Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
19
Добавлен:
15.09.2017
Размер:
233.38 Кб
Скачать

ЛЕЧЕНИЕ НЕРВНЫХ И ПСИХИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

Эффективность применения страттеры у детей и подростков с синдромом дефицита внимания и гиперактивности

К.м.н., асс. И.Н. ВАКУЛА1,2, врачи, гл. спец.: Ю.Ш. ВАСЯНИНА2, З.Х. ГОРБУНОВА2, Е.Ю. НИКИФОРОВА2, Е.И. ПОНОМАРЕНКО2

Effectiveness of strattera in children and adolescents with attention deficit hyperactivity disorder

I.N. VAKULA, YU.SH. VASYANINA, Z.H. GORBUNOVA, E.YU. NIKIFOROVA, E.I. PONOMARENKO

1Кафедра психиатрии ФПК ППС Кубанского государственного медицинского университета, 2Специализированная клиническая

психиатрическая больница №1, Краснодар

Дети и подростки (25 мальчиков и 9 девочек в возрасте от 6 до 17 лет) с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ) были пролечены страттерой в оптимальной дозе (1,2 мг/сут) в амбулаторных условиях. После 3 мес применения страттеры оценка эффективности лечения показала выраженный и умеренно выраженный клинический эффект у 78,1% пациентов. По данным психолога, у 80% детей наблюдалась положительная динамика в объеме и скорости переключения внимания и почти у 60% улучшились показатели устойчивости внимания. Контрольная ЭЭГ выявила снижение показателя «индекса замедления» у 70,2% пациентов. Подтверждена безопасность и хорошая переносимость страттеры при лечении детей и подростков с СДВГ.

Ключевые слова: синдром дефицита внимания и гиперактивности, страттера, эффективность, безопасность.

A group of children and adolescents with ADHD (25 boys and 9 girls), aged 6—17 years, were treated with strattera in the optimum dose (1,2 mg/day) on an outpatient basis. The assessment of treatment effectiveness showed the marked and moderately pronounced clinical effect in 78,1% patients after 3 months. The psychological study revealed a positive trend in the volume and speed of switching attention in 80% of children and the improvement of sustainability of attention — in 69%. Control EEG revealed the decrease in the «index of deceleration» in 70,2% of patients. Safety and good tolerance of strattera in the treatment of children and adolescents with ADHD were confirmed.

Key words: attention deficit hyperactivity disorder (ADHD), strattera, effectiveness, safety.

В МКБ-10 гиперкинетические расстройства у детей входят в раздел «Эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте». В связи с тем, что такие расстройства могут проявляться стойкими нарушениями поведения вплоть до агрессивности, они часто являются причиной обращения к психиатрам. Если речь идет о гиперкинетических расстройствах с дефицитом внимания, то возникают трудности и в школьном обучении, и часто встает вопрос об обучении на дому или переводе на другой вид подготовки.

Детский психиатр диагностирует синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), если соответствующие нарушения поведения отмечаются в течение 6 мес и имеется не менее 6 симптомов невнимательности, 3 симптомов гиперактивности и 1 симптома импульсивности по МКБ-10 [2].

До последнего времени детские психиатры применяли при СДВГ препараты из группы ноотропов, транквилизаторов, атарактиков, нормотимиков и др. Новые возможности лечения открылись при появлении препарата страттера (атомоксетин). Механизм его действия связан с блокадой обратного захвата норадреналина и увеличением содержания последнего в синаптической щели, что приводит к ослаблению проявлений гиперактивности и

© Коллектив авторов, 2009

Zh Nevrol Psikhiatr Im SS Korsakova 2009;109:8:42

дефицита внимания. Этот препарат зарегистрирован в России как средство для лечения СДВГ у детей. В настоящее время проводится изучение его эффективности.

Цель данного исследования — оценка эффективности применения страттеры у детей и подростков с СДВГ в амбулаторных условиях по данным клинического наблюдения, данным психологического обследования и электроэнцефалографии.

Материал и методы

Наблюдали 34 ребенка (25 мальчиков и 9 девочек в возрасте от 6 до 17 лет (средний возраст 9,7 года) с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

Все пациенты обследовались и наблюдались детскими психиатрами в условиях диспансерного отделения специализированной клинической психиатрической больницы №1 Краснодарского края.

Диагноз СДВГ устанавливался в соответствии с критериями МКБ-10 для гиперкинетического расстройства (F90) после проведения комплексного обследования ребенка. Обследование включало описание жалоб и психического статуса, заключение психолога, которое давало возможность уточнить симптоматику, ЭЭГ, медицинский анамнез, опрос и тестирование родителей, сведения о сопутствующих заболеваниях.

