Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
лекции по МОТС / лекции по МОТС.doc
Скачиваний:
126
Добавлен:
15.02.2014
Размер:
1.94 Mб
Скачать

§5. Эволюция нашего Мира

Мы всё время говорим, что у объекты (системы) находятся в нашем Мире и в нём они действуют. Поэтому необходимо дать определение понятию «наш Мир».

Нашим Миром мы называем ту наибольшую и всеобъемлющую систему, в которой по закону иерархии и в качестве её подсистем существуют все объекты, которые могут быть в ней не входя в противоречие с законами сохранения и причинно-следственных ограничений. Этими объектами являются целевые объединения системных функциональных единиц (СФЕ, элементов) – группы элементов, взаимодействующих с определённой целью (системы, или, вернее, подсистемы нашего Мира). Это включает как те объекты, которые уже были прежде и не существуют сейчас, так и те, которые существуют сейчас и появятся в будущем, вследствие эволюции.

Абсолютно все объекты нашего Мира имеют ту или иную цель. Мы не знаем этих целей и можем лишь догадываться о них, но они есть у всех систем без исключения. Цель определяет законы существования и архитектуру («анатомию») объектов, ограничивает взаимодействие между ними или между их элементами и определяет иерархию как подцелей, так и подсистем для решения этих подцелей. Но эта архитектура постоянно оказывается недостаточной (ограниченной), потому что определяется законом причинно-следственных ограничений. Это заставляет системы постоянно искать путь преодоления этих ограничений, развивает их и определяет направление эволюции систем. Поэтому системы развиваются (эволюционируют) в сторону их усложнения и увеличения их возможностей. Если бы не было бы ограничений, не было бы смысла в эволюции, потому что, в конечном итоге, целью эволюции всегда является преодоление ограничений.

У всех объектов нашего Мира есть как минимум две основные задачи – быть в этом Мире (сохранить себя) чтобы выполнить цель и иметь максимум возможностей выполнения своих действий для достижения цели. Однако любой объект нашего Мира ограничен в своих возможностях в той или иной степени, потому что действует закон принно-следственных ограничений и, кроме того, так как объекты постоянно подвергаются различным внешним воздействиям, разрушающих их, то системы должны постоянно защищать себя от этого разрушения. Поэтому системы сначала «изобрели» пассивные, а затем и активные способы защиты против этого разрушаещего воздействия. Процесс «изобретения» этих способов защиты и увеличения своих возможностей и является эволюцией объектов нашего Мира. Причём не только эволюцией живых существ, но и всего, что его наполняет. Объединение объектов в группы усиливает их и даёт им возможность целенаправленно взаимодействовать против разрушения. Системы потому и появились, чтобы её элементы могли «выжить», а их усложнение увеличивает их возможности.

Самыми простыми системами являются те, у которых есть только простой блок управления. К таким объектам относятся все объекты минерального мира, а также растения.

У элементарных частиц возможности слишком невелики, да и время жизни у многих из них слишком короткое. Время жизни и возможности электрона, протона или нейтрона уже во много раз больше. Группировка элементов не только увеличивает время их жизни, но и увеличивает их возможности. То, что может электрон (протон, нейтрон), не могут делать составляющие их элеметарные частицы. То, что могут делать атомы, не могут делать протоны, нейтроны и электроны в отдельности. Групировка атомов в молекулы дала уже возможность развитию более сложных систем, вплоть до человека, что невозможно было бы построить из элементарных частиц.

Однако, хотя при дальнейшем объединении атомов и молекул в конгломераты (минеральные объекты – газовые облака, жидкие и твердые тела) и увеличиваются возможности этих объектов, но время их жизни начинает резко уменьшаться, потому что работает закон отрицательной энтропии.

Разрушением является потеря объектом его СФЕ. Есть только два способа предотвращения от разрушения:

 увеличение прочности связей между СФЕ

 восстановление утерянных СФЕ

 предотвращение потерь СФЕ.

Первый из них является пассивным, а вторые два – активными способами защиты.

