- •Капитализация как величайший обман
- •Acta, или метафизика отчуждения
- •Новое средневековье
- •Почему западное общество не примелет прямого насилия
- •Возможна ли сверхчеловечность технически и биологически
- •Что способно дать свободное время
- •Почему и как разрастается экзогенная иерархичность
- •Будущее науки, или куда пропадают учёные
- •Южноевропейская трагедия
- •Украденные проценты роста
- •О пользе тишины
- •Еврейский романтизм
- •Ближневосточные метаморфозы
- •Новая религия Нового Запада
- •Сакральная тайна власти
- •Новая основа святости и священства
- •Россия: впереди благородная диктатура?
Новая основа святости и священства
Мир не способен жить без Бога, хотя в индивидуальном порядке любой может заявить о своем воинствующем атеизме или пантеизме в терминах «всемирного разума». Прогресс знания и возможность рационального объяснения едва ли не любых тайн природы не изменили данного положения вещей. Поэтому резонно предположить, что в обществе будущего диалог со Всевышним также будет продолжен.
Правда, в отличие от человека времен «научной революции», сверхчеловек будет обладать рядом принципиально новых свойств. Степень контролируемости им явлений мира выйдет на качественно новый уровень, приблизившись, возможно, к уровню, который раньше признавался за сущностями ангельского круга. Сожмётся и, вероятно, исчезнет навсегда тёмная животная сторона человеческой сущности, исследованная Фрейдом и вдохновлявшая основной поток мировой литературы от Достоевского до Гессе.
В связи с этим неизбежны и изменения во взаимоотношениях между людьми и Богом. Правда, строить прогнозы касательно таких изменений – занятие рискованное и малопочётное. И даже не потому, что ни одна каноническая конфессия не готова признавать возможность изменений в обрядовости и догматах, а причине невозможности рационально прогнозировать вещи, относящиеся к Высшей компетенции.
В то же время резонно предположить, что в обществе людей, достигших определенного уровня богочеловечности, то есть личной близости к Творцу, изменятся характер святости и функции священства. Святость и священство не смогут исчезнуть, т.к. полного и окончательного восстановление первоначальной природы человека в новом обществе не произойдет, ибо для этого события у Бога имеется свой собственный срок. Но они не смогут и оставаться прежними.
Критерии святости – разумеется, с помощью Божьей воли – формируются людьми в конкретной исторической обстановке. Человека какого рода люди считают близким к Богу? Какие дефицитные у большинства духовные характеристики люди полагают подлинной ценностью, основой богочеловечества? Вот почему выработку конкретных критериев святости будущего следует оставить будущим поколениям.
Не предваряя их выбора, можно лишь предположить, что из числа путей, ведущих к святости, возможно, исчезнет страдание и, напротив, придут сверхусилия и сверхтрудоспособность, сверхзнание, а также результаты научного творчества, устанавливающие и подтверждающие связь мира и человека в нём с Творцом.
Изменятся также роль и функции священства. Людей преображённых и в той или иной степени достигших богочеловечности, трудно рассматривать в качества паствы, нуждающейся в пастыре. Критерии общественного признания священства значительно возрастут. Скорее всего, священство разделится на два круга: священство социальное и священство высшее. Круг последнего будет весьма ограничен и по свой исключительности даже превзойдет высший архиерейский круг современного священства. Этим избранным, вполне возможно, придётся не просто предстоять перед Небом, но и тем или иным образом участвовать в невидимых битвах за устройство горнего мира. Пусть подобное сегодня звучит невероятно, однако с учетом нынешнего многообразия поствитальных идей, в том числе, например, идеи мормонов по интродуцированию в тонком мире собственной иерархии, соответствующая деятельность обретает вполне предметный смысл.
А вот в круг социального священства утратит сословность, в него сможет войти любой должным образом подготовленный и имеющий к тому желание мирянин. Священство станет непосредственно соединенным с задачами обустройства и лучшей организации человеческой жизни на конкретных территориях, а привнесение святости в повседневную человеческую жизнь сделается его основной задачей. В обществе сверхчеловека святая жизнь, наверное, должна стать нормой.
В обществе будущего начнёт также сокращаться и постепенно исчезать пропасть между умозрительным постижением Бога и практическими делами, между служением и земным творчеством, между молитвой и действием. Реальная жизнь, земные дела станут таким же очевидным путем к спасению, как и чистая религиозность. Измениться психологический код человека, спасение в его понимании станет прочно связанным с социальными правилами и обязанностями труда, творчества, многоплановости и мультизадачности.
Ибо как сказано в Евангелии, "..доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его" (Мф., 11,12).
