- •Капитализация как величайший обман
- •Acta, или метафизика отчуждения
- •Новое средневековье
- •Почему западное общество не примелет прямого насилия
- •Возможна ли сверхчеловечность технически и биологически
- •Что способно дать свободное время
- •Почему и как разрастается экзогенная иерархичность
- •Будущее науки, или куда пропадают учёные
- •Южноевропейская трагедия
- •Украденные проценты роста
- •О пользе тишины
- •Еврейский романтизм
- •Ближневосточные метаморфозы
- •Новая религия Нового Запада
- •Сакральная тайна власти
- •Новая основа святости и священства
- •Россия: впереди благородная диктатура?
Acta, или метафизика отчуждения
В феврале 2012 года многих странах Европейского Союза– в основном, на востоке Европы, - прошли шумные протесты против ратификации ACTA - международного торгового соглашения по борьбе с контрафактной продукцией (Anti-Counterfeiting Trade Agreement). В некоторых странах ратификацию ACTA даже пришлось отложить.
На поверхности лежит нежелание «продвинутых» молодых людей платить за музыку и видео, которые они привыкли бесплатно и неограниченно скачивать из интернета и иметь в связи с этим риск досмотра и изъятия в аэропортах ноутбуков и сотовых телефонов. Однако представляется достаточно странным, чтобы респектабельные главы правительств и торговые комиссары были столь озабочены сохранением доходов деятелей шоу-бизнеса, представляющих, как известно, далеко не лучшую часть человечества.
На самом деле, под эгидой ACTA речь идет о создании принципиально новой международной организации, ответственной за контроль за оборотом всей совокупности авторских прав и, прежде всего, научно-технологических знаний. Но, в отличие от Всемирной торговой организации, имеющей дело, главным образом, с оборотом классических товаров, которые в момент продажи одновременно присваиваются и отчуждаются сторонами сделки, новая организация собирается заниматься делом странным и едва ли не метафизическим: контролем за присвоением благ, которые в принципе не могут быть отчуждены! Знание или произведение искусства не может быть рассматриваться отдельно от автора. Допустимо, заплатив деньги литературным неграм или бедному художнику, выдать роман или картину за собственное творение, но совершенно невозможно купить право, по которому автором «Гамлета» или «Джоконды» станет некий нувориш!
Однако с помощью АСTA подобное станет реальным. Инноватор, продав некой корпорации права на свое открытие, теперь не сможет самостоятельно и в собственных интересах продолжать работу в том же направлении. Он не сможет свое открытие усовершенствовать. Он не сможет использовать полученные результаты при разработке другой темы. Ведь, подписав договор купли-продажи, он согласился с отчуждением не просто очередного продукта своего творчества, а с отчуждением связанной с этим продуктом свой творческой способности как таковой. Даже если несогласный с этим автор изменит внешность, имя и место жительство – механизмы АСTA отследят и уничтожат все «незаконные результаты» его творчества.
Согласимся, что традиционные механизмы защиты патентного и авторского права, действующие уже третью сотню лет, не заходили столь далеко…
Поэтому АСTA направлена не столько против пользователей, сколько против всего сообщества инноваторов - учёных, инженеров и прочих творцов новой реальности. А если заглянуть ещё глубже – то окажется, что и против сложного труда как такового - труда, очень трудно поддающегося отчуждению и редуцированию в простой труд, овеществлённый результат которого как раз образует основу традиционного капитала. На пороге общества нового типа, в котором капиталом должны служить знания, а элита – должна образовываться из живых носителей этих знаний, ACTA встает на защиту именно старого капитала и старой элиты.
Сама история подготовки ACTA, которая на протяжении ряда лет осуществлялась в полнейшем тайне, и о которой стало известно благодаря вездесущему WikiLeaks, говорит об исключительно степени серьезности, которую финансовая и политическая элита стран «золотого миллиарда» сегодня придает тотальному контролю за сферой знаний. Когда ACTA или её некий модификант будут приняты, то наряду с не менее спорным законопроектом законопроектом S510, в конце 2010 г внесенным на рассмотрение в Сенат США и запрещающим под предлогом «борьбы за безопасность» производство сельскохозяйственной продукции вне сфер деятельности крупных корпораций, они в полной мере конституируют правовой каркас «дивного прекрасного мира» Нового Запада.
Кстати, недавно узнал, что в Нью-Йорке образовалась сеть по нелегальной торговле… свежим цельным молоком. Те, кто когда-либо пробовал молоко со вкусом химии из американских супермаркетов, хорошо поймут, о чём идёт речь. Заказы пока собираются и обрабатываются через интернет, после чего бутылки с натуральным молоком полуподпольно, едва ли ни как запрещённый наркотик, развозится курьерами по указанным адресам. Сеть постоянно находится под угрозой облав и готова к уходу в глубокое подполье…
Тем не менее, «молочная мафия» в Нью-Йорке – не система, а исключение. Традиционные западные общества на удивление спокойно, если не покорно, приняли и АCTA, и аналогичные ему механизмы ограничений своих имманентных прав. А бурные протесты, состоявшиеся в Болгарии, Словении, Чехии, Польше, Эстонии и других восточноевропейских странах, говорят только об одном – «уходя» в свое время на Запад, народы этих стран не предполагали, что плата «за демократию» будет для них столь высока.
