Добавил:
Мы с группой в течение долгого времени херачили вместе всякие билеты для экзов. Берите и пользуйтесь. Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Зарубежный театр, пьесы.docx
Скачиваний:
535
Добавлен:
23.05.2017
Размер:
243.32 Кб
Скачать

Камю а. «Калигула»

Тут с именами вы особенно не поиграете, так как Камю всё позаимствовал из «Жизни Двенадцати Цезарей» Тацита. Фабула и отдельные события местами дословно взяты из Тацита.

Разве что стоит отметить, что Херея исторический и Херея в «Калигуле» — совершенно разные люди.

Исторический Херея — глава заговора против Калигулы и начальник преторианской стражи, который убил его в целом за то, что Калигула давал ему обидные произвища. Это на фоне массовых пыток, казней и особо затейливых изнасилований. Херея у Камю — это даже не столько персона, сколько герой-резонёр. Тот, что в классицистических пьесах напрямую мысль автора выражает. Херея даже говорит так, как будто он наш современник: рассуждает, к примеру, о различных римских императорах, тогда как Калигула по счёту-то всего третий и его попросту не с кем сравнивать.

«Калигула» — это, по сути, комментарий к «Мифу о Сизифе» Камю. В «Мифе о Сизифе» Камю ставит проблему абсурда, в последующех «Калигуле» и «Постороннем» с ней работает.

Что такое абсурд по Камю?

«Мир, который поддается объяснению, пусть самому дурному, - этот мир нам знаком. Но если вселенная внезапно лишается как иллюзий, так и познаний, человек становится в ней посторонним. Человек изгнан навек, ибо лишен и памяти об утраченном отечестве, и надежды на землю обетованную. Собственно говоря, чувство абсурдности и есть этот разлад между человеком и его жизнью, актером и декорациями.»

«Человек сталкивается с иррациональностью мира. Он чувствует, что желает счастья и разумности. Абсурд рождается в этом столкновении между призванием человека и неразумным молчанием мира.»

«Если я обвиню невиновного в кошмарном преступлении, если заявлю добропорядочному человеку, что он вожделеет к собственной сестре, то мне ответят, что это абсурд. [...] Добропорядочный человек указывает на антиномию между тем актом, который я ему приписываю, и принципами всей его жизни. «Это абсурд» означает «это невозможно», а кроме того, «это противоречиво». Если вооруженный ножом человек атакует группу автоматчиков, я считаю его действие абсурдным. Но оно является таковым только из-за диспропорции между намерением и реальностью, из-за противоречия между реальными силами и поставленной целью. [...] Поэтому у меня есть все основания сказать, что чувство абсурдности рождается не из простого исследования факта или впечатления, но врывается вместе со сравнением фактического положения дел с какой-то реальностью, сравнением действия с лежащим за пределами этого действия миром. По существу, абсурд есть раскол. Его нет ни в одном из сравниваемых элементов. Он рождается в их столкновении.»

Этот термин, кстати говоря, театральный критик Эсслин потом взял и навязал Ионеско и Беккету, не особенно интересуюсь их мнением: те-то писали «антидраму».

Абсурд является важной категорией для понимания «Калигулы».

Исторический Калигула был неплохим императором первое время, затем у него умерла сестра и он резко сменил образ действий, начав действовать по модели Ивана Грозного с массовыми казнями и пытками. Почему в нём произошла такая резкая перемена? Никто не знает.

Камю предполагает, что Калигула столкнулся с абсурдностью окружающей действительности. Вот с тем самым абсурдом, о котором Камю говорит в «Мифе о Сизифе».

И Калигула является гуманистом. По крайней мере в своих глазах. Он столкнулся с абсурдом, так? Что он делает дальше? Пытается поведать остальным об этом. Сообщить им, что жизнь не имеет смысла, потому что она бредова и нелепа. Как он это делает? Разрушает жизни всех, кто его окружает: казнит, пытает и издевается. Как и в случае Ореста из Сартровских «Мух», никто такому вмешательству в жизнь не рад.

Орест, кстати, тоже экзистенциальный герой: только Орест доказывает, что вся наша жизнь — один сплошной выбор, хоть и бессмысленный, а Калигула ограничивается просто бессмысленностью жизни.

Противостоит Калигуле Херея, который выражает основной посыл «Мифа о Сизифе»: жизнь-то хоть и бессмысленна, но ничего плохого в этом нет. Сизиф-то, который тащит камень в гору, обреченный скатится обратно, счастлив и никаких проблем у него нет. Так и у нас их быть не должно.