У всех детей в анамнезе имелась перинатальная патология (угроза выкидыша, многоводие, отеки, анемия, вегетососудистая

1е-mail: vakulain@mail.ru

42

ЖУРНАЛ НЕВРОЛОГИИ И ПСИХИАТРИИ, 8, 2009

ЛЕЧЕНИЕ СИНДРОМА ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ

Частота коморбидных расстройств у детей и подростков с СДВГ

Коморбидное расстройство

Число пациентов

абс.

%

 

Не обнаружено

13

37,8

Оппозиционно-вызывающее поведе-

18

51,5

ние

 

 

Тревожное

12

34,6

Тики

3

7,6

Энурез ночной

4

11,5

дистония, гипоксия, асфиксия в родах). Роль перинатальной патологии как важного фактора, предрасполагающего к развитию СДВГ, была подтверждена ранее отечественными исследователями [3].

Перечень коморбидных расстройств, выявленных в данной группе больных на момент обследования, представлен в таблице.

Вцелом выявленный спектр нарушений согласуется с данными, обобщенными Н.Н. Заваденко и Н. Ю. Сувориновой [1].

До начала лечения обращал на себя внимание тот факт, что у обследованных детей из возрастной группы младших школьников нами чаще выявлялись импульсивность и повышенный уровень агрессии, тогда как дети старшего школьного возраста чаще демонстрировали меньший уровень агрессивности, но повышенный уровень тревожности. Нарушения внимания и гиперактивность при этом выявлялись у всех обследованных детей независимо от возраста. При первичном обследовании вся выборка отличалась неусидчивостью и болтливостью, часто слабой мотивацией на интеллектуальную деятельность. Ребенок крутил головой, постукивал пальцами, раскачивал ногами, много говорил, не подумав, перебивал, не дослушивал вопросы до конца: речь опережала мысль.

Входе обследования было трудно оторвать ребенка от одного вида деятельности и переключить на что-то другое. Дети зачастую плохо переносили задержку исполнения их желания из-за чего становились раздражительными и даже агрессивными.

Увсех детей отмечались проблемы в поведенческой, когнитивной и коммуникативной сферах. Работоспособность носила цикличный характер: после 10—15 мин работы происходило «выключение» на 5—7 мин. У детей обследованной группы не было выявлено снижение уровня интеллекта, однако наблюдались нарушения внимания, мнестических способностей и низкая активность мыслительных процессов. Расстройства внимания отличались повышенной отвлекаемостью и неспособностью к деятельности, требующей значительных когнитивных нагрузок. Дети без должной тренировки не могли одновременно внимательно слушать, спокойно сидеть и сдерживать импульсивность своего поведения. Удерживая несколько условий в голове, ребенок мог ни одного из них не выполнить, быстро истощившись.

Как отмечалось выше, наряду с клиническим психиатрическим обследованием, больные направлялись к психологу.

В качестве основных использовали стандартные тестовые методы, направленные на выявление характеристик внимания, памяти (стандартный набор патопсихологических методик) и эмоциональной сферы ребенка. Родители заполняли анкету, оценивая своего ребенка по серии стандартных вопросов, которые относятся к характеристике нарушений внимания, импульсивности и гиперактивности.

Регистрация ЭЭГ производилась на 21-канальном цифровом электроэнцефалографе Мицар-201 с чашечных хлорсеребряных электродов, расположенных на поверхности головы в соответствии с международной системой «10—20». Клиническая электроэнцефалография включала регистрацию фоновой ЭЭГ при закрытых и открытых глазах (не менее 5—6 мин), стандартные функциональные пробы: одиночную фотовспышку, ритмическую фотостимуляцию, гипервентиляцию в течение 3 мин. Анализ кривой включал оценку общего функционального состояния мозга, оценку тяжести изменений ЭЭГ, выявление эпилептиформной активности, локализацию патологических измене-

ний. Кроме того, производился количественный анализ спектров мощности ЭЭГ. Нормированная мощность рассчитывалась как отношение мощности рассматриваемого диапазона частот к мощности во всем спектре от 0 до 32 Гц. Для статистического анализа ЭЭГ применялся программный пакет Statistica 6.0 .