Увеличение прочности связей между СФЕ (первый способ) является пассивным способм защиты от разрушения. Минеральные тела имеют только эти пассивные средства защиты от разрушающего действия внешней среды. Самыми слабыми из них являются газообразные объекты, самыми крепкими – кристалические. Но даже самый крепкий кристалл может быть разрушен.

Обмен веществ направлен на восстановление утерянных СФЕ (второй способ) и является активным способ защиты систем от разрушения. Он осуществляется за счёт захвата необходимых элементов из внешней среды. У минеральных объектов нет обмена веществ, но он есть у всех живых объектов, включая растения. Следовательно, наш Мир уже можно условно разделить на два подмира – неживой и живой. Критерием раздела является обмен веществ – целенаправленный процесс восстановления утерянных СФЕ. Но для такого процесса система должна содержать соответствующие элементы (органы обмена веществ), которых не имеют объекты минерального неживого мира, но уже есть у растений.

Предотвращение потерь СФЕ (третий способ) также является активным способом защиты систем от их разрушения. Предотвратить системы от разрушения можно за счёт их поведенческих реакций, зависящих от внешней ситуации. Если ситуация угрожающая, то системе нужно выйти из данной ситуации. Но для этого нужно знать об этой ситуации, уметь её видеть, а также иметь органы передвижения, чего нет у систем минерального и растительного миров. Для этого, как минимум, необходимо иметь сложный блок управления.

Следовательно, в живом мире можно выделить ещё два подмира – мир растений и мир животных. Критерием раздела является сложность блока управления и его возможность к поведенческим реакциям. Чем более сложный блок управления, тем выше развитие животного как системы.

Но при этом следует обратить внимание, что развитие систем от растений до животных в основном решало только одну задачу – быть в этом Мире. Смысл существования растений и большинства животных, если не всех, кроме человека, только в обмене веществ. Если система голодна, она действует, если сыта, то бездействует. Да, при усложнении блока управления одновременно происходило и увеличение возможностей систем, но это всё равно преследовало цели обмена веществ. Более приспособленное животное лучше питается. Если же система играет и радуется жизни (эмоциональная окраска поведенческих реакций), то как правило такие реакции всё равно направлены на самообучение систем для лучшей охоты на другие системы. Поэтому такие реакции в основном присущи молодым животным. Более взрослые особи уже не играют.

Следует также заметить, что разделение животных на хищников и травоядных слишком условно, потому что не поедание мяса является отличительной чертой хищника, растения также могут быть плотоядными (например, росянка и ей подобные). Абсолютно все животные, и не только они, но и растения, являются хищниками, так как являются системами, которые поедают другие системы. Даже среди объектов минерального мира можно отметить взаимоотношения типа жертва-хищник. Одни системы (растения и травоядные животные) поедают системы с простыми блоками управления (минеральные объекты и растения), потому что это проще сделать. А другие системы (плотоядные) поедают или стараются съесть системы с сложными блоками управления (других животных), хотя это уже сделать труднее. Поэтому осёл тупее тигра.

Человек отличается от остальных объектов живого мира прежде всего тем, что уже не обмен веществ является главным смыслом жизни, а познание. Да, чем выше знания, тем и питание лучше. Но уже сам процесс познания превалирует над всеми остальными процессами, направленными на обмен веществ. И даже сам обмен веществ возводится в ранг искусства (кулинария).

Таким образом можно также выделить и мир человека, потому что из всех объектов нашего Мира только у человека есть вторая сигнальная система (интеллектуальный блок управления) и есть стремление к познанию.

Следовательно, целью нашего Мира была эволюция, которая и определила развитие систем в направлении усложнения блоков их управления, вплоть до человека. И целью этой эволюции было развить системы до такой степени, чтобы они научились познавать Мир. Мы можем оглянуться назад и увидеть подтверждение этому во всей истории развития нашего Мира вообще и биосферы в частности. Что было до Большого Взрыва мы не знаем, и даже не знаем, насколько правомочна такая постановка вопроса. Но после него во Вселенной происходило только рождение и усложнение систем, причём только за счёт усложнения их блоков управления, потому что их первичные СФЕ (элементарные частицы) с тех пор практически не изменились ни качественно, ни количественно. И мы сами, люди, являемся следствием и доказательством этого развития. Человек является самой сложной системой, вершиной эволюции, которая произошла до сих пор. Опыт этой эволюции показывает, что основным отличительным признаком передового развития на всём протяжении была только цефализация систем [29], другими словами – развитие блоков управления систем.

