Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
568434_57E57_osobennosti_suffiksalnogo_slovoobr....doc
Скачиваний:
18
Добавлен:
23.11.2018
Размер:
137.73 Кб
Скачать

I.Уменьшительно-ласкательные суффиксы

Эта группа наиболее обширна по составу суффиксов. Как уже указывалось, относящиеся сюда суффиксы иногда могут выражать только малый размер: -ок (дубок), -к-а (лапка), -к-о (ведерко), -ец, но иногда выражают и ласкательность.

Следующая группа суффиксов, в которую входят -ец (братец), -ц-а (пыльца), -ц-е (оконце), -ик- (домик), -чик (заборчик), характеризуется большей экспрессией, в них ласкательность выступает ярче и обычно преобладает над уменьшительностью.

Группа суффиксов преимущественно употребляются в обращении к детям, и самими детьми. Сюда относятся суффиксы: -онек, -очк-а ( -ещ -ечк-о, -ичк-а, -ушк-а, -ышк-о, -оньк-а, -ус-я, -ул-я).

II Уничижительные суффиксы.

Уничижительные суффиксы составляют небольшую группу; они имеют характер просторечности и выражают прене­брежение, насмешку, презрение, нередко в этих обозначениях заключено выражение незначительности, ничтожества: -ишк-а (купчишка),

-ишк-о (житьишко),-енк-а (-онк-а после шипящих) (коровенка).

III. Суффиксы увеличительности.

В связи с разговорным характером таких образований суффиксы увеличительности, помимо указания на большой размер нередко сообщают понятиям несколько отрицательную характеристику.

Сюда относятся суффиксы: -ищ-а (темнотища), -ищ-е (голосище), -ин-а (собачина)[1].

1.2. Развитие и формирование словообразования у детей при нормальном развитии.

Развитие грамматического строя в онтогенезе описано в работах многих авторов: А. Н. Гвоздева, Т. Н. Ушаковой, А. М. Шахнаровича, Д. Б. Эльконина и др.

Отечественные лингвисты, психо­логи, психолингвисты одним из ярких показателей нормального развития ре­чи считают овладение детьми навыками словообразования.

Известно, что осознанное овладение знаниями о словообразовательном со­ставе слова в норме становится доступ­ным в школьном возрасте, когда ребенка направленно обучают грамматике род­ного языка. Однако огромную роль, по мнению большинства исследователей, играют механизмы, складывающиеся в период дошкольного детства. Речь идет об овладении ребенком механизмом со­здания новых слов[16]. Именно в этом воз­расте ребенок научается вычленять мор­фемы в слове, соотносить их с измене­ниями в предметах и явлениях действительности, использовать морфе­мы в процессе создания новых лексиче­ских единиц [2].

Современные исследователи выде­ляют определенные периоды формиро­вания словообразования в онтогенезе:

Первый период — первоначальное накопление словаря и формирование предпосылок словообразования (от 2,5 до 3,5 — 4 лет).

Второй период — активное освое­ние словопроизводства, формирование обобщенных представлений (от 3,5 — 4 до 5,5 — 6 лет).

Третий период — усвоение норм и правил словообразования, самоконтро­ля, формирование критического отно­шения к речи, сопровождающееся сни­жением интенсивности словотворчест­ва (от 5,5 до 6 лет )[17].

На протяжении всего дошкольного периода значительно меняется харак­тер усвоения словообразовательных операций.

Развитие словообразования существительных у детей в психологи­ческом, лингвистическом, психолингвистическом аспектах рассматривается в тесной связи с изуче­нием словотворчества детей, анализом детских сло­вообразовательных неологизмов [17,18]. Механизм детского словотворчества связы­вается с формированием языковых обобщений, яв­лением генерализации, становлением системы сло­вообразования.

Если ребенок не владеет готовым словом, он «изобретает» его по определенным, уже усвоенным ранее правилам, что и проявляется в детском сло­вотворчестве [16]. В процессе речевого развития ребенок знакомит­ся с языком как системой. По мере развития речи ребенка язы­ковая система расширяется, усложняется на осно­ве усвоения все большего количества правил, зако­номерностей языка, что в полной мере относится к формированию словообразователь­ной системы.

Детское словотворчество характеризуется упот­реблением регулярных (продуктивных) словообра­зовательных моделей.

Усвоив продуктивную словообразовательную модель, ребенок «генерализует» эту модель (по Т.Н. Ушаковой) [11], переносит ее по аналогии на дру­гие случаи словообразования, которые подчиняют­ся менее продуктивным закономерностям, что про­является в разнообразных ненормативных словооб­разованиях. Суть «генерализации», таким образом, состоит в том, что аналогичные явления могут быть названы аналогичным образом (снежинки — пуржинки). Это явление оказывается возможным в связи с тем, что ребенок, анализируя речь окру­жающих, вычленяет из слов определенные морфе­мы и соотносит их с определенным значением. Так, выделив морфему -ниц- из слов мыльница, конфет­ница, сахарница, ребенок соотносит эту морфему со значением посуды, вместилища чего-либо. И в со­ответствии с этим значением ребенок образует сло­ва типа сольница.

