Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

gorod_groznyi_774

.pdf
Скачиваний:
55
Добавлен:
03.05.2018
Размер:
2.93 Mб
Скачать

Цуцулаева С.С.

г. Грозный

РОЛЬ ГРОЗНЕНСКОГО ГОРОДСКОГО КОМИТЕТА ОБОРОНЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ОБОРОНЫ ГОРОДА ГРОЗНЫЙ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941-1945 гг.

Аннотация: В годы Великой Отечественной войны оборона Чечено-Ингушетии имела важное военно-стратегическое значение. Представленный в статье анализ документов Грозненского городского Комитета Обороны показал, что создавались полки народных ополченцев, истребительные батальоны, строились мощные оборонительные сооружения вокруг города Грозный.

Ключевые слова: Великая Отечественная война, Грозненский городской Комитет Обороны, чрезвычайный орган, оборонительные рубежи, город Грозный.

Abstract: During the Great Patriotic War, the defense of ChechenoIngushetia had an important military-strategic significance. The analysis of the Grozny Municipal Defense Committee documents presented in the article showed that regiments of people's militias, destroyer battalions were created, powerful defensive structures were built around the city of Grozny.

Key words: Great Patriotic War, Grozny City Defense Committee, an emergency body, defensive lines, the city of Grozny.

О Великой Отечественной войне советского народа написано огромное количество научных, научно-популярных, художественных работ. Однако ряд проблем этого величайшего события и по сей день остается малоизученным. К таким проблемам относятся вопросы, связанные с возникновением и функционированием городских комитетов обороны – чрезвычайных органов власти.

Государственный Комитет Обороны страны (ГКО) был создан 30 июня 1941 г. Государственный Комитет Обороны представлял собой новый тип чрезвычайных органов власти. Распоряжения ГКО получали статус законов военного времени и подлежали беспрекословному исполнению всеми госу-

401

дарственными, партийными, военными, хозяйственными и профсоюзными органами. Постоянное руководство со стороны этого чрезвычайного центра, наделенного особыми правами и полномочиями, придавало работе отдельных органов и ведомств должную целенаправленность. Опыт военных лет показал способность ГКО объединить усилия фронта и тыла, оперативно принимать решения и добиваться быстрого претворения их в жизнь. Для оперативного решения вопросов был учрежден институт уполномоченных ГКО. Уполномоченные имелись в союзных и автономных республиках и по мере необходимости они посылались на фронт, в отдаленные районы и на важнейшие предприятия страны.

Установления объёма и сроков поставок промышленностью военной продукции, вопросы перестройки экономики и мобилизации людских ресурсов страны для нужд фронта и народного хозяйства, подготовки резервов кадров для Вооруженных Сил и промышленности находились введении Государственного Комитета Обороны. ГКО за время своего существования до 4 сентября 1945 г., по подсчётам исследователей, принял 9971 постановление и распоряжение по важнейшим государственным вопросам военного времени [4].

Осенью 1941 г. были созданы городские комитеты обороны, в тяжелое для нашей страны время, когда враг был на подступах к столице, а Москва находилась на осадном положении. Так, 22 октября Государственный комитет обороны (ГКО) принял Постановление №830с о создании в 46 городах прифронтовой полосы, в том числе в г. Грозном, городских Комитетов Обороны. В нем говорилось, что городские Комитеты Обороны создавались «в интересах сосредоточения всей гражданской и военной власти и установления строжайшего порядка в городах и в прилегающих районах, представляющих ближайший тыловой район фронта» [3, с. 10]. Власть комитетов обороны распространялась не только на территорию самого означенного города, но и на довольно обширную близ

402

лежащую местность, в связи с чем формировались своеобразные административно-территориальные образования под управлением чрезвычайного органа.

По решению ГКО в состав городских комитетов обороны включались: первые секретари обкомов, крайкомов или горкомов ВКП(б) (председатель комитета), председатели облисполкомов или исполкомов горсоветов, начальники управлений или отделов НКВД, коменданты городов. Всего 79 местных комитета обороны было создано в стране, из них 20 – на Северном Кавказе1.