Мы не знаем целей большинства систем нашего Мира, хотя можем строить множество спекуляций по многим проблемам на эту тему. Например, ядра атомов химических элементов тяжелее железа в тех количествах, которые существуют сейчас в нашей Вселенной, могли получиться только и только при взрывах сверхновых звёзд. Следовательно, целью звёзд с эволюцией по типу сверхновых является продукция ядер атомов тяжелее железа? Возможно это и так, хотя поручиться за это пока невозможно. Но мы можем с уверенностью сказать, что человек в том варианте, который существует сегодня и известен нам, был бы невозможен без элементов с атомным весом тяжелее железа, потому что строение его организма требует наличия таких элементов. Так что оснований для предположения, что звёзды типа сверхновых нужны для развития человека, достаточно. Это странно и необычно звучит, но это факт.

Но мы с уверенностью и без спекуляций знаем цели некоторых из систем Мира, в частности, цели многих систем организма. Мы знаем одну из основных целей любого живого организма – выжить в окружающей среде, и знаем иерархию подцелей, на которую разбивается эта цель. Например, левый желудочек сердца является элементом системы кровообращения, которая является частью системы энергоснабжения организма. Мы даже не знаем, как это получилось, что по мере долгого продвижения по эволюции различные атомы «научились» собираться в такое чрезвычайно сложное образование, как левый желудочек сердца. Но мы совершенно уверены, что его целью является перекачка крови из лёгочного сосудистого бассейна в бассейн Большого Круга кровообращения.

Мы видим, как развиваются на пути эволюции живые системы, видим различие систем, стоящих на разных ступенях эволюционной лестницы и можем объяснить преимущество одних систем над другими. Другими словами, у нас открывается возможность построить классификацию всех систем нашего Мира, включая классификацию живых систем.

Сегодня нет единой классификации всех объектов нашего Мира, а есть отдельные классификации различных групп этих объектов, включая классификации астрономических, геологических, биологических и прочих групп.

Причём, в основе большинства, если не всех этих классификаций, включая классификацию как всего живого мира, так и болезней, сегодня принят органо-морфологический анализ. Но, вероятно, как и классификацию болезней, её также необходимо сменить на классификацию, основанную на системном анализе – анализе целей. И в основу новой классификации положить не внешние различия, типа числа ног или бугорков на зубах, а два основных отличия – отличия по типам блоков управления и по типам элементов исполнения.

Более того, в эту классификацию необходимо включить все объекты нашего Мира – живые и неживые, потому что наш Мир наполняют только системы, которые отличаются друг от друга только степенью развития их блоков управления и способами защиты от разрушения внешней средой. Мир един, потому что сам является системой. Поэтому необходимо создать общую и единую классификацию всех систем нашего Мира. А системами являются любые объекты, включая живые и «неживые». Тогда в нашем Мире можно будет различать четыре мира (подмира) объектов:

 мир минеральный

 мир растений

 мир животных

 мир человека.

Население каждого мира отличается друг от друга, как это уже не раз подчёркивалось, только блоками управления и обменом веществ. У объектов минерального и растительного мира простые блоки управления. Но у объектов минерального мира есть только пассивные способы зашиты от отрицательной энтропии (от разрушения). А у всех живых субъектов, включая и растения, есть уже активные способы защиты от той же отрицательной энтропии – активное замещение разрушаемых СФЕ за счёт обмена веществ. У животных, в отличие от растений, кроме обмена веществ, есть более сложные блоки управления, которые дают возможность поведенческих реакций и таким образом позволяют им контролировать в той или иной степени окружающую ситуацию. А у человека есть самый сложный блок управления, который содержит вторую сигнальную систему и поэтому он способен познавать весь Мир, включая самого себя, а не только то, что находится рядом.

