Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
6e.doc
Скачиваний:
14
Добавлен:
27.10.2018
Размер:
2.65 Mб
Скачать

Четырехрукое пермское божество

Божество, найденное под Пермью, датируется III–VII вв. н. э. Изображение воспроизводится в одной из работ А. И. Асова с пометкой «лик Богини – Матери» (см. Приложение 2, рис 5)151. Богиня сидит на животном, напоминающем тигра. В четырех руках она держит диск, жезл, рог и полумесяц. В данном изображении прослеживается множество соответствий богине Дурге из индийской мифологии152. Имя «Дурга» на санскрите означает «мать», её носителем выступает тигр или лев. В четырех руках богиня держит диск, жезл, раковину, лотос.

Возвращаясь к пермской находке, следует отметить такие соответствия, как наличие четырех рук, диска и жезла в двух из них, зверя-носителя. Четырехрукость и диск как символические атрибуты божеств чрезвычайно распространены в индуизме. Жезл в другой руке может символизировать власть. Рог – связь с богатством, изобилием. Дурга – одна из ипостасей жены Шивы. На основании данной находки, упоминаний о «Сивом» в «Велесовой книге» и «Сиве» в «Веде славян», можно говорить о существовании на славянских территориях представлений, подобных индуистской концепции поклонения Шиве и Дурге.

Аркаим

Летом 1987 г. на юге Челябинской области у слияния рек Утяганка и Караганка экспедицией местного университета было обнаружено одно из древнейших индоевропейских поселений на территории России (XVII – XVI вв. до н. э.). По имени расположенной рядом горы его назвали Аркаимом (см. Приложение 2, рис 6.1, 6.2). В данном исследовании хотелось бы привести археологические факты, свидетельствующие о родстве элементов планировки Аркаима описаниям архитектурных тенденций, приводимых в индийских Ведах.

Схема Аркаима, также как и Трипольские неолитические города, относится к циркульному типу. Осевые линии зданий, «улицы» выходят из жилищ в виде поделенного на сектора круга, охватывают небольшую свободную площадку. Там располагался алтарь и происходило богослужение под открытым небом. Раскопки показали наличие зольников. Следовательно, в центре Аркаима горел огонь – некий аналог родового огня «Вичпати» из Ригведы. Город имел три линии оборонительных сооружений и четыре входа. Главный, западный, вход был отмечен разрывом кольца внешней стены. Проход имел форму лабиринта. Стену цитадели опоясывала кольцевая улица, и, чтобы попасть на территорию внутреннего круга, населению нужно было пройти по всей её длине. Лишь в конце улицы через особые ворота можно было проникнуть к центральной площади. Другого пути не было, поэтому извилистый маршрут имел не только оборонительное (как в Триполье), но и ритуальное значение. Входящие или въезжающие в Аркаим постоянно вычерчивали свастикообразные маршруты (имеется в виду круглый, центростремительный тип свастики).

Как показывают археологические исследования, геометрия протогорода – результат продуманной в деталях схемы, сориентированной на ритуальный центр. По предположению Г.Б. Здановича, структура Аркаима и образ жизни его населения соответствуют арийскому понятию «враджана». В Ригведе тип называется «огороженное место», «загон для скота» (в Аркаиме содержали коней и другой скот), «жилище», «совокупность жилищ», «все люди, проживающие на одном месте», «армия», «поселок». Словосочетание «су-васту» также переводится как «хорошее жительство», что, по мнению Судхира Биродкара, свидетельствует о градостроительной этимологии слова «свастика». С. Биродкар полагает, что символ свастики служил планом некой фортификационной структуры, все части которой невозможно штурмовать одновременно, так как она имеет четыре входа, ведущие в лабиринтообразный коридор, что явно напоминает структуру Аркаима (см. Приложение 2, рис 6.3).

Возможность существования оборонительных сооружений подобного типа подкрепляется наличием определенной полевой тактики «чакра-вьюха», описываемой Махабхаратой (см. Приложение 2, рис 6.4). В чакра-вьюхе армия выстраивается кольцеобразным порядком, который противник пытается разрушить. Когда сын Арджуны (одного из Пандавов) Абхиманью находился во чреве своей матери Субхадры, Кришна, развлекая её, рассказывал как преодолеть препятствия чакра-вьюхи. Бог дошёл до устройства седьмого кольца, но, увидев, что Субхадра задремала, решил сменить тему. Это обстоятельство оказалось роковым для Абхиманью, который внимательно слушал рассказ Кришны, но так и не дождался его конца. В ходе битвы с Кауравами Абхиманью попытался захватить чакра-вьюху, но погиб, дойдя лишь до седьмого кольца.

История Абхиманью несет в себе не только военный, но и инициативный подтекст. Проход через свастичный лабиринт чакра-вьюхи был духовным испытанием сына Арджуны. Возможно, с идеями инициализации связано то, что барьеры, преграждавшие вход в святилище или гробницу, у разных народов принято украшать спралевидно-свастичным рисунком153.