В соответствии с постановлением ГКО бюро Грозненского обкома ВКП(б) образовало Грозненский городской комитет Обороны (ГГКО), который как чрезвычайный орган власти действовал на территории республики. Первое заседание состоялось 25 октября 1941 года на котором были рассмотрены организационные вопросы. В состав ГГКО вошли первый секретарь Чечено-Ингушского обкома ВКП (б) Виктор Александрович Иванов (председатель), председатель Совнаркома Супьян Кагирович Моллаев (зам. председателя), народный комиссар внутренних дел - НКВД Султан Измаилович Албагачиев (член Комитета Обороны), начальник Грозненского пехотного училища Василий Григорьевич Сытников (комендант г. Грозный) [3, с. 12–13]. Грозненский городской Комитет Обороны был высшим государственным органом руководства на территории республики, был наделен организацион- но-распорядительными функциями по принятию решений, обеспечивавших выполнение директивных постановлений центральной власти, и контрольными функциями за деятельностью руководителей предприятий и организаций на территории республики. Решения ГГКО являлись обязательными для исполнения руководителями предприятий, организаций,

1 На Северном Кавказе комитеты обороны были созданы в Армавире, Грозном, Дербенте, Кизляре, Краснодаре, Махачкале, Майкопе, Нальчике, Новороссийске, Новочеркасске, Орджоникидзе (Владикавказ), Приморско-Ахтарске, Пятигорске, Ростове-на-Дону, Сочи, Таганроге, Темрюке, Тихорецке, Туапсе, Шахтах.

403

гражданами г. Грозного и прилегающих районов республики. За время своей деятельности с 25 октября 1941 г. до конца 1943 г. Грозненским Комитетом Обороны было оформлено

55 протокола заседаний и опубликовано 7 постановлений. Все протоколы заседаний ГГКО опубликованы в документальном сборнике «Грозненский городской Комитет Обороны» [3].

Изучение протоколов заседания Грозненского городского Комитета Обороны позволяет говорить о широком спектре его интересов. Комитет Обороны решал многочисленные и важные вопросы, связанные с объединением усилий фронта и тыла для разгрома фашистских захватчиков. В частности, они занимались перестройкой работы промышленных предприятий г. Грозный на производство оборонной продукции и освоения, а затем и выпуска новых видов вооружения и боеприпасов; строительство оборонительных сооружений на подступах г. Грозный; создания народного ополчения для защиты города; и оказание непосредственной материальнотехнической помощи Красной Армии.

Город Грозный – крупный нефтяной центр страны. Грозненская нефть и нефтепродукты нужны были немецкофашистским захватчиком для достижения успехов в войне с Советским Союзом. Поэтому оборона Чечено-Ингушской АССР и в целом Кавказа имела важное военно-стратегическое значение. Вопросы создания оборонительных сооружений на территории республики были главной задачей в работе Грозненского городского Комитета Обороны.

Строительство оборонительных сооружений в ЧеченоИнгушетии началось, когда враг еще находился более чем за 700 километров от республики. Известный чеченский исследователь, автор монографии «Чечено-Ингушская АССР в Великой Отечественной войне Советского Союза» М.А. Абазатов считает, что строительство оборонительных сооружений на территории республики проходило в два этапа: первый этап – вторая половина октября 1941 г. по февраль 1942 г.,

404

второй этап – середина августа по октябрь 1942 г. [1, с. 33] Государственным Комитетом Обороны в октябре 1941

г. было организовано 10-е армейское управление оборонительных работ НКО СССР и создана 10-я саперная армия во главе с генерал-майором М.М. Мальцевым, на которых возлагалось возведение оборонительных рубежей от КабардиноБалкарской АССР и Орджоникидзевского края через СевероОсетинскую и Чечено-Ингушскую до Дагестанской АССР. Армейское управление и штаб 10-й саперной армии разместились в Грозном. Протяженность главной линии оборонительных сооружений от станицы Суворовской Краснодарского края до устья реки Терека превышала 600 километров. Вместе со вторыми оборонительными линиями, которые сооружались в районах Грозного, Орджоникидзе, Малгобека и Нальчика, общая протяженность оборонительных рубежей достигала 900 километров [1, с. 33–34].

Чечено-Ингушский обком ВКП(б) и Совнарком республики, руководствуясь Постановлением ГКО от 13 октября 1941 г. и указаниями НКВД СССР от 15 октября о проведении оборонительных работ в Чечено-Ингушской АССР, приступили к выполнению конкретных мероприятий. На оборонительные работы мобилизовались десятки тысяч человек. Так, на строительство оборонительных сооружений были мобилизованы студенты нефтяного и педагогического институтов, а также студенты 2 и 3 курсов нефтяного, кооперативного, планового техникумов и педагогического училища. 19 ноября они приступили к работе. Комиссаром студенческого батальона был утвержден секретарь Молотовского РК ВКП (б) г. Грозный Горбунов [3, с. 25]. Таких примеров можно привести немало.