В данной работе нами проводилось лечение страттерой (атомоксетин) в оптимальной дозе — 1,2 мг/кг в сутки в амбулаторных условиях в течение 3 мес. Начальная доза страттеры составляла 10 мг/сут и далее еженедельно увеличивалась до 18, 25, 40 и 60 мг в зависимости от массы тела ребенка до достижения оптимальной дозы. После 3 мес лечения оценка эффективности проводилась клинически по градациям: выраженный эффект, умеренно выраженный эффект, слабо выраженный эффект, отсутствие эффекта терапии.

Результаты и обсуждение

Полный курс лечения закончили 32 больных. После лечения выраженный положительный клинический эффект был выявлен у 53,1% больных, умеренно выраженный — в 25% случаев, слабо выраженный — в 12,5%, отсутствие эффекта — в 9,4%.

По оценкам родителей и учителей, было отмечено повышение способности детей к адаптации в коллективе, улучшение взаимоотношений со сверстниками и взрослыми членами семьи, повышение успеваемости и мотивации к обучению.

Кроме того, отмечалось также снижение уровня агрессивности и тревожности. Имело место улучшение не только характеристик поведения, но и показателей внимания, памяти и других высших психических функций (рис. 1—5).

При оценке внимания выделены следующие особенности: у всех обследованных положительная динамика отмечалась в объеме внимания (с изначально суженного до 1—2 объектов и до 3—4 — при контроле) и устойчивости внимания (количество отвлеканий снизилось) (см. рис. 2). Положительную динамику по этим показателям мы отметили практически у 80% обследуемых.

Положительная динамика концентрации и распределения внимания по результатам терапии представлена на рис. 3. При этом у детей младшего школьного возраста соответствующие показатели в процессе терапии изменялись меньше, чем у старших детей. Это может быть связано с отсутствием у младших детей способности к устойчивой концентрации внимания.

Положительный эффект страттеры на симптомы гиперактивности и импульсивности представлен на рис. 4 и 5.

После окончания лечения всем детям была проведена запись ЭЭГ. Учитывая тот факт, что биоэлектрическая активность головного мозга у детей с СДВГ характеризуется усилением медленноволновой θ-активности и уменьшением β-активности, производилось вычисление показателя «замедления» ЭЭГ. Он определялся как отношение мощности θ-ритма (4—8 Гц) к мощности β-ритма (13—21 Гц) в отведении Fz до и после лечения. Специфичность этого индекса составляет 98%.

Контрольное ЭЭГ-исследование после курса лечения страттерой выявило снижение показателя «индекса замедления» у 70,2% пациентов.

Из 34 детей полный курс лечения завершили 32, у 2 наблюдались нарушения со стороны желудочнокишечного тракта, что послужило причиной отмены препарата. Тем не менее наши наблюдения свидетельствуют о хорошей переносимости и достаточной безопасности страттеры.

ЖУРНАЛ НЕВРОЛОГИИ И ПСИХИАТРИИ, 8, 2009

43

ЛЕЧЕНИЕ НЕРВНЫХ И ПСИХИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

Рис. 1. Показатели механической памяти и ассоциативного запоминания.

По оси ординат— количество слов. Здесь и на рис. 2, 4, 5: по оси абсцисс — номер испытуемого. *Показатели пробы: 1 — до лечения, 2 — после лечения.

Рис. 2. Показатели внимания до (1) и после (2) лечения.

Рис. 3.

Частота положительных сдвигов показателей внимания в связи с терапией (%).

Рис. 4.

Показатели гиперактивности до (1) и после (2) лечения.

Рис. 5. Показатели импульсивности до (1) и после (2) лечения.

Таким образом, проведенное исследование показало высокую эффективность, хорошую переносимость и безопасность препарата страттеры у детей и подростков с СДВГ. Уменьшение выраженности основных симптомов

этого синдрома — невнимательности, гиперактивности и импульсивности способствовало улучшению психосоциального функционирования больных в целом.

ЛИТЕРАТУРА

1.

Заваденко Н.Н., Суворинова Н.Ю. Коморбидные расстройства при 3.

Собокарь О.А., Петрухин А.С. Мониторинг эффективности атомок-

 

синдроме гиперактивности с дефицитом внимания. Журн неврол и

сетина в коррекции школьной дезадаптации. Педиат фармакол

 

психиат 2007;107:7:30—35.

2008;5:5:1—4.

2.

Международная классификация болезней (X пересмотр). Классифи-

 

 

кация психических и поведенческих расстройств. Исследовательские

 

 

диагностические критерии. Ст-Петербург 1994.

 

44

ЖУРНАЛ НЕВРОЛОГИИ И ПСИХИАТРИИ, 8, 2009

Соседние файлы в папке 2009