А внутри каждого мира классификация должна продолжаться также по критериям сложности блоков управления, и затем уже по критериям наличия и развитости элементов исполнения, включая число ног или бугорков на зубах. В этом случае классификация будет причинно-следственной и логически обоснованной. Например, к миру растений принадлежат не только сами растения, но и всё то население Земли, которое обладает всего лишь простым блоком управления и обменом веществ. А таковыми являются не только растения и не только многоклеточные. Прокариоты и эукариоты, бактерии, фитопланктон, актинии, кораллы, полипы, грибы, деревья, травы, мхи и лишайники, и многие другие, обладающие хлорофилом и без оного – всё это мир растений. Они просто растут в пространстве и у них нет никакого понятия о нём, потому что они его не «видят». Но некоторые растения, например, деревья или травы, содержат хлорофилл (специфический элемент исполнения), в отличие от коралов, грибов или полипов.

Такая классификация систем имеет одно неоспоримое преимущество: она ставит в один ряд всё то, что наполняет наш Мир – системы. Весь окружающий нас Мир классифицируется по единому масштабу, где единицей отсчёта является только сложность блока управления и используемых им элементов исполнения. Так мы можем легче понять, что же является жизнью.

Может быть неживого нет вообще? Может быть живое отличается от неживого только тем, что «осознало» собственную разрушаемость под влиянием внешней среды и сначало научилось самовосстанавливаться, а затем и предохраняться от разрушений? Тогда прав Пьер Тейяр Де Шарден, утверждая, что эволюция – это процесс пробуждения сознания [29]. Ныне принятые классификации не дают ответа на этот вопрос. Новая классификация систем, основанная на системном целевом анализе, даст возможность понять, где «потолок» развития систем каждого мира и какие его субъекты ещё стоят в начале эволюционной лестницы, а какие уже взобрались на её вершину.

Но эта классификация основана на признании первоочередной роли цели вообще и целенаправленности природы в частности, что пока ещё спорно и не принимается всеми. Поэтому для ХХ века была характерна странная позиция – позиция борьбы с природой, позиция, которая и до сих пор разделяется очень многими. Позиции в корне ошибочной, потому что природа не враг наш, а «родитель», воспитатель и друг. Она нас «породила» и взрастила, дав нам колыбель – Землю, создав на ней тепличные условия на протяжении многих миллионов лет, где колебания температуры не более 100?С и давление около 1-й атмосферы, достаточно места, влаги и энергии, хотя Космос характеризуется диапазоном температур во многие миллионы градусов и давления в миллионы атмосфер. Она нас воспитала и сделала сильными, используя эволюцию и закон конкуренции – «выживает сильнейший». Не «взять у неё наша задача», не бороться с ней, а понять и сотрудничать, потому что она не враг наш, а учитель и партнер. Она сама «знает», что нам нужно и даёт нам это, иначе нас не было бы. И это не ода природе, а констатация факта её целенаправленности.

Могут возразить, что такое сочетание природных условий, которое привело к появлению человека – это чистая случайность, возникшая по закону больших чисел только потому, что Мир очень большой и в нём все варианты возможны. Однако подозрительно много случайностей. Природа постоянно «подкидывает» нам различные задачки, но всегда уровень этих задач почему-то полностью соответствует уровню развития животного или человека. Почему-то атомную бомбу человек «открыл» именно тогда, когда он уже мог осознать могущество этого открытия. Природа не даёт опасных игрушек недорослям. Если бы не было проблем вообще, то не было бы стимула к развитию, и на сегодняшний день Земля была бы населена простейшими системами, если бы она вообще была заселена. А если бы проблемы резко превышали возможности систем, то они просто разрушались бы, и Земля вообще никем не была бы населена, если бы она вообще существовала. И в любом случае не было бы развития вообще. Но мы есть и это факт, с которым надо считаться и который требует объяснения. И объяснение только в целенаправленности Природы.