Опираясь на такую широкую поддержку, 10-му армейскому управлению оборонительных работ удалось в короткие сроки организовать семь полевых строительств и развернуть работы по всей девятисоткилометровой трассе оборонитель-

405

ных рубежей. На строительстве оборонительных рубежей самоотверженно трудились рабочие, колхозники, интеллигенция, домохозяйки, студенты и учащиеся. 22 ноября 1941 г. командующий 10-й саперной армией объявил благодарность и выдал премии многим участникам этого строительства, в числе которых были, и представители Чечено-Ингушетии. В приказе говорилось: «Плечом к плечу с родной Красной Армией миллионы рабочих, колхозников, служащих, советской интеллигенции показывают образцы самоотверженной трудовой доблести в выполнении важнейших оборонных работ, помогающих доблестной Красной Армии разгромить гитлеровских работников.

Ни холод, ни стужа, ни дождь, ни снег, ни бесконечные болота – ничто не останавливает советских патриотов Северной Осетии, Орджоникидзевского края, Кабардино-Балкарии, Чечено-Ингушетии, Дагестана, создающих оборонные рубеж, выполнять и перевыполнять задания командования на 200250 и более процентов…» [1, с. 35–36].

Документы свидетельствуют, что в решениях, принимаемых ГГКО, вопросы обеспечения обороны г. Грозный занимали одно из главных мест. Так, на заседании Комитета Обороны 1 сентября 1942 г. было решено:

1.Мобилизовать с 2 сентября 1942 г. на оборонительные работы по городу Грозный не менее 20000 человек, в том числе:

по Молотовскому району – 8000 человек; по Орджоникидзевскому – 8000 человек; по Старопромысловскому – 1500 человек; по Сталинскому – 2000 человек; по Октябрьскому – 1500 человек.

2. Мобилизовать в течение 2-го сентября дополнительно и передать в распоряжение Управления оборонительных работ из «Грознефтекомбината» 10 грузовых автомашин и из народного хозяйства ЧИАССР 14 машин.

406

3.Использовать русла реки Нефтянки от 38 участка «Старогрознефти» до впадения ее в реку Сунжа, а также реку Сунжу для устройства огневых рубежей.

4.Обязать директора завода «Красный молот» тов. Чопикашвили в трехдневный срок изготовить 15.000 штук лопат для управления оборонительных работ.

5.Просить наркома нефтяной промышленности т. Седина в трехдневный срок обеспечить поставку взрывчатки в количестве 15 тонн с тротилового завода «Азнефтекомбината».

6.Для охраны заводов Сталинского района сформировать коммунистический отряд в количестве 400 человек. Поручить наркому НКВД ЧИАССР т. Албагачиеву выделить 15 чекистов на командные должности в вышеуказанный от-

ряд [3, с. 110–111].

Буквально, через три месяца, в декабре 1942 г., в связи с увеличением объема работ по оборонительным сооружениям вокруг г. Грозного было решено мобилизовать дополнительно на оборонные работы 3000 человек, в том числе по районам:

1.Молотовский – 1200 чел.

2.Орджоникидзевский – 1200 чел.

3.Старопромысловский – 300 чел.

4.Октябрьский – 200 чел.

5.Сталинский – 100 чел. [3, с. 207]

Кроме того, для работ привлекались, и жители близлежащих сел: из Алдов – 500 чел., Бердыкель – 200 чел. и Ста- ро-Сунженского – 50 человек [3, с. 130].

Нужно признать, Грозненский городской Комитет Обороны выполнял большую работу. Вот что пишет об этом ге- нерал-майор Н.П. Никольский, командовавший войсками особого Грозненского оборонительного района, в своем воспоминании: «План оборонительных работ был взят под контроль Грозненским Комитетом Обороны, и это помогло про-

407

двинуть выполнение работ по созданию укреплений довольно быстро. Грозненский Комитет Обороны на очередном совещании, которые проводились ежедневно, заслушал ход выполнения плана обороны города. В этот дом, где он помещался, непрерывным потоком шли тысячи людей самого различного возраста, национальности и профессии. Наряду с рабочими в комитет приходили учащиеся, работники искусства, ученые и домохозяйки. У всех было одно желание: как можно больше сделать для обороны родного города и тем самым внести посильную лепту в фонд победы над врагом. Начало этому фонду положила Москва…» [1, с. 37–38].

