Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Гринсон Р.. Техника и практика психоанализа.doc
Скачиваний:
55
Добавлен:
21.11.2018
Размер:
2.17 Mб
Скачать

2.2. Клинические проявления сопротивления.

До того, как мы сможем анализировать сопротивле­ние, мы должны узнать его. Я, следовательно, предла­гаю в этом разделе кратко описать некоторые из наи­более типичных проявлений сопротивления, которые появляются во время курса анализа. Примеры, которые я приведу, просты и очевидны, поскольку для дидакти­ческих целей они должны быть предельно ясны и ин­формативны. Следует помнить, что сопротивления встре­чаются в самых различных неопределенных и сложных формах, в комбинациях или в смешанных формах, еди­ничные, изолированные примеры не являются прави­лом. Следует еще раз подчеркнуть, что все виды пове­дения служат формами сопротивления. Тот факт, что материал пациента может ясно раскрывать бессозна­тельное содержание, инстинктивные побуждения или репрессированные воспоминания, не устраняет возмож­ности того, что важное сопротивление может работать в то же самое время. Например, пациент может живо описывать какую-нибудь агрессивную деятельность на сеансе для того, чтобы избежать рассказа о пережива­нии, которое может показать, что он столкнулся с сек­суальным искушением. Нет деятельности, которая не могла бы быть неправильно использована в целях со­противления. Более того, поведение всегда имеет как аспекты побуждения, так и аспекты защиты (Феничел, 1941, с. 57). Тем не менее, клинические примеры, кото­рые будут приведены, ограничиваются простыми, типич­ными и наиболее очевидными проявлениями сопротив­ления.

2.21. Пациент молчит.

Это наиболее откровенная и частая форма сопротив­ления, встречающаяся в психоаналитической практике. В общем, это означает, что пациент сознательно или бессознательно не расположен сообщить свои мысли или чувства аналитику. Пациент может осознавать свою нерасположенность или может чувствовать только, что у него в голове нет ничего, что он мог бы рассказать. [72]

В любом случае наша задача — проанализировать причины молчания. Мы хотим раскрыть мотивы проти­водействия аналитической процедуре в виде свободной ассоциации, и нам следует сказать что-нибудь вроде: «Что может заставлять Вас бежать от анализа в дан­ный момент?». Или, если ситуация «ничего не приходит в голову» — «Что может делать ничто в Вашей голове?» Или: «Вы, кажется, превратили нечто в ничто, что бы это могло быть?» Наши утверждения основываются на предположении, что только в глубочайшем сне пустота приходит на ум, тогда как «ничто» вызвано сопротив­лением (Фрейд, 19136, с. 137—138; Ференци, 1916—17).

Иногда, несмотря на молчание, пациент может не­вольно раскрыть мотив или даже содержание молчания своей позой, движениями или выражением лица. От­ворачивание головы, избегание взгляда, закрывание глаз руками, скорченная поза тела на кушетке, краска, заливающая лицо, могут говорить о замешательстве. Если пациентка при этом с отсутствующим видом сни­мает свое обручальное кольцо с пальца и затем несколь­ко раз продевает сквозь него свой мизинец, следует по­думать, что, несмотря на свое молчание, пациентка смущена мыслями о сексуальности или супружеской неверности. Ее молчание показывает, что она еще не осознала те импульсы и борьбу, происходящую между побуждением раскрыть и противодействующим импуль­сом спрятать свои чувства.

Молчание, однако, может иметь также и другие зна­чения. Например, молчание может быть повторением прошлого события, в котором молчание играло важную роль (Гринсон, 1961; Кан, 19636). Молчание пациента может отражать его реакцию на основную сцену. В та­кой ситуации молчание — не только сопротивление, но также и содержание части переживания. Существует много комплексных проблем, связанных с молчанием, которые будут обсуждаться в секциях 2.217, 3.9411 и во втором томе. В основном и для большинства прак­тических целей молчание является сопротивлением ана­лизу и должно рассматриваться как таковое.