В процессе речевого общения ребенок анализирует речь окружающих, выделяет морфемы и создает новые слова, комбинируя морфемы.

Чаще всего неологизмы в детской речи являют­ся следствием того, что ребенок употребляет словообразовательные морфемы в соответствии с их точным значением, однако при словообразовании пра­вильный корневой элемент комбинируется с чужды­ми этому корню аффиксами (не принятыми в языке). Чаще всего ребенок при этом заменяет синонимичные аффиксы, использует продуктивные суффиксы вме­сто непродуктивных (матросятя, лисинчик, почтаник, зонтарь).

Другой механизм словообразования лежит в основе неологизмов по типу «народной этимологии» (копать — лопать, лопатка — копатка, сухари — косари, компресс — мокресс) [17].

Последовательность появления словообразова­тельных форм в детской речи определяется их се­мантикой, функцией в структуре языка. Поэтому вначале появляются семантически простые, зри­тельно воспринимаемые, хорошо дифференцируе­мые словообразовательные формы. Так, например, прежде всего ребенок овладевает уменьшительно-ласкательными формами существительных. Зна­чительно позже в речи появляются названия про­фессий людей и другие более сложные по семантике формы [2].

Рассматривая словообразования существительных, следует отметить, что ребёнком широко применяются словообразовательные средства родного языка. Особенно обильно используются суффиксы, при этом их употребление отличается исключительной точностью и последовательностью как со стороны значения, так и со стороны звукового состава.

При обзоре словообразования существительных будут рассмотрены образования по аналогии, которые свидетельствуют о полной самостоятель­ности ребенка в образовании известных слов. Отступление от этого необхо­димо сделать лишь для начального периода, чтобы определить время, когда появляются у ребенка первые суффиксы [2]. Такими суффиксами являются суффиксы уменьшительности и ласкательности; они появляются рядом с самыми первыми формами (числа у существительного и именительного, и винительного падежей у него же) около двух лет. Эти суффиксы сразу появляются в большом количестве и употребляются часто и правильно по значению. Суффиксы -к- и -очк- много раз отмечены уже до 2 лет. Этими суффиксами и начинается образование производных существительных. До 2 лет отмеча­ются только эти суффиксы ласкательности и уменьшительности.

Такое раннее появление суффиксов субъективной оценки является своеобразной иллюстрацией положения противополагающим их другим суффиксам, так как они «не видоизменяют реального значения основного слова», тогда как при помощи других суффиксов «выражаются представле­ния, совершенно отличные от представления, выраженного соответствую­щим основным словом»[1].

Использование этих суффиксов представляет простейший тип словообразования в пределах одного основного значения, а также в пределах одной части речи. Конечно, раннему появлению этих суффиксов способствовало и обилие ласкательных слов у взрослых в их разговорах с ребенком.

После 2 лет присоединяются редко употребляемые суффиксы уничи­жительности: -ишк- , -ашк- После 2, 6 изредка появляются другие суффиксы увеличительности (-ищ-, -ин-), суффиксы для обозначения предмета по действию и качеству :-ок-, -к-, -ник-, -ниц-, -анк-, учк-, -н-, -й-, -б-).

После 3, 4 появляются суффиксы действующего лица: ник-,-енник-, -отник, -щик-, -енщик-,-овщик-, -ец-, -тель-, -арь-, -ист-, -ун-, -ач-, -к-, -ил- ; и отвлеченного действия : -от-, -ость-,-еств-, -ей-.

Особенно широко развертывается собственное словотворчество в поздний возраст (от 5 до 8 лет).

Начиная от 4, 6 отмечаются попытки ребенка прийти к объяснению значения слов на основе их состава.

Все разряды суффиксов по значению, имеющиеся в русском языке, фигурируют в собственных новообразованиях ребенка. Среди этих суффиксов имеются и типично разговорные, но также и такие, которые обычно рассматриваются как книжные; сюда, например, относятся суффиксы отвлеченных понятий, некоторые суффиксы действующего лица (-тель-). Это говорит о том, что они широко употребляются и в бытовой разговорной речи, доступной ребенку, откуда и усваиваются им.

Характерно широкое распространение процессов упрощения в употре­блении суффиксов, благодаря чему многие суффиксы, исторически представ­ляющиеся сложными, в употреблении ребенка представляются простыми [2].