Протоколы заседаний свидетельствуют, что промышленные предприятия республики, получили оборонные заказы и полностью перешли на выпуск вооружения для фронта. Так, на заседании Грозненского городского Комитета Обороны, состоявшегося 13 декабря 1941 г. один из рассматриваемых вопросов – изготовление минометов и мин на предприятиях республики. Было решено, обязать хозяйственных, партийных руководителей предприятий нефтяной промышленности, железнодорожного транспорта, местной промышленности изготовить в декабре месяце 1941 года следующее количество минометов и мин:

Завод «Красный молот» – 35 минометов 82 м/м и 200 шт. опорных плит к миномету 82 м/м;

Центрально-механические мастерские треста «Малгобекнефть» – 10 минометов 82 м/м;

Механическая мастерская 15 участка треста «Старогрознефть» – 8 минометов 82 м/м;

Механическая мастерская 23 участка треста «Октябрьнефть» – 1-й узел к миномету 82 м/м в количестве 16 шт. и проводят сборку 80 минометов;

Механическая мастерская 56 участка треста «Октябрьнефть» – 3-й узел к миномету 82 м/м в количестве 16 шт.;

Механическая мастерская 23 участка треста «Октябрь-

408

нефть» – 1-й узел к миномету 82 м/м в количестве 16 шт. и проводят сборку 80 минометов;

Механические мастерские «Грознефтестроя» – 2-й узел к миномету 82 м/м в количестве 75 шт.;

Механические мастерские заводов треста «Грознефтестроя» – 2-й узел к миномету 82 м/м в количестве 15 шт. и 3-й узел – 20 шт.;

Механические мастерские кипа «Грознефтезаводов» – прицелы к миномету 82 м/м в количестве 150 шт. и к миноме-

ту 50 м/м – 50 шт.

Всего по предприятиям «Грознефтекомбината» необходимо было изготовить 133 миномета 82 м/м и 43 миномета 50

м/м [3, с. 37].

Необходимо заметить, что задания по выпуску военной продукции выполнялись и перевыполнялись.

На подступах к Грозному создавалась кольцевая противотанковая оборона, состоявшая из эскарпов, противотанковых рвов, «ежей», железобетонных и железных надолбов, ямловушек. На улицах города также строились противотанковые укрепления. В частности, на одном из своих заседаний ГГКО постановил:

1.Обязать управляющих трестами «Старогрознефть» и «Октябрьнефть» использовать на изготовление ежей трубы от мачт эклипса, треног и металлических вышек.

2.Обязать Грознефтекомбинат тов. Кочергова немедленно отпустить для изготовления ежей и надолб бурильные обсадные трубы 3 и 4-ю. Организовать силами предприятий Грознефтекомбината изготовление ежей и надолб у разведочных буровых в Аду-Юрте.

3.Уполномоченному ГГКО тов. Саакову обеспечить предприятия Комбината и города, изготовляющие ежи и надолбы, этими трубами, в соответствии с заданием ГГКО.

ГГКО также обязал начальника управления оборонительных работ т. Вайнштейна дополнительно построить и ус-

409

тановить к 5 ноябрю 1942 года следующих оборонительных сооружений по г. Грозный:

ДОТов – 18 штук; колпаков – 100 штук;

надолб – 3000 штук [3, с. 158].

В городе и за его пределами создавалась мощная система блиндажей, в стенах домой пробивались бойницы и амбразуры. На улицах, площадях, в парках, в садах и дворах рылись окопы, щели и ходы сообщения. Налаживалась надежная связь между огневыми точками, секторами, командными пунктами.

Известный ученый М.А. Абазатова пишет, что в связи с опасностью, нависшей над городом, государственные органы власти республики и Грозненский городской Комитет Обороны 29 августа 1942 года обратились к трудящимся Грозного и Чечено-Ингушетии с призывом, в котором говорилось:

«Трудящиеся, поднимайтесь на защиту города Грозного. Опояшем наш город стеной неприступных оборонительных рубежей. Воздвигайте на наших улицах и площадях заслоны и баррикады. Превращайте каждый наш дом, каждый повал в огневую точку, неприступную крепость. Организуйте в каждом районе отряды истребителей танков врага. Овладевайте искусством метания гранат и бутылок с зажигательной смесью, учитесь уличным боям. Мы должны сделать все, чтобы не пропустить врага в город Грозный, чтобы враг был разбит на подступах к нашему городу» [1, с. 38 – 39].

Пламенные слова призыва находили горячий отклик в сердцах трудящихся, помогали преодолевать любые трудности военного времени, поднимали боевой дух народных масс.

Грозненский городской Комитет Обороны принимал участие в формировании и обучении отрядов самообороны и других добровольческих формирований. Истребительные батальоны были в Грозном, Малгобеке, Гудермесе, Горагорске, в Надтеречном, Сунженском и Грозненском районах. С при-

410

Соседние файлы в предмете Геополитика