Законов Хаммурапи (далее — ЗХ), дает возможность студенту выявить специфику социальной структуры древневавилонского об­щества и тем самым разобраться в сложном вопросе его типологии, в особенностях государственного строя и политического режима Древнего Вавилона как одного из первых восточных государств, сложившегося в форме империи в ходе длительной эволюции на базе многочисленных предшествующих ему протогосударств. Изучение этого памятника даст возможность студенту не только познакомиться с основными принципами и институтами правовой системы Древнего Вавилона, но и выявить относительно высокий уровень развития правовой мысли, нашедшей отражение в таких понятиях ЗХ, как справедливость, важность правопорядка, следования закону против «губительной смуты», «притеснения слабых» и пр.

При всей апологетичности преамбулы и эпилога ЗХ, возвеличивающих Хаммурапи как «заботливого князя», «пастыря людей», «сокрушившего четыре части света» и пр., нельзя не увидеть в отдельных положениях этого правового документа действительного стремления к установлению правопорядка, предотвращению обострения социальных противоречий, угрожающих самому существованию вавилонского общества и государства.

В исторической литературе существуют различные точки зрения на то, были ли ЗХ действующим судебником или только декларацией, призванной возвеличить царя, укрепить легитимность его обширных полномочий как «защитника бедных, сирот и вдов» и т. п. О том, что это был действующий судебник, свидетельствует относительная полнота его норм по сравнению с предшествующими законами, прямое отражение в этих нормах проводимой в Вавилоне государственной политики, касалась ли она ограничений ростовщического процента, долгового рабства или установления ставок вознаграждения за наемный труд, аренду земли и др.

Эта политика основывалась на определенной общности интересов вавилонских правителей и подавляющего большинства населения Вавилона — свободных землевладельцев-общинников, что и являлось основой их относительного благосостояния, государственной стабильности, так высоко ценимой в вавилонском обществе «гармонии».

О стремлении Хаммурапи создать эффективно действующий судебник говорят и огромные усилия по подбору, обобщению, отработке многочисленных обычаев, приданию им строгой деловой формы. Об этом, в частности, свидетельствуют и те расхождения, в том числе терминологические, положений ЗХ с обыденной правовой практикой, которые отразились в текстах договоров, в многочисленных дошедших до нас клинописных табличках — деловых документах.